Методические рекомендации «Использование кинофильмов о ВОВ на уроках истории в 9 классе»

0
0
Материал опубликован 4 December 2018

Журавлёва О.С.

Использование кинофильмов о Великой Отечественной войне при изучении курса Отечественной истории в 9 классе.


 

В современном мире техника проникла во все сферы нашей жизни. Не остался в стороне и учебный процесс. М.Т. Студеникин в книге « Современные технологии преподавания истории в школе» выделяет , что «применение технических средств – одно из характерных черт современного развития школы и педагогики» . Сейчас уже сложно представить себе урок без использования компьютера, электронной доски, видео или аудио сопровождения, сети интернет. Не являются исключением и уроки истории. Стоит отметить, что ожидания учеников также изменились вместе с проникновением технического прогресса в учебный процесс. Если урок не захватывает, не удивляет, подросток очень быстро выключается из учебного процесса и, а иногда находит ему замену в социальных сетях или играх.

Урок истории , как и любой другой, ставит перед собой много целей. На мой взгляд, главными из них являются научить и воспитать. Для этого недостаточно просто познакомить учеников с материалом и проверить полученные знания. К.Д. Ушинский писал, что учащиеся не должны лишь внешне «присутствовать на занятиях». Важно максимально приблизить историю к реальной жизни учеников. Показать живую, динамичную историю, помочь ученикам испытать переживания. Ведь всем хорошо известно, что человеку запоминается только то, что носит эмоциональную окраску. В этом нам , несомненно , помогают художественные кинофильмы.

Особое место в изучении Отечественной истории занимает Великая Отечественная война.5 декабря 1941 – начало Контрнаступления Советских войск под Москвой. Битва под Москвой или Московская битва очень важна и интересна как при изучении Великой Отечественной войны, так и при изучении истории Тверского края. Это непростая страница нашей истории как никакая другая представлена в художественном кинематографе. Она пользовалась популярностью в советское время, не теряет своей актуальности и сейчас. Именно художественный фильм позволяет учителю вовлечь учащихся в работу, создать эффект личного присутствия , не просто познакомить с понятиями , а воспитать такие чувства , как : патриотизм, героизм, подвиг, самопожертвование.

Художественные фильмы можно использовать как во внеурочной деятельности, так и на уроках истории. В первом случае фильм показывается в полном виде, во втором фрагментарно. Но в обоих случаях показ не должен быть случайным, бесплановым.

Показ фрагментов художественных фильмов может осуществляться на любом этапе урока. В начале урока, для обозначения темы урока и определения задач. В середине урока, для иллюстрации изучаемого материала и речи учителя. В конце урока, для подведения итогов и формулировки выводов учащихся.

В любом из этих случаев, показу предшествует серьёзная подготовка учителя. Необходимо понимать, что художественный фильм – это чаще всего вымысел, личное видение режиссером исторического события. Могут не совпадать факты, имена, даты, названия улиц. Учитель должен выделить небольшой фрагмент, который точно подойдёт к уроку. Также необходимо строго регламентировать время показа. Наиболее оптимальным является время 7-15 минут . Если показ длиться дольше, то концентрация внимания теряется, и просмотр превращается в развлекательное мероприятие. Учитель обязан продумать смысловую нагрузку отрывка, вопросы к нему. Ученикам необходимо обсудить, выразить свою точку зрения по поводу увиденного.

Современный учитель стоит перед большим выбором иллюстративного материала на уроках. Различные кампании предлагают специально разработанные к урокам короткометражные ролики , телеканалы выпускают научно- популярные короткометражные фильмы, с использованием документов, хроники, фото, анимации, компьютерной графики. Многочисленные сайты содержат огромное количество всевозможных презентаций и разработок к урокам. Так почему же стоит использовать фрагменты художественных фильмов на своих уроках, не смотря большие временные затраты учителя? На мой взгляд, ответ прост. Яркость, Правдивость, эмоциональность, возможность творчески планировать уроки. Возможность показать не сухую констатацию фактов, а живую историю. Трудно объяснить ученикам на словах такие понятия, как : героизм, самопожертвование, страх, трусость, предательство, решимость, героизм. Ведь одной из задач учителя стоит воспитание любви к Отчизне, чувства ответственности за свою Малую Родину, сопричастности к происходящим событиям.

 

Список литературы.

Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока /Г. Аствацатуров // Учитель истории .2002.-№2.-2-6с.

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории / М.В.Короткова //Преподавание истории в школе .-2008.-№1.-3-8с.

Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе /М.Т.Студеникин –М.Владос 2007 -227с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации