Использование межпредметных и междисциплинарных связей в преподавании истории в СПО

4
0
Материал опубликован 26 September 2020 в группе

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»











ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ





( из опыта работы преподавателя истории Т.В.Домашевой)





















КУРСК

СОДЕРЖАНИЕ



Введение стр. 3-5

История и предметы общеобразовательного цикла стр. 6-13

История и общепрофессиональные и профессиональные

дисциплины стр.14- 22

Заключение стр. 23- 24

Приложение «Методическая разработка урока» стр.25- 43

Приложение – презентация № 1 стр. 44 – 55

Приложение – презентация № 2 стр. 56 – 68

Приложение – сочинение «Письмо с фронта» стр.69



ВВЕДЕНИЕ

Историю нельзя представить

без дат, без сопоставлений

экономики, достижений науки и

техники, развития общества.

Р. Кеттел

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история. История – она из двух тысяч существующих ныне наук, и сама по себе история – наука многоотраслевая, она включает в себя самостоятельные области знаний, такие как археология, лингвистика, экономическая и политическая история, история государства и права и пр. Существуют вспомогательные исторические дисциплины, которые имеют узкий предмет исследования: хронология, палеография, геральдика, дипломатика и многие другие. История Россия изучается во взаимосвязи с мировой историей и является ее частью. История тесно соприкасается с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи. Историю можно рассматривать, как универсальную науку, которая даст ответ, если не на все, то почти на все вопросы.

Это интереснейшая наука, которая не может быть скучной, но это в том случае, если нам приходится работать с заинтересованным, мотивированным на обучение студентом, который пришел получить не просто техническую специальность или профессию, а если он «сбежал» от уроков из школы и не желает возвращаться к тому, что уже прошел. Во все времена преподавателя волновала проблема «как научит каждого»? Как добиться, чтобы на уроке не было равнодушных? Увлечь — это главная задача любого преподавателя. И здесь на помощь может прийти не только исторический инструментарий, но и междисциплинарный. Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, практических заданий обеспечивает формирование у обучающихся умений отбирать и актуализировать знания из других предметов, переносить их в новую ситуацию. Ян Амос Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, я на своих уроках показываю обучающимся, как история может перекликаться и перекликается не только с литературой, русским языком, математикой, географией, обществознанием, что достаточно традиционно, но и с профессиональным блоком: основами программирования, инженерной и компьютерной графикой, математическим моделированием, статистикой и  другими дисциплинами. Подобная интеграция позволяет, с одной стороны экономить время от дублирования материала других курсов, с другой стороны позволяет придать предмету практикоориентированость, применить профессиональные знания обучающихся на новом для них поле. При этом мною используются, преимущественно, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваясь информацией, сотрудничая и моделируя ситуации. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве со стороны педагога. При этом в центре всего этого выдвигается личность ребёнка, желание обеспечить комфортные, бесконфликтные условия её развития.

Целевые установки опыта:

1) социализация, т. е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;
      2) воспитание
патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;

      3) самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

      4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

      5) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;

      7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем.

Результаты обучения на своих уроках я отслеживаю через диагностику уровня универсальных учебных действий и общих компетенций, приобретенных им на уроке истории.

Данные компетентности можно отнести к разряду традиционных, но современный урок истории требует от обучающегося владения новыми направлениями деятельности, которые я им транслирую:

- компетентности решения проблем (уроки истории в значительной мере строятся на проблемном обучении, особенно по новой и новейшей истории России. Возникновение проблемной ситуации заставляет обучающегося активизировать исследовательскую деятельность, привлекая документальный материал и пытаясь посмотреть на ситуацию сверху, используя нестандартные подходы).

- информационная компетентность (обучающиеся должны уметь получать информацию из различных источников, представленных на различных носителях, критически ее осмысливать и делать выводы на основе полученной информации и здесь помогают знания из профессиональных и общепрофессиональных дисциплин).

- коммуникативная компетентность (именно уроки истории обучают коммуникации - общению, выражению своих идей в разных видах.) Я учитываю именно тот вариант, который наиболее подходит тому или иному обучающемуся: письменную или устную коммуникацию и здесь, конечно, не обойтись без русского языка и литературы.

