Статья на тему «Использование маркеров игрового пространства в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи (5–7 лет)»
Архангельская обл., г. Котлас, рп Вычегодский
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 109 «Сказка»
Богдановская Оксана Анатольевна,
воспитатель группы компенсирующей направленности для
детей с ТНР (от 5 до 7 лет).
Использование маркеров игрового пространства
в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи
(от 5 до 7 лет)
Эффективным условием реализации инклюзивного процесса в группе детей с тяжёлыми нарушениями речи является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребёнка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Обязательным условием развития детей является взаимодействие детей в микрогруппах, что способствует формированию социализации и коммуникации.
При реализации лексических тем « Профессии» возникали трудности с усвоением материала: дети с трудом запоминали новые слова, действия людей. Сюжетно-ролевые игры были примитивные.
Было решено: создать маркеры игрового пространства.
Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра).
Маркеры игрового пространства обеспечивают реализацию в игровой форме образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие: взаимодействуя в развитии игрового сюжета при помощи полифункциональных маркеров игрового пространства дети получают навыки общения;
Познавательное развитие: дошкольники в игровой форме знакомятся с окружающим миром;
Речевое развитие: организация игр, направленных на развитие диалогической и монологической связной речи, звукопроизношения, автоматизации звуков, обогащение и расширение словаря;
Художественно–эстетическое развитие: дети помогают оформлять маркеры;
Способствуют развитию психологических процессов (внимание, восприятие, память, мышление), любознательности, интересов, мотивации к познанию, обучению и творчеству;
содействуют сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Для изготовления маркеров использованы доступные и безопасные для детей материалы: плотный картон, пленка самоклеящаяся, цветной скотч, канцелярский нож, линейка и карандаш, пластиковые конверты и др.
В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в масштабные объекты.
Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились, что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:
легко трансформируются;
вариативны;
развивают детскую фантазию и воображение;
рассчитаны на возрастные категории 5–7 лет;
отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, обрабатываются);
имеют эстетический вид;
занимают мало места при хранении;
выполнены из недорогих, доступных материалов.
Вашему вниманию предлагается 3 блока маркеров и картотеки по блокам:
1 блок : «Поликлиника» (Приложение №1)
2 блок состоит из нескольких маркеров: «Библиотека», «Почта», «Аптека», «Салон красоты» (Приложение №2)
3 блок: «Супермаркет» (Приложение №3)
Таким образом, использование маркеров игрового оборудования детьми с ТНР способствовало
организации игр, направленных на развитие диалогической и монологической связной речи, звукопроизношения, автоматизации звуков, обогащение и расширение словаря;
запоминанию новых слов (существительных и глаголов);
улучшению навыков общения, коммуникации, социализации;
повышению познавательного интереса;
расширению кругозора.
Приложение № 1
«Поликлиника»
Задачи:
Образовательные: Обогатить, расширить знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген, процедуры, градусник, рецепт.
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначения. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д.
Приложение № 2
«Библиотека»
Задачи:
Образовательные: показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки,
Развивающие: отображать в игре знания об окружающей жизни,
Воспитательные: закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.
Роли: библиотекарь, читатели.
Игровые действия: оформление формуляров читателей; приѐм заявок библиотекарем; работа с картотекой; выдача книг; читальный зал.
«Почта»
Задачи:
Образовательные: учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, расширить и закрепить знания детей о труде работников почты;
Развивающие: учить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
Воспитательные: формировать уважительное отношение к работникам почты;
Активизация словаря: сумка почтальона; конверты; открытки; газеты, журналы; посылки; бланки; печати, штампы, форма(фуражка)
Роли: работники почты, почтальон, посетители.
Игровые действия: оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;
«Аптека»
Задачи:
Образовательные: обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии фармацевта; о работе аптеки.
Развивающие: самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку, способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Активизация словаря: фармацевт, аптекарь, лекарственные травы, медикаменты, рецепт.
Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты), покупатели.
Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей.
«Салон красоты»
Задачи:
Образовательные: Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера в «Салоне красоты».
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Активизация словаря: парикмахер, мастер, прическа, фен. стрижка, пенка для укладки, накручивать на бигуди, оплачивать услугу
Роли: парикмахеры, клиенты, мастер маникюра,
Игровые действия: Посетители здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят, благодарят за услуги. Мастер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерской мамы с дочками. Он причесывает, стрижет, сушит феном волосы, предлагает посмотреть в зеркало. Клиент платит деньги в кассу. Клиенты благодарят за работу.
Приложение № 3
«Супермаркет»
Задачи:
Образовательные: Расширить знания детей о работе продавца в магазине.
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца, вызвать интерес к профессии. Формировать навыки культуры поведения в общественных местах.
Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, названия продуктов, бытовых приборов, одежды
Роли: продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик,.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывают товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку. Продавец вежлив с покупателями.
Кияйкина Наталья Федоровна
Шабанова Алёна