12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тетикова Т.А.54
0

Методические рекомендации на тему «Использование исторических источников в обучении истории»

Западно-Казахстанская область

Городской отдел образования


 

Использование исторических источников

в обучении истории

(из опыта работы учителя истории СОШ №39 Тетиковой Т.А.)

г. Уральск, 2018 г.


 

Рекомендовано к публикации решением

экспертного совета городского отдела образования

протокол №____ от _________2018 год


 

Составитель: Тетикова Т.А. – учитель истории первой категории СОШ №39

Рецензенты:

Аманбаев А.С. кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всемирной истории и социально – политический дисциплин ЗКГУ имени М. Утемисова.

Каримова Г.Т. учитель истории высшей категории КГУ СОШ №9

 

Методические рекомендации представляют собой систему работы учителя истории по формированию навыка работы с документами. Учитель выбрал наиболее эффективные методы и приемы формирования данного навыка у учащихся.

Данная работа адресуется учителям истории и должна помочь им в формировании у учащихся умений работать с текстами источников знаний.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4

1. Аналитическая часть _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5-8

1.1 Исторический документ и его виды _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5-6

1.2 Значение исторических источников в обучении истории _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6

1.3 Формирование умений и навыков работы с историческими источниками, текстом, картами _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6-8

2. Практическая часть _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8-10

2.1 Использование исторических источников на уроках истории (из опыта работы)_ _8-10

Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11

Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12

Приложение 1 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13-15

Приложение 2 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 16-18

Приложение 3_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _19-30

Введение

Тема «Использование исторических источников в обучении истории» является моей методической темой, над которой я работаю несколько лет. Данная тема достаточно актуальна в современной методике преподавания истории. Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психолого-педагогические науки, исследования и опыт преподавания учителей ориентируют на необходимость формирования личности, умеющий самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Развитие у учащихся приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности учителя. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов.

Формирование у учащихся умений работать с текстами источников знаний – одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории. 

Аналитическая часть.

1.1 Исторический документ и его виды

К историческим источникам относятся все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а так же предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.

Исторические источники делятся:

Картографические:

а) карты, планы исторические; б) карты, планы политические; в) карты, экономические.

Статистические:

а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика.

Актовые:

а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.

Канцелярские источники:

а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка.

Личные:

а) письма; б) дневники; в) мемуары.

Художественные:

а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести.

Исторические:

а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи.

Научные:

а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.

Дополнительно, я взяла бы исторические картины, как вид исторических источников.

Исследователи предлагают включать в понятие источника любые свидетельства эпохи, несущие познавательную нагрузку, позволяющие почувствовать веянием времени. Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей;

развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности. Выполнение заданий с историческими источниками способствует созданию у учащихся ярких и образных представлений. Они как бы вживаются в определенную эпоху.

Документ, используемый на уроке должен:

- соответствовать целям и задачам обучения истории;

- отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

- быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было предложить учащимся познавательные вопросы и задания;

- быть доступным ученикам по содержанию и объему, интересным, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;

- обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности учащихся.

1.2 Значение исторических источников в обучении истории

Изучение на уроке различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей обучения. Современный урок невозможно представить без аналитической работы с источниками. Их использование позволяет решить рад взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей, развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения, формировать оценочную деятельность учащихся.

Общеизвестно, что исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого.

Документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения учащихся.

Самостоятельный анализ документов вооружает учащихся элементарными навыками исследовательской работы, учит приемам критического осмысления прошлого.

1.3 Формирование умений и навыков работы с историческими источниками, текстом, картами

 Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков и исторических деятелей. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.

 Выполнение  заданий с историческими источниками способствует созданию у учащихся ярких и образных представлений. Они как бы вживаются в определенную эпоху. Изучение определенных источников  имеет большое воспитательное значение, так как ученики испытывают различные чувства, изучая прошлое через подлинные документы эпохи. Образовательно-воспитательный эффект использования документального материала в значительной мере зависит от правильной организации самостоятельной работы учащихся, от умения учителя научить учащихся элементарным приемам работы с историческими источниками. Важно, привить им интерес к данной работе, интерес к историческому документу как к памятнику эпохи и источнику новых знаний. Поэтому каждый раз необходимо обращать внимание ученика на то, кем был составлен документ, каким годом или числом он датирован, каково было положение страны в данное время (или международное положение), что узнавали люди нового из содержания данного документа. 