Таким образом, эффективность освоения предмета история возрастет, если использовать межпредметные связи, так как это будет способствовать формированию интереса к истории через призму других предметов и дисциплин, в то же время, раскрывая и их возможности в изучении истории.

Почему именно межпредметность может стать одним из катализаторов для пробуждения интереса к предмету? Межпредметность не просто современный принцип обучения, а принцип, который влияет на отбор и структуру материала по целому ряду предметов, усиливает системность, ориентирует на применение комплексных форм организации ученого процесса. Работа в этом направлении создает условия для вовлечения в процесс «обучающихся - гуманитариев» и «обучающихся – технарей» на понятном для них языке, для реализации творческого потенциала обучающихся. Стратегия модернизации образования в Российской Федерации также предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены ключевые компетенции:

политические и социальные компетенции;

компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;

компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;

компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества;

способность учиться на протяжении жизни.









ИСТОРИЯ И ПРЕДМЕТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

Взаимосвязь истории и общеобразовательных предметов, как уже говорилось выше, традиционна.

Русский язык и литература. Совершенствование приема или способа учебной деятельности (например, составление сложного плана, сравнительной характеристики, эссе) с учетом того, как он формировался преподавателем смежного предмета. Например, на заключительном уроке по теме «Великая Отечественная война» я предлагаю обучающимся написать письмо с фронта, в котором будет оцениваться не только историчность информации, но и связность изложения, грамотность, подача материала. (Приложение «Письмо»)

Я рекомендую обучающимся использовать произведения писателей, поэтов в качестве дополнительного материала при подготовке домашнего задания, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

Для проектной деятельности обучающихся я выделяю литературно – исторический блок со следующей тематикой:

1. Россия молодая. (А. Толстой «Петр I», Д. Мордовцев «Державный плотник» и др.)

2. «Советский строй отменил человека». Ф. Степун (Е. Гинзбург «Крутой маршрут», А. Рыбаков «Дети Арбата», А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» и др., В. Шаламов «Колымские рассказы» и др.)

3. Гражданская война. (М. Булгаков «Белая гвардия», Б. Пастернак «Доктор Живаго» и др.)

4. Серебряный век или декадентство? Историческая канва Серебряного века.

Выполнение этих проектов предполагает сопровождение двух преподавателей: историка и литератора, и комплексную публичную защиту.

На уроке по теме «Европа как одна из несущих конструкций современного миропорядка», я предлагаю обучающимся выразить свое отношение к данной концепции при помощи пунктуации, т.е. поставить именно тот знак препинания, который отражает положение дел в европейском доме и прокомментировать свой выбор знака – ситуации: «Европа как одна из несущих конструкций современного миропорядка?», «Европа как одна из несущих конструкций современного миропорядка!». Русский язык дает оценку исторической ситуации. Например, «Европа как одна из несущих конструкций современного миропорядка…» Многоточие. Аргумент: развал Евросоюза и возврат к старой модели будет означать проигрыш и потерю многих очень значимых европейских ценностей. Происходящее должно привести к консолидации, пересмотру каких – то законов, новый виток развития. (Приложение «Методическая разработка урока»).

Обществознание. При изучении ответственности за преступления против человечества, при изучении деятельности и истории возникновения международных трибуналов. Большей частью материал по обществознанию использую на 2 курсе в рамках дисциплины ОГСЭ.02 История, где нужна база при изучении проблем гуманизма, морали, нравственности, глобальных проблем и т.д. (Приложение «Презентация №1»).

ОБЖ. История оружия, примеры использования различных видов оружия и последствий его применения. (Приложение «Презентация № 2»).

География. Безусловным является понимание такого фактора, как геополитика и его влияния на мировое развитие во все времена. Для определения некоторых процессов необходимо понимание и влияния природно – климатических факторов. Обучающиеся выявляют причинно – следственные связи в процессе практической работы, например, характеризуя центры феодальной раздробленности.

