Статья «Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в школе для детей с ОВЗ (из опыта работы)»
Кадушина Людмила Алексеевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория.
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Республика Мордовия, г. Саранск
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в школе для детей с ОВЗ (из опыта работы).
Математика в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) решает одну из важнейших специальных задач — преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся с нарушением интеллекта развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.
Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие занятия очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их познавательную деятельность.
При изучении темы «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости» (7класс), дети испытывают значительные трудности, так как прежде чем выполнить действие умножения или деления им приходится преобразовывать числа, полученные при измерении. Ученики допускают огромное количество ошибок при изучении данной темы. В связи с этим учителю необходимо использовать на уроках специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения. Большая часть упражнений направлена на актуализацию знаний детей. Очень часто дети даже не помнят единиц измерения длины или массы, их соотношения. Поэтому важно вспомнить весь материал, необходимый для изучения данной темы.
Во избежание грубейших ошибок, используются упражнения на
знание единиц измерения и их соотношения.
Задание 1.Инструкция: На наборном полотне выставить обозначения единиц измерения длины (массы, стоимости).
Задание 2. Инструкция: Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой мелкой до самой крупной.
Задание 3. Инструкция: Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой крупной до самой мелкой.
С целью формирования реального представления о единицах измерения, рекомендуется выполнять следующие упражнения:
Задание 4. Инструкция: Покажи на руках: 1см, 1мм,1 дм, 1м, 1км.
- Почему нельзя показать на руках 1км?
Задание 5. Инструкция: Продолжи выражение:
- масса 1 яблока...
- масса арбуза...;
- масса вагона угля...;
Задание 6. Инструкция: Продолжи выражение:
- ширина спички…
-длина карандаша….
- длина класса....
- расстояние до Москвы…
Следующие два задания направлены на развитие воображения и мышления.
Задание 7. Инструкция: Придумай и назови число, полученное при измерении единицами длины (массы, стоимости).
Например: высота стены – 3м, масса тыквы - 7кг, цена ручки – 5руб.
Задание 8. Инструкция: Придумай и назови число, полученное при
измерении двумя единицами длины (массы, стоимости).
Например: расстояние до леса - 1км 400м, масса картошки - 70кг 800г, стоимость шоколада - 90руб. 70коп.
Для повторения соотношений единиц измерения ученикам предлагаются упражнения, сопровождающиеся действиями :
Задание 9. Инструкция: Заполни пропуски.
а) 1км=...см; 1дм=...см; 1см=...мм;
б) 1кг=...г; 1т=...ц; 1ц=...кг;
в) 1р.=…к.
Задание 10. Инструкция: Поставь знаки <, >, = :
а)1м … 100 см; 1км...1000см; 1м...1км;
б) 1кг…1000г; 1ц …100кг; 1кг…1ц;
в) 1р. ...1к.
Задания 11, 12, 13 нацелены на формирование и закрепление умения преобразовать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами длины, массы, стоимости
Задание 11.Инструкция: Выполни действия (устно).
а) 7×100см=...см; 700см : 100 = …м; 754см : 100=…м…см; 704см : 100 =…м…см; 900×100г=...г; 9000г : 1000 = …кг; 9235г : 1000 =…кг…г; 9035г: 1000 =…кг…г; 4×100к.=...к.; 300к. : 100=...р.;
б) 200см +56см; 200см + 2cм; 9000г +235г; 9000г + 35г; 9000г + 5г;
Задание 12. Инструкция: Вырази в мелких мерах:
а) 2км560м=…м; 2км 60м=…м; 2км 6м =…м;
б) 6кг340г =…г; 6кг40г =…г; 6кг4г=…г;
в) 4р.56к.=…к.; 4р.6к.=…к.
Задание 13. Инструкция: Вырази в крупных мерах:
а) 472см=…м…см; 402см=…м…см;
б) 5436г=…кг…г; 5036г=…кг…г;
в) 786к.=…р. …к.; 706к.=…р. …к.
Дети проявляют большой интерес к упражнениям с элементами программирования.
Задание 14. Инструкция: Вырази в мелких мерах, и выбери правильный ответ .
3м45см ( ответы: 345см, 3045см); 7км2м (ответы: 72м, 7002м); 9кг60г(ответы: 9060г, 960г);
5р.7к. (ответы: 57к., 507к.).
Задание 15. Инструкция: Вырази в крупных мерах, и выбери правильный ответ.
7009г (ответы: 7кг 9г, 70кг 9г); 5049м (ответы: 50км 49м, 5км 49м); 403см (ответы 40дм3см, 4дм 3см); 804к. (ответы: 8р.4к., 80р.4к.).
С целью активизации умственной деятельности выполняются упражнения с использованием имён учеников данного класса и ситуации, связанные с жизнью класса. Эти упражнения направлены на развитие мышления.
Задание 16. Инструкция: Реши задачу устно.
а) Женя и Миша сделали скамейки. У Жени длина скамейки 1м 20см, а у Миши 120см. Чья скамейка длиннее? Почему?
б) Ученики 7А и 7Б класса пошли в поход. Дети из 7А прошли 9км 500м, а из 7Б – 9500м. Кто ушёл дальше? Почему?
в) Катя и Света помогали собирать морковь. Катя собрала 12кг 700г, а Света – 12700г моркови. Кто собрал больше? Почему? и т.п.
На уроках по данной теме также необходимо выполнять различные упражнения, направленные на закрепления знания таблицы умножения и деления.
На этапе объяснения нового материала, формулировка правила несколько упрощена, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию. Правило представлено в виде алгоритма, что также облегчает процесс запоминания. Оно представлено в следующем виде:
Чтобы выполнить действия с числами, полученными при
измерении необходимо:
1. Выразить число в мелких мерах,
2. Выполнить действие (умножение или деление).
3. Выразить полученный ответ в крупных мерах.
Правило в полном объеме используется только на первых уроках, затем учащиеся видят только первые фразы алгоритма, что заставляет включать процессы памяти. На следующих уроках текст правила не предлагается.
Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться в овладении знаниями, умениями и навыками по данной теме. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их.
Практика показывает, что при регулярном использование учителем вышеперечисленных упражнений на этапе актуализации знаний, у детей преодолеваются многие характерные трудности усвоения элементарных математических представлений. Например, слабая дифференциация единиц измерения длины, массы, стоимости; незнание соотношений единиц измерения; затруднение преобразований; незнание последовательности действий.
Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось. Четко продуманная система предъявления учителем коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями и умениями по теме «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости».
Список использованной литературы:
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001- 408 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)