 Существенным моментом является выработка у учащихся отношения к источнику, как свидетельству, отразившие реальные события, происходившие в жизни людей, и понимания того, что исторические события, совершающиеся этим, прежде всего, определяется интерес учащихся к историческому документу как источнику новых знаний о недавнем и далеком прошлом. Учащиеся убеждаются в том, что из исторических документов учащиеся могут узнать о жизни людей в далеком прошлом.

При изучении близких к современной жизни периодов истории (9,11 классы) имеется больше возможности дать учащимся почувствовать исторический документ как след деятельности когда - то живых людей. Работа с документом дает большие возможности для использования личностно-целевого подхода на уроке. Целевые установки в данном случае направлены на: 
- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов научной деятельности на основе актуализации «окультуривания» их субъективного опыта; 
- оказание помощи учащимся в поиске и приобретении своего индивидуального стиля и опыта, а также темпа учебной деятельности, в раскрытии и развитии индивидуальных

способностей и интересов;

- содействие ученику в формировании я- концепции, развитие творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.

         Таким образом, методика работы с историческим источником важна не только тем, что повышает эффективность уроков истории, но и тем, что включает в себя элементы воспитания на уроке, способствует формированию воспитывающих ситуаций.            Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 классах – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы.

Естественно, что работа с документами должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков. Так, учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны уметь:

Определять тип документа;

Определять время написания документа или историческую эпоху;

Определить автора (если это возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.

Располагать несколько документов в хронологическом порядке.

Работать с документами по определенным вопросам учителя.

Составлять конкретные вопросы к документу.

Пересказать содержание документа.

Составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического документа.

Анализировать документ по предлагаемому плану. 

Составить развернутый рассказ с использованием нескольких документов.

Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Ученики данных классов должны уметь: 

Составить вопросы к документам более глубокого аналитического характера. 
•Анализировать документ по предлагаемому плану (более сложный план). 

Анализировать документ в контексте исторической ситуации. 
•Использовать документ для доказательства собственного мнения. 
• Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических документах. 
• Выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов.

 Деятельность учащихся 9-11 классов предусматривает творческий характер работы с документами. Обучающиеся должны уметь: 

Отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.

Сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками. 
•  Сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие. 

Выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе. 
• Извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать. 

Свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.

Практическая часть

2.1 Использование исторических источников на уроках истории (из опыта работы).

Цели обучения работе с историческими источниками соответствуют основным принципам образования:1) развитию личной компетентности в процессе обучения истории, которая характеризуется знанием определенного количества информации (исторические даты, понятия, личности, события), при этом она должна отличаться конкретными приобретенными знаниями, навыками решения практических задач, а не механическим запоминанием; 2) развитию способности анализировать и оценивать исторические события, явления и процессы, а также историческую деятельность личности в контексте мировой и отечественной истории; 3) формированию и развитию исторических исследовательских навыков на основе исторических данных (представление гипотез, вопросы исследований, анализ данных, сравнение различных подходов, результатов и выводов, определение своей позиции) (ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ. Инструктивно-методическое письмо) и предполагают:

Развитие исторического мышления учащихся через исследовательскую деятельность на уроке.

Формирование умений оценивать информацию и делать самостоятельный осмысленный выбор.

Осуществлять воспитательную работу, воспитывая высоконравственных граждан.

Главным в обучении работе учащихся с документами являются: исследовательский метод познания, сравнительно-исторический метод анализа документов.

Вообще, работа с документами на уроках истории должна присутствовать, по возможности, постоянно, это заинтересовывает учащихся, дает простор для творческой деятельности учителя и ученика.

Одновременно эта работа очень трудоемка, требует большой подготовительной работы учителя к уроку.

Однако наличие в УМК по истории Казахстана и всемирной истории хрестоматий, которыми обеспечены все учащиеся нашей школы, дают возможность учителю организовать работу с использованием документов. А также учебники по истории и всемирной истории содержат выдержки их письменных источников, иллюстративный материал, который позволяет организовать данный вид работы.

Используя хрестоматии и содержащийся материал в учебниках, я на уроках организую данный вид работы с учащимися. Задания, используемые на уроках можно разделить на три уровня: воспроизводящий, преобразующий и творческо-поисковый.