Приложение № 1

Задание для первой группы

СЕВЕРО – ВОСТОЧНЫЕ ЗЕМЛИ

Природно - климатическая характеристика.

Северо-Восточная Русь – дальняя окраина, отделенная от Поднепровья
густыми лесами. Другое название – Залесская Русь.
Леса прерывались только в «ополье» близ Суздаля и Владимира. Почвы – подзолистые, сравнительно бедные, но в ополье – черноземовидные.
Жители Приднепровья старались найти на Северо-Востоке, отделенном непроходимыми лесами от Степи, надежное укрытие от набегов кочевников.

Кроме того, в Южной Руси уже нелегко было найти свободные, незанятые земли. Новгородцы переселялись в Северо-Восточную Русь
в поисках относительно плодородной земли, т.к. в Северо-Западной Руси преобладают болотистые, крайне неплодородные почвы.

Экономическая характеристика

Северо-Восточная Русь лежит далеко от пути «Из Варяг
в Греки», но здесь проходит путь «Из Варяг в Персы».
Обилие лесов, невысокое плодородие почвы и низкая плотность населения обеспечили господство подсечно-огневого земледелия.

Характеристика населения

Древнейшее население – финно-угорские племена и вятичи.

Население очень редкое. Обширная славянская колонизация – в XI в. Переселенцы – из Приднепровья и из Новгородской земли.

Политическая характеристика.

Архиепископ

Князь

Вече

Дружинники

Культурная характеристика

В Средние века государство обязательно должно было иметь собственную религиозную святыню. Икона Богоматери и должна была стать такой святыней нового самостоятельного государства, которое Андрей собирался создать в своей земле. До наших дней сохранились
самые парадные ворота столицы – Золотые. При Всеволоде были возведены Дмитриевский собор и церковь Покрова а Нерли.

Картографическая характеристика

Ваша земля называется _____________________________________

Найдите эту территорию на карте.

Работа с картой является неотъемлемой частью исторического практикума и здесь тоже помогает география и умение работать с картой в целом.

Приложение № 2

Рассмотрите карту и выполните задания.



t1601120083aa.png



Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Ответ ______________

Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 1

Ответ ___________

Укажите, обозначенное на схеме название города, который за упорное сопротивление врагу был прозван «град злой»

Ответ ___________

Какие суждения, относящиеся к событиям, указанным на схеме, являются верными. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

Ключевым событие походов, указанных на схеме черными стрелками, стала битва на реке Калке

В результате походов, указанных на схеме черными стрелками, было разорено сильнейшее в то время княжество

Город, обозначенный на схеме цифрой 2 после всех событий пришел в упадок

Поход, обозначенный на схеме, приходится на период 1237 – 1238 гг.

Поход, обозначенный на схеме, состоялся в XIV в.

Возглавлял поход внук Чингисхана

Ответ







Математика: Сегодня совершенно очевидным фактом является то, что происходит так называемая математизация научного познания и познания мира в целом. Как же можно применить математические знания и методы к предмету история?

Самое очевидное применение математических знаний в истории – использование математических символов: даты исторических событий, цифровые обозначения чего – либо. Например, масса доспехов русского воина XII века колебалась от 26, 5 до 41, 5 килограммов: кольчуга от 10 кг, шлем – 3,5 кг, меч – 1,5 кг. Но что дают нам эти цифры? Просто информацию или же некий виртуальный образ, потому что сразу же представляешь себе былинного богатыря, который во всем этом доспехе мог еще и сражаться, но тут появляется новая цифра – рост русича не превышал 1,55- 1, 60 м. Исследование останков древнего воина, захороненного в Киево - Печерской лавре, дает нам рост1,65. Предположительно, эти останки принадлежат Илье Муромцу. Антропологи утверждают, что он был выше своих современников на 10 – 15 см. Вот такой былинный богатырь. Сколько же он мог продержаться в бою в этом случае? Ответ нам даст математика: всего лишь 15 минут на утоптанном поле. Изучать историю можно через решение математических задач, что способствует развитию мышления, проверяет знание конкретных исторических фактов и событий.

