Использование карт на уроках истории и в заданиях ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

6
7
Материал опубликован 29 June в группе

Использование карт на уроках истории и в заданиях ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

Урок истории – это урок о прошлом человечества, о событиях минувших дней и личностях, живших в разные периоды развития и становления общества. История рассказывает о прошлом государств, как ныне существующих, так и тех, о которых сохранились лишь мифы и легенды, наскальные начертания, различные источники (письменные, вещественные, устные и т.д.).

Одними из важных источников изучения истории на уроках являются атласы и контурные карты.

Исторические карты несут в себе информацию об исторических событиях, показывают взаимосвязи общественных явлений прошлого с географическими факторами, знакомят с местоположением древних культур и государств.

Существует несколько видов исторических карт:

- археологические;

- этнографические;

- историко-экономические;

- историко-политические;

- военно-исторические;

- историко-культурные и т.д.

Археологическая карта – специальный сборник, в котором дана всесторонняя научная характеристика археологических, культурных, обрядовых и других памятников определенного региона: местонахождение, эпоха возникновения, архитектурные особенности [5].

Особенностью этнографических карт является то, что они показывают географическое размещение и пространственные взаимоотношения явлений и объектов, изучаемых этнографией [4].

Задачей историко-экономических карт является показ состояния экономики определенной территории в периоды, являющиеся важными вехами социально-экономического развития.

Историко-политические карты отражают главные политико-географические изменения: образование, слияние и разделение государств, изменение площади и названия, перемены форм государственного правления и т.д.

Военно-исторические карты – это тематические карты, на которых отображены военные события того или иного периода.

Историко-культурные карты дают информацию о местоположении и особенностях развития того или иного народа, государства, цивилизации в целом.

Работа с исторической картой дает возможность подготовить учащихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Всероссийская проверочная работа (далее ВПР) по истории в пятом классе включает в себя 7 заданий. В задании под № 5 проверяется умение работать с контурной картой - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач. От учащихся требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично расположена выбранная страна или названный в задании объект. Решение данного задания требует от учителя использование исторических карт при изучении тем, связанных с расселением общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, с расположением древних цивилизаций и государств, с местами важнейших событий. [3]



                            t1719613366aa.png



В шестом классе ВПР по истории состоит из 8 заданий. Задание под № 5 проверяет умение работать с контурной картой. Если в пятом классе требуется заштриховать четырехугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично расположена выбранная страна или названный в задании объект, то в шестом классе на контурной карте нужно заштриховать четырехугольник, в котором полностью или частично происходило выбранное обучающимися событие (процесс) или событие (процесс), которое указано в задании. Проверяемые умения, в данном случае, связаны с умением учащихся использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др. [3]

           t1719613366ab.png

ВПР по истории в седьмом классе состоит из 9 заданий, в восьмом классе – из 10 [3]. В седьмом классе 4 и 5, а в восьмом классе 5 и 6 задания проверяют умение работать с контурной картой. Задание под № 4 (№ 5, восьмой класс) нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты. Задание под № 5 (№ 6, восьмой класс) проверяет знание исторической географии и умение работать с контурной картой. В этом задании нужно нанести на контурную карту два объекта. Проверяемые умения связаны с умением учащихся использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др. Кроме умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, учащиеся должны владеть базовыми историческими знаниями и представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах.

                         t1719613366ac.png

                         t1719613366ad.png

ВПР по истории в одиннадцатом классе состоит из 12 заданий. 6 и 7 задания проверяют умение работать с контурной картой. Задание под № 6 нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты. Задание под № 7 проверяет знание исторической географии и умение работать с контурной картой. Проверяемые умения связаны с умением учащихся использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств с древнейших времен до настоящего времени, об основных процессах политического, социального, экономического и культурного развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др. [3]



                        t1719613366ae.png



Основной государственный экзамен (ОГЭ) по истории состоит из 24 заданий. Задания с 8 по 10 проверяют умение работать с контурной картой, которая иллюстрирует процесс или событие из истории России с древнейших времён и до начала XX в. В задании под № 10 нужно установить соответствие между текстом и исторической картой. [2]

Проверяемые требования к предметным результатам базового уровня освоения основной образовательной программы основного общего образования включают в себя:

- умение читать и анализировать историческую карту/схему;

- характеризовать на основе анализа исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы;

- сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из других источников. [1]



t1719613366af.png



Единый государственный экзамен (ЕГЭ) состоит из 21 задания. Задания с 9 по 12 проверяют умение работать с контурной картой, которая иллюстрирует процесс или событие из истории России с древнейших времён и по настоящее время. В задании под № 11 проверяется умение соотносить картографическую информацию с текстом, в задании под № 12 из списка суждений нужно выбрать верные, опираясь на карту/схему. [2]

t1719613366ag.png



Суммировав предъявляемые требования ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории к умениям по работе с исторической картой, приходим к следующим выводам.

Учащийся должен уметь:

- проводить атрибуцию карты/схемы;

- определять события, явления, процессы, которым посвящена карта/схема;

- соотносить карту/схему с определенным историческим периодом;

- работать с картографической информацией, используя контекстные знания.

Умение работать с исторической картой – это поэтапный процесс, вбирающий в себя последовательность действий:

- чтение названия карты (информация о территории, времени, событии или процессе);

- знакомство с легендой карты (условные знаки – информация, изображенная на карте);

- чтение информации на карте (с самых крупных объектов к более мелким);

- определение природно-климатических признаков территории (в какой части света находится, какими морями омывается, какие географические объекты расположены внутри территории и за ее пределами и т.д.);

- определение признаков государства (граница, столица, государства-соседи);

- определение деятельности человека/общества, показанной на карте (военные походы, торговые пути, различные производства и предприятия и т.д.).

Работа с контурной картой подразумевает под собой выполнение следующих действий:

- точное и правильное выполнение заданий по карте;

- точное и аккуратное нанесение объектов и надписей на карту;

- наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты);

- соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, использование при закрашивании только цветных карандашей);

- отсутствие грамматических ошибок при нанесении названий тех или иных объектов.

Использование на уроках истории карт является одним из основных способов получения информации. Карты являются источниками знаний и инструментами развития исследовательской деятельности. Они дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, развить умения, проверяемые заданиями ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.







Список использованных источников:

1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (08.06.2024).

2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://fipi.ru (07.06.2024).

3. ВПР КЛАСС: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://vprklass.ru (19.05.2024).

4. ЛИТМИР: электронная библиотека: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://litmir.club/br/?b=106445&p=17 (11.05.06.2024).

5. КАРТАСЛОВ.РУ — Карта слов и выражений русского языка: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://kartaslov.ru/карта-знаний/Археологическая+карта (20.04.06.2024).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вижу фото Ирины Анатольевны...

29 June

Да,с лайками что-то нужно делать... Написала Александру

29 June

А " спасибо" от Натальи Владимировны Пролубщиковой? Она с 2022 г. не заходила на сайт? Мы же, старожилы, знаем почти всех!

29 June

А я сначала обрадовалась.Мне её на сайте очень не хватает! Но ,проверив её присутствие на сайте,поняла,что тут что-то не то!

29 June

Коллеги, согласна... Думаю, что это связано с реконструкцией сайта. В самом разгаре усовершенствование... Надо просто набраться немного терпения и всё уладится!

Вчера в 11:41

Обещали к понедельнику исправить!

Вчера в 12:02

Сборник методических разработок и педагогических идей