Так, на воспроизводящем уровне я предлагаю учащимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известному ученикам типу и т.д. (8 класс история Казахстана, Тема: «Начало присоединения Казахского ханства к Российской империи», документ «Инструкция Анны Иоановны статскому советнику Ивану Кириллову». Задание:1. Какие цели поставила императрица Анна Иоановна перед экспедицией Кириллова в 1734 году на реку Орь. 2. Составьте простой план документа.

8 класс всемирная история Тема: «Почему США отправили военные корабли в Японию?», документ «Пятистотейная императорская клятва». Задание: 1. Используя текст учебника, ответьте на вопрос: каким образом были реализованы положения императорской клятвы? 2. Удалось ли императору предотвратить выступление самураев?)

На преобразующем уровне задания включают в себя рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор и группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, схем; подготовка небольших докладов, написание эссе и прочее (8 класс история Казахстана, Тема: «Административно-территориальные реформы в Казахстане во второй половине ХIХ века», документ «Временные положения об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств 21 октября 1868 года» Задание:1.Составте план-схему «Административное устройство Казахстана по реформе 1867-1868 годов».

На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения, идей нескольких документов; выявление линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек, применение теоретических положений документа для доказательства, аргументация своей точки зрения; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме (8 класс всемирная история Тема: «Какие перемены произошли во Франции в 1789-1799 годы?», документы: «Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 год », «Конституция 3 сентября 1791 год». Задание: Сопоставьте основные положения Декларации и Конституции).

Использование документов на уроках истории позволяет активизировать работу учащихся, разноуровневые задания включают в работу всех учеников. Работая с документами, учащиеся учатся анализировать исторические события, делать выводы, обобщать, сравнивать и тд. Исторический документ «оживляет» урок, делает его более красочным и эмоциональным, дает почувствовать веяние времени.

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников. Их использование позволяет развивать самостоятельность учащихся. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и самостоятельно прийти к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с источниками, становятся более убедительными для учеников, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого. При правильной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся такая работа может стать эффективным средством формирования информационной и коммуникативной компетенций учащихся, способствовать формированию критического отношения к историческим источникам и их интерпретации.

Заключение

В настоящее время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда. Поэтому ведущая идея современного образования выражена в попытке увязать результатирующую составляющую образования с планируемыми результатами ученика. В современных условиях знания и умения как единицы общеобразовательного результата необходимы, но недостаточны, чтобы быть успешным в информационном обществе.

Необходимым условием для формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащегося должна стать его самостоятельная познавательная деятельность, имеющая практико-ориентационную направленность.

Одной из форм такой деятельности является работа с историческими документами на уроках истории. Существует огромное количество форм методов и приемов работы с документами. Мы уверенны, что существует большое поле для творческой деятельности каждого учителя.

Список литературы

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ. Инструктивно-методическое письмо.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 1998

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988

Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М., 1966

Жерновников О.М. Раздаточный материал на основе исторического документа. Н., 2000

История Казахстана за 8 класс. Хрестоматия. Касымбаев Ж. К.. А.2012

Кредер А.А. Новая история. Часть 2. М., 1998

Румянцева В.Я. Работа с историческим источником//Преподавание истории в школе.2003. №3

Стрелова О.Ю. Приемы интеграции документальных и иллюстративных компонентов учебника в учебный процесс в качестве источников исторической информации и средств развития познавательных способностей старшеклассников. М., 2008

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000

Приложение 1

Задания для уроков по всемирной истории

с использованием исторических документов (8 класс)

Тема: Какие перемены произошли во Франции в 1789-1799 годы?

Документ: Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 год

Документ: Конституция 3 сентября 1791 год

Задание:

Сопоставьте основные положения Декларации 1789 года и Конституции 1791 года. Отражены ли принципы Декларации в Конституции 1791 года?

Тема: Почему Россия и Британия соперничали за влияние в Иране?

Документ: Из опроса английского инженера Гейловея на заседании парламентского комитета Англии 18 февраля 1823 года.

Задание:

Каким образом в Англии в первой половине XIX века пытались сохранить промышленное первенство?

Прав ли инженер Гейловей в своей оценке того, что французы, получив доступ к английской технике, «не смогли бы построить и девятой части тех машин, которые они выпускают»?

Документ: Показания Самюэля Коульсона правительственной комиссии о детском труде. Англия, 1832 год.

Задание:

Какие методы использовали владельцы фабрик для увеличения своих доходов?