Приложение № 3

Задание 1: применив знания исторических дат, произведите с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата важного исторического события. Назовите это событие. Чем оно было знаменательно для истории России?

(начало строительства Транссибирской магистрали + открытие Славяно-греко-латинской академии + битва на Орловско-Курской дуге + начало освоения целинных земель) - (взятие Измаила А.В.Суворовым + денежная реформа С.Ю. Витте + составление "Русской Правды" Ярославичей + переход к Новой экономической политике) : 5 + Морозовская стачка – 103 = Х

( 1891+1687+1943+1954) – ( 1790+1895+1072+1921) :5+1885 – 103,4 =1941

Математика формирует необходимые навыки для выполнения исторических головоломок….

Задание 2: Двигаясь от 1 до последней, не пропуская ни одной из них, вы сможете прочесть слова историка готов Иордана (VI в.)



1. Начина

17.емя ве

19. Хотя

2.я с мест

23.еперь

7.лы) на

15.голюд

8.безмерн

20.их наи

18.нетов.

3.а рожде

22.ания т

4.ния рек

24.меняю

14.сь мно

16.ное пл

21.менов

5.и Висту

25.тся со

10.остран

38.зываю

28.различ

31.местн

6.лы (Вис

26.ответс

42.нтами.

12.распол

34.преим

36.венно

30.одам и

27.венно

32.остям,

41.ми и а

40.лавена

9.ных пр

29.ным р

11.ствах

39.тся ск

13.ожило

37.они на

33.все же

35.ущест

 


(Ответ: Начиная с места рождения реки Вистулы (Вислы) на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. )

развивает пространственное восприятие..

Задание 3: В этом волшебном квадрате много разных букв. На первый взгляд, кажется, что все они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться более внимательно, то можно найти названия 28 народов (племен, племенных союзов), деятельность которых связана с темой “Наша Родина в древности”. Читать слова можно по вертикали и по горизонтали.



С

К

И

Ф

Ы

А

Г

О

Т

Ы

Б

В

Д

Г

Д

А

В

Е

Н

Е

Д

Ы

Б

И

Е

Ж

З

Р

И

К

Р

Г

М

Л

П

О

Л

О

В

Ц

Ы

М

Е

Н

О

М

У

А

П

Р

Д

У

Л

Е

Б

Ы

С

Г

Т

Д

А

Н

Д

У

С

Ф

Х

Г

Р

А

Т

Ц

О

С

Р

Т

Н

Ь

Ч

Л

Ш

Х

А

Ц

Н

О

Щ

В

Е

Е

Ы

Ы

Я

Ъ

А

В

А

Р

Ы

Т

Р

П

И

В

В

Ы

Ь

Р

Э

В

Ю

З

Ы

Я

Ы

К

Е

Ч

Е

Л

А

Б

Ы

В

Я

Р

А

Д

И

М

И

Ч

И

Р

Я

П

О

Л

Я

Н

Е

Р

В

Г

Д

Е

Е

Ж

Я

Н

З

И

К

Т

Е

Л

Ы

В

О

Л

Ы

Н

Я

Н

Е

М

К

Р

И

В

И

Ч

И

Н

О

П

Е

Р

Е

С

У

Л

И

Ч

И

Б

У

Ж

А

Н

Е

Г

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

И

Ш

Щ

С

К

Л

А

В

И

Н

Ы

Ъ

В

И

З

А

Н

Т

И

Й

Ц

Ы

Ы

Ь

Э

Ю

Я

(Ответы: скифы, сарматы, венеды, готы, гунны, анты, авары, дулебы, славяне, хазары, болгары, мадьяры, поляне, северяне, радимичи, вятичи, печенеги, торки, половцы, склавины, древляне, дреговичи, кривичи, византийцы, уличи, тиверцы, волыняне, бужане.)

Еще один вариант применения математических элементов в истории – измерения и простейшая обработка показателей для количественного анализа изучаемых явлений, используемых при проведении различных исследований экономического, политического развития общества, социально – демографических процессов, исследований исторического развития отдельных регионов и государств. Отношения между объектами могут быть представлены моделью в виде схем, диаграмм и т.п.

