Статья на тему «Использование мнемотехники на музыкальных и хореографических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
«Использование мнемотехники на музыкальных и хореографических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Одной из серьезных проблем, с которыми сталкиваются музыкальный руководитель и хореограф на своих занятиях в детском саду, является проблема запоминания музыкальных и танцевальных композиций. Это происходит из-за большого объема материала, который закладывают в современные программы обучения детей. Успешная работа с детьми – дошкольниками решается не количеством упражнений, танцев, игр, а умением прививать любовь к занятиям. Правильно организованная двигательная активность ребенка способствует формированию личности дошкольника, самостоятельности и активности.
Для детей старшего дошкольного возраста характерна неустойчивость внимания: дошкольникам трудно сосредоточиться на одном и том же задании, легко отвлекаются во время занятий. В связи с этим актуальным остается обучение детей через использование мнемотехники и мнемокарточек.
Мнемотехника – это система методов и правил, которые заметно облегчают процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации путем создания дополнительных ассоциаций. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, позволяющая детям запоминать лучше. Зачастую запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой – либо предмет или явление оказались в поле зрения ребенка. Поэтому, средствами мнемотехники происходит упрощение процесса запоминания, а также развитие ассоциативного мышления и воображения.
Работа на занятиях с использованием мнемотаблиц состоит из трех этапов:
1 этап. Рассмотреть схему, таблицу и разобрать то, что на них показано.
2 этап. Осуществление перекодирования материала, то есть изменение абстрактных символов в образы.
3 этап. Непосредственное осуществление исполнения танцевальных движений и перестроений.
Важно на начальном этапе познакомить детей с мнемокарточками, чтобы перейти от легкого к сложному. Например, картинки «бабочка», «лодочка» ассоциировались у детей с гимнастическим партером. При показе картинок «пружинка», «балерина», «медведь» дети показали танцевальные движения – пружинка, ходьба на носочках, на пятках.
На втором этапе происходит знакомство детей с непосредственно самими мнемосхемами.
1. Беседа «Что такое танец и как его можно записать на бумаге».
(основные рисунки танца и виды перестроений)
2. Обозначение исполнителей в танце.
Мальчик обозначается треугольником, а девочка – кругом.
3. Работа на занятиях по мнемосхемам.
Мы рассматриваем схемы и разбираем то, что на них изображено. Далее нами происходит перекодирование информации, то есть переход из абстрактных символов в образы. Следующим идет этап практического применения мнемотаблиц и исполнение танцевальных рисунков. Например, мы используем данную мнемосхему.
Дети самостоятельно под музыку образуют круг, в котором строятся «мальчик – девочка – мальчик». Рассмотрим еще одну мнемосхему.
При использовании данной мнемосхемы, дети должны построятся в колонну через одного – «мальчик – девочка». Направляющим в колонне является мальчик.
Таким образом, с помощью применения мнемосхем дети учатся быстро реагировать и мыслить, развивается внимательность. В результате использования данной техники можно легко поставить танец, объяснить детям его рисунки, перестроения.