Почему родители были вынуждены отправлять своих детей на тяжелую работу?

Тема: Насколько были не схожи пути объединения Италии и Германии?

Документ: Отрывки из трех документов.

Задание:

Проанализируйте текст документов, соотнесите номер документа и его название (Приложение 2):

Передача церковных земель бедным семьям (27 апреля 1849 год)

Прокламация об обороне Римской республики (3 июля 1849 год)

Прокламация о неприкосновенности личности и собственности (4 мая 1849 год)

На какие слои населения Италии попыталось опереться правительство Римской империи?

Тема: Почему царь Александр II стал жертвой «Народной воли»?

Документ: Манифест 19 февраля 1861 год.

Задание: проработай документ по предлагаемой памятке

Памятка по работе с историческим документом.

Прочитайте документ, отберите из него яркие описания фактов, образные сравнения, эпитеты.

Составьте рассказ, объединяя материал из учебника и документа.

Тема: Какими способами расширялась территория США в западном направлении?

Документ: Закон о гомстедах. 1862 год

Задание:

Какие цели преследовало правительство США, принимая этот закон?

О какой, ни кем не занятой земле, идет речь в данном документе? Была ли она в действительности ни кем не занята?

Задания для уроков по истории Казахстана

с использованием исторических документов (8 класс)

Тема: Начало присоединения Казахского ханства к Российской империи.

Документ:

Письмо Абулхаира Анне Иоановне. Послание в Петербург ее величеству. 8 сентября 1730 год.

Грамота к «киргиз-кайсацкому Абулхаир хану и всему войску».

Грамота императрицы Анны Иоановны.

Из журнала Тевкелева.

Задание:

Выполнил ли Абулхаир хан поручение биев Младшего жуза о заключении с Россией военного союза?

Какие трудности встретило посольство А.Тевкелева, прибыв в ставку Абулхаира?

Документ:

Инструкция императрицы Анны Иоановны статскому советнику Ивану кириллову.

Задание:

Какие цели поставила императрица Анна Иоановна перед экспедицией И. Кириллова в 1734 году на реку Орь?

Составьте план документа.

Тема: Внутренняя и внешняя политика Абылай хана.

Документ:

Из показаний старшины Кулебака о хане Абылае.

Задание:

На основе документа охарактеризуйте обстановку в Среднем жузе в 80е годы XVIII века.

Составь два вопроса к тексту документа.

Тема: Национально-освободительное движение Срыма Датулы.

Документ: Рапорт Уральской войсковой канцелярии президенту Военной коллегии кн. Г. А. Потемкину о карательной экспедиции против батыра Срыма и о захвате султана Айчувака. 1785 г. апреля

Задание:

О каком событии повествует данный документ?

Приведите данные из документа, где сказано о действиях карателей притив мирных аулов?

Документ: Письмо О.А. Игельстрома 9 ноября 1787 год.

Задание:

Какие преобразования в области управления Младшим жузом предлагал провести барон Игельстром?

В чем суть данных преобразований?

Тема: Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы.

Документ: Орлов. Русский в гостях у Кенесары. Оренбургский листок. 1889. № 28.

Задание:

На основе документа дайте характеристику исторической личности К.Касымова (устный рассказ).

Тема: Административно-территориальные реформы в Казахстане во второй половине ХIХ века

Документ: ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ В СТЕПНЫХ ОБЛАСТЯХ ОРЕНБУРГСКОГО И ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВА 21 октября 1868 г.

Задание:

Составьте схему «Административное устройство Казахстана по реформе 1867-1868 годов»

Тема: Абай Кунанбаев – великий мыслитель.

Документ: Великий поэт казахского народа Абай Кунанбаев (Приложение 2)

Документ: «Абай-Кулембаю» (Приложение 2)

Задание:

Составьте план по документу «Великий поэт казахского народа Абай Кунанбаев»

Прочитайте стихотворение «Абай-Кулембаю», определите основную идею этого произведения.


 

Приложение 2

Всемирная история 8 класс


 

1. « Римляне!

К позору нападения республиканских войск (войск Франции.) на дружественную республику генерал Удино прибавил низость измены. Он нарушает имеющееся в наших руках письменное обещание не начинать атаки раньше понедельника.