Приложение № 4

t1601120083ab.gif























На основании обработки и анализа данных, представленных в диаграмме можно ответить на вопросы:

1.О какой особенности избирательной системы России свидетельствуют данные диаграммы?

2. Какие категории населения были лишены избирательных прав?

3. Какие последствия для революции и страны в целом может вызвать подобная избирательная система?

Все материалы находятся на сервере в свободном доступе для студентов и преподавателей смежных предметов.







ИСТОРИЯ И ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕПРФЕССИОНАЛЬНОГО И ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛОВ

Статистика: Довольно часто на уроках истории мы пользуемся статистическими материалами. Это могут быть переписи населения, материалы делопроизводства, справочные материалы и т.п. Эти данные позволяют изучать историю, но информация здесь содержится в обобщенной форме.

Предположим, мы исследуем данные переписи 1897 г. Известно, что численность населения равнялась 128 924 289 человек, что равнялось населению Англии, Франции и Германии вместе взятых, из них крестьяне составляли 87% населения, 10, 7 % мещане, 6,6 % инородцы, 1,5 % дворяне, 0,5 % купцы, 0,5 % духовенство, 7 % прочие. Перепись проходила в период, когда Россия вступила в капитализм, но по результатам переписи мы не видим представителей буржуазии и рабочих – групп населения относящихся к индустриальному обществу, они входят в категорию «прочие».

Какой вывод из этого сделает студент – исследователь? Он оценит положение рабочих и буржуазии, как не удовлетворяющее капиталистическим отношениям, отношение к ним со стороны власти, как к несерьезному и незначительному компоненту общества и скажет, что Россия оставалась аграрной страной, в которой сохраняются феодальные пережитки, тормозящие развитие капитализма, что в свою очередь грозило грядущими социально - экономическими и политическими проблемами. Студент сделает вывод о слабости социальной мобильности сельскохозяйственного населения России и незначительном уровне воздействия процесса капитализации на социальную структуру российской деревни.

Конечная цель любого исторического исследования – выявление закономерностей развития, явлений, процессов и т.д. Только описательных методов исследования в данном случае недостаточно, поэтому применяются методы дисперсионного, регрессионного и корреляционного анализа.

Приложение № 5

Задание 1: Исследуем ход и особенности модернизации России на рубеже XIX-XX вв.

Исходные данные:

Основные показатели развития экономики России

Таблица 1.


показатели

1861

1885

1900

1914

1

Валовой сбор хлебов (млрд пуд.)

1,7

1,9

3,5

5,4

2

Потребление хлопка (млн пуд)

2,6

7,6

16,0

25,9

3

Производство железа и стали (млн пуд)

11,97

32,2

165,1

247

4

Экспорт хлебных продуктов (млн пуд)

94,2

346,6

418,8

648

5

Экспорт всех товаров (млн руб.)

177,1

537,9

716,4

1520



Производство стали

Таблица 2.

страна

1881

1894

1909

1912

Россия

17,7

42,7

164,3

288

Великобритания

120,0

186,1

365

418

Германия

54,7

164,7

736

1056

Франция

25,5

40,4

185

244

Австро-Венгрия

7,8

21,9

120

170

США

98,5

273,5

1486

1938



Национальный доход на душу населения

Таблица 3.

страна

1861

1897

1913

Великобритания

454,9

407,5

453,9

Франция

211,2

233

348

Германия

246,4

274,6

286,3

Австро-Венгрия

-

189,6

224,5


Как данные, представленные в табл. 1, могут проиллюстрировать процесс модернизации в России?

Какой вывод можно сделать на основании данных, имеющихся
в строках 4–5? Какое отношение к процессу индустриализации
в России они имеют?

Как данные, представленные в табл. 2-3, могут охарактеризовать особенности процесса индустриализации в России? Аргументируйте ответ.

Подобного рода задания выполняются на лабораторно – практических занятиях по истории и экономике.









Компьютерное моделирование, основы программирования, операционные системы, инженерная и компьютерная графика.

