12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богдановская О. А.27
5

Статья на тему «Использование маркеров игрового пространства в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи (5–7 лет)»

Архангельская обл., г. Котлас, рп Вычегодский

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 109 «Сказка»

Богдановская Оксана Анатольевна,

воспитатель группы компенсирующей направленности для

детей с ТНР (от 5 до 7 лет).

 

 

Использование маркеров игрового пространства

в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

(от 5 до 7 лет)

 

 

 

Эффективным условием реализации инклюзивного процесса в группе детей с тяжёлыми нарушениями речи является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребёнка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Обязательным условием развития детей является взаимодействие детей в микрогруппах, что способствует формированию социализации и коммуникации.

При реализации лексических тем « Профессии» возникали трудности с усвоением материала: дети с трудом запоминали новые слова, действия людей. Сюжетно-ролевые игры были примитивные.

Было решено: создать маркеры игрового пространства.

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра).

Маркеры игрового пространства обеспечивают реализацию в игровой форме образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие: взаимодействуя в развитии игрового сюжета при помощи полифункциональных маркеров игрового пространства дети получают навыки общения;

Познавательное развитие: дошкольники в игровой форме знакомятся с окружающим миром;

Речевое развитие: организация игр, направленных на развитие диалогической и монологической связной речи, звукопроизношения, автоматизации звуков, обогащение и расширение словаря;

Художественно–эстетическое развитие: дети помогают оформлять маркеры;

Способствуют развитию психологических процессов (внимание, восприятие, память, мышление), любознательности, интересов, мотивации к познанию, обучению и творчеству;

содействуют сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для изготовления маркеров использованы доступные и безопасные для детей материалы: плотный картон, пленка самоклеящаяся, цветной скотч, канцелярский нож, линейка и карандаш, пластиковые конверты и др.

В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в масштабные объекты.

Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились, что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:

легко трансформируются;

вариативны;

развивают детскую фантазию и воображение;

рассчитаны на возрастные категории 5–7 лет;

отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, обрабатываются);

имеют эстетический вид;

занимают мало места при хранении;

выполнены из недорогих, доступных материалов.

 

Вашему вниманию предлагается 3 блока маркеров и картотеки по блокам:

1 блок : «Поликлиника» (Приложение №1)

2 блок состоит из нескольких маркеров: «Библиотека», «Почта», «Аптека», «Салон красоты» (Приложение №2)

3 блок: «Супермаркет» (Приложение №3)

 

 

Таким образом, использование маркеров игрового оборудования детьми с ТНР способствовало

организации игр, направленных на развитие диалогической и монологической связной речи, звукопроизношения, автоматизации звуков, обогащение и расширение словаря;

запоминанию новых слов (существительных и глаголов);

улучшению навыков общения, коммуникации, социализации;

повышению познавательного интереса;

расширению кругозора.

 

 

 

 

 


 

Приложение № 1

 

«Поликлиника»

Задачи:

Образовательные: Обогатить, расширить знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген, процедуры, градусник, рецепт.

Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.

Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначения. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д.

 

t1588797686aa.jpgt1588797686ab.jpg


 

Приложение № 2

 

«Библиотека»

Задачи:

Образовательные: показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки,

Развивающие: отображать в игре знания об окружающей жизни,

Воспитательные: закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Роли: библиотекарь, читатели.

Игровые действия: оформление формуляров читателей; приѐм заявок библиотекарем; работа с картотекой; выдача книг; читальный зал.

 

 

t1588797686ac.jpgt1588797686ad.jpg
 

«Почта»

 

Задачи:

Образовательные: учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, расширить и закрепить знания детей о труде работников почты;

Развивающие: учить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

Воспитательные: формировать уважительное отношение к работникам почты;

Активизация словаря: сумка почтальона; конверты; открытки; газеты, журналы; посылки; бланки; печати, штампы, форма(фуражка)

Роли: работники почты, почтальон, посетители.

Игровые действия: оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;

 

t1588797686ae.jpg t1588797686af.jpg
 

«Аптека»

Задачи:

Образовательные: обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии фармацевта; о работе аптеки.

Развивающие: самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку, способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Активизация словаря: фармацевт, аптекарь, лекарственные травы, медикаменты, рецепт.

Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты), покупатели.

Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей.

 

 


 

t1588797686ag.jpgt1588797686ah.jpg
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

«Салон красоты»

Задачи:

Образовательные: Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера в «Салоне красоты».

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Активизация словаря: парикмахер, мастер, прическа, фен. стрижка, пенка для укладки, накручивать на бигуди, оплачивать услугу

Роли: парикмахеры, клиенты, мастер маникюра,

Игровые действия: Посетители здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят, благодарят за услуги. Мастер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерской мамы с дочками. Он причесывает, стрижет, сушит феном волосы, предлагает посмотреть в зеркало. Клиент платит деньги в кассу. Клиенты благодарят за работу.

 


 

t1588797686ai.jpgt1588797686aj.jpg
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение № 3

 

«Супермаркет»

Задачи:

Образовательные: Расширить знания детей о работе продавца в магазине.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца, вызвать интерес к профессии. Формировать навыки культуры поведения в общественных местах.

Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, названия продуктов, бытовых приборов, одежды

Роли: продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик,.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывают товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку. Продавец вежлив с покупателями.

 

 

t1588797686ak.jpgt1588797686al.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 07.05.20 в 01:10 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за прекрасный опыт сюжетов игровой деятельности дошкольников! Отличная среда для развития всех психических процессов!!!
Шабанова Алёна, 07.05.20 в 04:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, что поделились своими идеями! Выполнены маркеры очень красиво, красочно, долговечно, все продуманно и дети явно с радостью играют в этих зонах. Лучше, чем покупные, т.к. покупные изготавливаются для общей массы детей, а Вы выбрали то, что актуально именно для вашей группы детей и Вам необходимо в работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.