Восстаньте, римляне! На стены, к воротам, на баррикады! До-кажем неприятелю, что даже при помощи измены нельзя победить Рим. Пусть весь город поднимается, воодушевленный одной и той же мыслью. Пусть каждый человек сражается; пусть каждый верит в победу. Пусть каждый помнит о своих отцах и станет героем. Право восторжествует, и вечный стыд пусть накроет Союзников Австрии.

Да здравствует республика!»

2. «Личность неприкосновенна. Одно лишь правительство имеет право и обязанность наказывать. Собственность неприкосновенна...

Никому не дано право производить аресты или домашние обыски без указаний или присутствия военного чина...».

3. «…Принимая во внимание, что всякое промедление наносит ущерб, что необходимо спешно помочь классу сельских хозяев, сколь нужных для торгового процветания Италии, триумвират (так в 1848-1849 годах называлось состоящее из трех человек руководство Римской республики) декларирует:

Каждая семья, состоящая по крайней мере из трех лиц, получит количество земли, соответствующее работе двух быков… то есть 20 тысяч квадратных метров».


 

История Казахстана 8 класс


 

ВЕЛИКИЙ ПОЭТ КАЗАХСКОГО НАРОДА АБАЙ КУНАНБАЕВ

...На лето они выезжали в гости в аул Абая, зимой поддерживали с ним постоянную переписку. С исключительным вниманием и отзывчивостью русские друзья помогали самообразованию Абая, подбирая для него книги и отвечая на его вопросы. Считая просвещение одним из важных средств в подготовке народа к борьбе с царизмом, эти представители русской демократической интеллигенции постепенно становились первыми распространителями культуры на отсталой окраине, ревнителями преобразования жизни и быта. Осталось много трудов по различным отраслям знаний, написанных Михаэлисом и Леонтьевым, свидетельствующих об их просветительной деятельности.

Многие из этих представителей русской интеллигенции знакомили казахское общество с произведениями русских классиков и великих революционных демократов-мысли-телей. Деятельность русской революционной интеллигенции оказала большое влияние на поэта, помогла ему увидеть в дружбе с русским народом единственно верный путь спасения казахского народа от вековой темноты.

Великий поэт-просветитель понимал важность братства и дружбы между народами. Но Абай умел отделять русский народ от царских колонизаторов, и в своих стихах он стремился разъяснить это казахскому народу.

Русские друзья Абая, помогая ему в расширении знаний, сами немало почерпнули у поэта, пользуясь его глубокими и обширными сведениями по истории, обычному праву, поэзии и искусству, экономике и быту народов, родственных казахам.

Для русских друзей Абая естественным было стремление донести до широких казахских народных масс правду о русском народе, воплощенную в трудах и думах великих русских

классиков и передовых общественно-политических деятелей.

Высокий гуманизм, глубокая революционность русской классической литературы XIX в., проникнутой освободительными идеями, ее последовательная оппозиционность царизму, ее неумолкающий голос в защиту угнетенного русского народа пробуждали к жизни и воспитывали общественную мысль в Сибири и Казахстане.

Абай рано проникся чувством глубокого уважения к великому наследию русской культуры, жил сознанием общности идеалов и раскрепощения народов России от многовекового гнета и темноты. Позже в “Гаклиях” (“Назидания”) он писал: “Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче... ”

Узнавай у русских доброе, узнавай, как работать и добывать честным трудом средства к жизни. Если ты этого достигнешь, то научишь свой народ и защитишь его от угнетения...  

Необыкновенно широко раздвинулся горизонт Абая, когда он познал подлинные ценности духовной культуры русского народа. Абай становится страстным почитателем Пушкина, Лермонтова, Крылова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого. С памятного лета 1886 г. — начала своей осознанной поэтической деятельности — Абай стал впервые переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова, сделав их доступными и понятными для своего народа.

Будучи не только поэтом, но и композитором, глубоким знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки, Абай создает ряд мелодий, главным образом для тех своих стихов, которые вводили в казахскую поэзию новые, неизвестные ей до этого формы (восьмистишия, шестистишия и т.д.). Он создал мелодии к своим переводам отрывков из “Евгения Онегина”. В 1887—1889 гг. имя Пушкина и имена его героев — Онегина и Татьяны, пролетев над степями, стали такими же родными для казахского народа, как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм.

К этому времени имя самого Абая — поэта, мыслителя и композитора — становится одним из самых популярных и чтимых народом. К нему едут акыны, композиторы, певцы из дальних районов. Знаменитый Биржан, слепая женщина-акын Ажар, женщины-акыны Куандык, Сара и другие разносят по степным аулам его стихи.