Самый простой вариант использования ИКТ – урок – презентация. Я предлагаю различные варианты организации деятельности с презентациями:

Обучающиеся используют фрагменты презентации при повторении пройденного.

Обучающиеся получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Задание: изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

Найти дополнительную информацию об исторических личностях, событиях, авторах картин, представленных в презентации и т.п. (См. электронное приложение)

Использование информационно коммуникационных технологий дает возможность студентам создать свой источник информации – электронный конспект или электронную лекцию, а может быть и электронный учебник, который включает в себя текст, видео, анимацию, звук и т.д. Студенты создают интеллектуальные игры по истории и исторические кроссворды, тесты, разумеется, интерактивные.

Для того, чтобы результат учебного процесса соответствовал целям и задачам, которые ставит пред собой преподаватель, урок должен быть интересным и привлекательным для обучающихся. Обучающимися по специальности «Компьютерные сети» студентами 3 курса Пономаренко Ильей и Сухочевым Максимом в 2015 году по мотивам популярной телевизионной игры была создана интерактивная игра для двух команд «Знатоки древней истории», которой я пользуюсь при проведении зачета за 1 семестр на 1 курсе. Нам по силам превратить скучный зачет в увлекательное соревнование.

Приложение № 6

t1601120083ac.png

t1601120083ad.png

Обучающимися по специальности «Компьютерные сети» студентами 2 курса Пилипенко Владиславом и Кокшаровым Игорем в 2017 году создана интерактивная игра по военной истории России. С этим проектом они участвовали в конкурсе исследовательских работ в КГУ.

Приложение № 7



t1601120083ae.png

Изучать историю можно через моделирование игровых стратегий и расчет базовых коэффициентов в игровых симуляторах. Так обучающийся по специальности «Компьютерные сети» студент 2 курса Зубарев Дмитрий в 2016 учебном году создал тренажер, позволяющий вычислять исход сражения при определенных параметрах и показателях противников. (См. электронное приложение). Моделирование может быть весьма эффективным и при изучении альтернативных исторических ситуаций и при разновариативной гипотетической реконструкции исторической реальности.

t1601120083af.jpg

Достаточно новым направление в графическом представлении информации является инфографика. Еще в советской школе в кабинетах истории было огромное количество плакатов, карт, таблиц. Сегодня их заменили инфокарты, содержащие самую разную информацию. Как можно использовать историческую инфографику? Самым разнообразным способом. Например, при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, зачету, экзамену можно взять к примеру какой-нибудь объект: например, хронологию Великой Отечественной войны. И написать всё, что известно об событиях этого периода, а затем сравнить с инфокартой.

Приложение № 8

t1601120083ag.jpg

Инфокарты очень удобны при изучении тем по культуре и здесь возможны тройные межпредметные связи: история, мировая художественная культура и компьютерное моделирование, студенты, обучающиеся по специальности «Компьютерные сети», не только изучают, но и создают инфокарты.

Приложение № 9

t1601120083ah.jpg

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления, поскольку обучающийся воспринимает изучаемый материал, как личностно значимый, важный для себя, а не только для преподавателя, нужный именно сейчас, а не завтра. Рост активности обучающихся на уроках истории в ходе практического применения личностного опыта из различных отраслей знаний очевиден. Это выражается как в количественном, так и в качественном отношении. Такие уроки способствуют более глубокому пониманию исторических проблем и спорных вопросов обучающимися. Межпредметные связи способствуют повышению уровня таких компетенций, как коммуникативные, информационные и формируют профессионала. Будущему профессионалу еще на студенческой скамье необходимо овладевать социальной коммуникацией, знаниями мирового культурно – исторического наследия, о месте человека в истории.

Содержание исторического образования ориентирует учебный процесс на развитие «метапредметных способностей» обучающихся и ставит задачи по реализации «метапредметного обучения», что предполагает деятельность, не относящуюся к конкретной учебной дисциплине, а, напротив, обеспечивающую процесс обучения в рамках любой учебной дисциплины. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений.





































1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.