Вокруг Абая группируются молодые талантливые поэты и певцы: Муса, Акылбай, Какитай, младший сын Абая — Магавья. Некоторые из них, по примеру самого Абая, усиленно занимаются самообразованием, изучают русскую литературу, пишут исторические, романтические и бытовые поэмы.

Популярность имени Абая привлекла к нему не только казахов, но и многих свободомыслящих людей Востока, по преимуществу — татарской молодежи, репрессированных царским правительством кавказцев. Так, в ауле Абая месяцами гостили кавказцы, бежавшие из сибирской ссылки и пробивавшиеся по казахским степям к себе на родину. Аул Абая все больше привлекал прогрессивно настроенных, передовых людей.

Длительная и прочная дружба Абая и ссыльных революционеров раздражала администрацию края. Об Абае, как об опасном для царизма человеке, доносили семипалатинскому военному губернатору и генерал-губернатору. За аулом Абая был установлен негласный надзор. Абай, как популярный в народе поэт, как смелый провозвестник правды, изобличитель пороков, стал предметом бдительного внимания приставов, урядников, волостных управителей. Между тем число почитателей таланта Абая увеличивалось с каждым годом. Его влияние широко распространялось и на народ.

 

Ауэзов М. Великий поэт казахского народа Абай Кунанбаев.

 

АБАЙ — КУЛЕМБАЮ

Наконец, волостным я стал,

Все добро на взятки спустив;

Без горбов верблюды мои,

У коней не осталось грив.

Но я волостью управлять

Не могу, а вроде ретив...

Если сильные позовут —

Оборачиваюсь на призыв;

Если слабые говорят —

Еле слушаю их, сонлив...

Близок съезд!

Эта весть, как гром,

Прогремела, сердце пронзив.

Но тревоги не выдаю,

Улыбаюсь, а сам чуть жив.

Вот в один из облачных дней

Вижу нарочного у ворот:

Уездный уже в пути,

Приготовь побольше подвод”.

Я смутился — срок маловат.

Сердце тяжким молотом бьет,

Но стараюсь я, что есть сил,

Ошалев от своих забот.

Всех старшин, всех биев собрав,

Говорю им: “Время не ждет,

Заготовьте побольше юрт,

Уездный будет вот-вот!”

Приложение 3

Задания для уроков по всемирной истории

с использованием исторических документов (8 класс)

Тема: Как идеи Просвещения были отражены в деятельности европейских монархов?

Соотнеси портреты деятелей Просвещения с их высказываниями.. 2

3 4


 


 


 


 

А. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер)

Б. «Жестокость законов препятствует их соблюдению» (Монтескье)

В. «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа» (Локк Джон)

Г. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени Дидро)


 


 


 


 


 


 


 

Тема: Какие перемены произошли во Франции в 1789-1799 годы?


 


 

Какое событие Французской буржуазной революции изображено на кортине? Составьте рассказ по картине.


 

Тема: Как образовалась и в чем причины падения империи Наполеона?

 

Соотнесите события наполеоновских войн с изображениями этих событий на картинах.
 

А)1799 г. – переход русских войск под командованием А.В. Суворова

через Альпы в Швейцарию.

Б) 1805 г. – поражение русско-австрийской армии при Аустерлице.

В) 1807 г. – Тильзитский мир.

Г) 1812 г. – Отечественная война.

Д) 1815 г. – сражение у деревни Ватерлоо.

1.

2)

 

3)

4)

5)


 

Тема: Что мы можем узнать об империализме из переписки правительств Англии и Китая?

 

Рассмотрите французскую карикатуру конца XIX века. Расскажи как осуществлялось разделение территории Китая на сферы влияния иностранными государствами?

 


 

Тема: Почему царь Александр II стал жертвой «Народной воли»?

 

 

О каких событиях истории России XIX века говорится в данных документах? Почему были приняты эти законы (Манифест и Положение)? Какие последствия для дальнейшего развития России имело принятие данных документов?

 

Тема: Как сформировалась мировая колониальная система?


 


 

Объясните, по каким причинам различаются между собой два крыла ИНК: либеральное и радикальное. Расскажи о лидере радикального крыла ИНК Б. Тилаке.

 

Тема: Как статья Эмиля Золя «Я обвиняю!» показывает силу слова?
 

«Я обвиня́ю» (фр. «J’accuse») — статья французского писателя Эмиля Золя, опубликованная в ежедневной газете «Орор» (фр. «L’Aurore») 13 января 1898 года.

Она написана в форме открытого письма, адресованного президенту Франции Феликсу Фору, и обвиняла французское правительство в антисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму Альфреда Дрейфуса. Золя указывал на предвзятость военного суда и на отсутствие серьёзных улик.

Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвало ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за её пределами. Золя был обвинён в клевете и осуждён 23 февраля 1898 года. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию. Он смог вернуться во Францию лишь после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстергази, двух главных фигур дела Дрейфуса в июне 1899 года.

Статья Золя вызвала широкий резонанс в культурном мире, став доказательством того влияния, которое интеллектуальная элита способна оказать на стоящих у власти.


 

Прочитай отрывок статьи Эмиля Золя «Я обвиняю!». Ответь на вопросы:

1. На чем основано обвинение А. Дрейфуса? Насколько убедительны улики?

2. Дайте оценку действиям полковника Пикара

3. Кого обвинил Э. Золя и какие последствия имело это обвинение для писателя и общества?

4.Что стало основанием для пересмотра дела?

5. Какие уроки можно извлечь из «Дела Дрейфуса»?
 

Эмиль Золя в зале суда

 

Задания для уроков по истории Казахстана

с использованием исторических документов (8 класс)

Тема: Отечественной войны против джунгарской агрессии.

I. Прослушайте песню «Елим-ай»

1. Какому событию истории Казахского ханства посвящена эта песня?

2. Какие чувства вызывает у вас эта песня?

3. Дайте музыкально – выразительную характеристику песне «Ели – май».

4. Соответствует ли настроение поэтического текста песни настроению ее мелодии?

II. Кто изображен на портретах? Какую роль сыграли казахские батыры в организации борьбы против джунгарского нашествия?

III. Согласны ли Вы с утверждением, что данный памятник архитектуры, изображенный на иллюстрации, является исторической, духовной достопримечательностью и символом единства казахского народа?


 

Тема: Начало присоединения Казахского ханства к Российской империи.

Напишите эссе на тему: «Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик».

Тема: Какова роль Абылай хана в сохранении независимого казахского государства?


 


 

 

1. Кто изображен на первом рисунке?

2. Что изображено на второй фотографии?

3. Как связаны эти два изображения?

 

Тема: В чем уникальность прикладного искусства казахов?
 

I . Рассмотрите изображение, ответьте на вопросы:

1. Назовите орнамент, изображенный на иллюстрации.

2. Раскройте смысловое значение данного орнаментального мотива прикладного искусства казахского народа.


 

 

II. Рассмотрите фотографию. Какой вид прикладного искусства изображен на ней? Опишите данный процесс.

 

 

III. Соотнеси изображение предмета прикладного искусства казахского народа с названием:

1. 2. 3.

 

4. 5. 6.


 

А) саукеле

Б) торсык

В) тарақ

Г) қалпақ

Д) қаптырма

Е) білезік

 

Тема: Как переселенческая политика царизма изменила жизнь казахского общества?


 

Рассмотрите фотографию. Какое событие второй половины 19 века изображено на ней? Используя фотографию и текст параграфа, опишите, как передвигались переселенцы по степи.

Как вы думаете, повлияла ли переселенческая политика России на жизнь народа Казахстана?


 

Тема: Чокан Валиханов – первый казахский ученый



 

1. Почему С. Муканов назвал свой роман, посвященный Ч. Валиханову, «Промелькнувший метеор»?

Опишите значимость наследия Шокана Уалиханова в деле изучения культуры тюркских народов.


 


 


 


 


 


 


 

Тема: Развитие устной исторической традиции казахов в конце XIX – начале XX вв.

Определите, какие личности казахской письменной исторической литературы 19 века отображены на портретах, подпишите их имена и распределите название их произведений.

1. «Шежере тюркских, киргизских, казахских ханов»

2. «Мусульманские правила»

3. «Ер Олжабай батыр»

4. «О том, чья же Сарыарка»

5. «Жарида»

6. «Тауарих хамса»

Тема: Развитие культуры в XIX веке

Рассмотри фотографии. Какие обычаи казахского народа на них изображены, напиши название этих обычаев и традиций.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.