Особенности музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Особенности музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Уроки музыки как в обычном детском саду, так и в коррекционных дошкольных учреждениях направлены на развитие музыкальности ребёнка, эмоционально-
образной сферы, раскрытию его творческих способностей. Ознакомление детей в процессе слушания и исполнения с образцами песенного фольклора, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, детского песенного репертуара, а также целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности учащихся помогают им органично войти в мир музыки, приобщиться к духовным ценностям мировой музыкальной культуры.
В консультативно-диагностическом центре для детей со зрительной патологией, где я являюсь музыкальным руководителем, занимаются много детей, имеющих различные степени не только зрительных патологий, но и психического развития(ЗПР),эмоционально-волевой сферы, нарушения моторики и коммуникативных навыков, детей с аутизмом. В данных условиях целью педагогической работы с особыми детьми становится развитие речевой и коммуникативной активности, макси-мально возможная адаптация к повседневной жизни. Для большинства детей составляется индивидуальная программа музыкальных занятий с учетом уровня развития, с использованием упражнений, предусмотренных программой, отвечающей возрастной норме, дополненной специально разработанным комплексом упражнений для решения коррекционно-развивающих задач.
Это предполагает дифференцированный подход к музыкальным коррекционным занятиям: разным детям предлагается разная музыка, применяются различные средства педагогического воздействия.
Цель музыкального образования в нашего центре– развить музыкальность детей, раскрыть творческие способности, эмоциональность, образное восприятие, помочь формированию чувства сопричастности к миру музыки, ко всему, что составляет основу музыкальной культуры учащихся и, главное, ведет к развитию речевых и коммуникативных навыков детей, помогает в их социализации.
На музыкальных занятиях решаются образовательные задачи:
– учить детей различать характер и настроение музыкального произведения;
– познакомить с творчеством разных композиторов;
– тренировать умение давать полный ответ о названии музыкального произведения;
– разучивать песни, в том числе и нравственно-воспитательного характера;
– познакомить с жанрами в музыке.
Значительное внимание на занятиях музыкой уделяется также решению развивающих задач:
Развитию вокально-речевых навыков;
Координации жеста и голоса;
Основных артикуляционных позиций гласных;
Мышечной свободы вокально-речевого аппарата;
Чистоте интонирования;
Развитию у детей внимания, логического и образного мышления;
Развитию навыка слушания;
Развитию творческих способностей детей.
Параллельно с основными задачами на музыкальных занятиях решаются и дополнительные, например, в играх или при выполнении упражнений в хороводе развиваются и двигательные навыки детей, и умение взаимодействовать.
Учитывая индивидуальные особенности и степень сохранности интеллекта, музыкальные возможности и способности каждого ребёнка, музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме и в группах. Специальные упражнения помогают выстроить урок более продуманно в плане использования развивающих средств и методов музыкально-терапевтического воздействия. Занятия включают в себя множество разнообразных упражнений, песен, танцев, элементов музицирования, музыкальных игр, слушания музыки и др. Занятия построены таким образом, что дети находятся включёнными в деятельность, в активном состоянии.
Часто у детей с нарушениями зрения, ЗПР, РАС есть свои сильные стороны: у кого-то очень хорошая память, музыкальный слух, выразительный голос, чувство ритма, кто-то хочет активно общаться, играть, слушать, двигаться. Эти качества каждого ребёнка необходимо развивать , не забывая при этом отслеживать также и те особенности его психики, которые не считаются нормальными. Тогда на музыкальных занятиях дети с сохранным интеллектом становятся более мобильными, самостоятельными, получают удовольствие от пения, танцев, живых игр и с удовольствием выполняют требования педагога. Возможности и способности у наших особых детей разные, и для решения специальных коррекционно-развивающих задач (для индивидуальных занятий) подбираются специальные упражнения, чтобы развить в детях музыкальность.
С более слабыми детьми приходится дольше отрабатывать одно и то же упражнение, доводя его до окончательного закрепления. В этом случае хорошо использовать народный материал - упражнения в хороводе, частушки, пестушки, прибаутки, попевки и др.
МЕТОДИКИ, ПРОГРАММЫ
Музыкальные занятия в нашем центре проводятся систематически, в соответствии с расписанием и учебной программой. Занятия с детьми строятся с учётом поурочного планирования, которое составляется также с опорой на программы, разработанные специалистами дошкольного воспитания :
О.П. Радыновой, Н.А. Ветлугиной, А.И. Бурениным, Т.И. Суворовой, на методики музыкального развития детей, созданные C. и Е. Железновыми; на методические рекомендации известного немецкого композитора и педагога Карла Орфа (с использованием специальных музыкальных инструментов), Т.Э.Тютюнникова.
Особое внимание в занятиях уделяется внедрению инновационных технологий с использованием музыки: ритмопластики, детской аэробики, музыкотерапии и т.д.
Я часто использую методику проведения музыкальных занятий на основе произведений К. Орфа, который в своей педагогической деятельности руководствовался следующими правилами и задачами: необходимо активизировать творческое начало в каждом ребенке; нет музыкально неодаренных детей; следует развивать музыкальные способности вне зависимости от степени их выраженности; отдавать предпочтение коллективной музыкальной деятельности детей, совместному музицированию; оптимизировать музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух; широко использовать первоэлементы музыки (немузыкальные звуки и звукоизвлече-ние — щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки и т.д.); слову отводить особую роль в вокализации, предлагать детям мелодико-интонационное произнесение; применять синкретизм (соединение музыки, движения, слова и театра); импровизацию; поощрять в детях творчество.
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями используется методика Сергея и Екатерины Железновых, авторов пособий «Аэробика для малышей», «Гимнастика для мам и малышей», «Весёлые уроки», «Игровая гимнастика», «Пальчиковые игры для малышей», «Наш оркестр», «Гав-Гав-Мяу», «Топ-Топ».
Особенно любимы всеми детьми упражнения «Автобус», «Разминка», «Краб» и др., предназначенные для детей от одного года до 10-ти лет.
Для достижения благоприятного психологического климата на занятиях используются такие приемы как, например:
- Введение «сюпризного момента».
- Резкую смену ритма или темпа, для того чтобы переключить ребенка со стереотипных движений,
- Неожиданно изменить музыку на другую, дать почувствовать детям различия и т.п.
- Стереотипные покачивания из стороны в сторону можно использовать в постановке песенного номера, когда очень гармоничными выглядят раскачивания в ритме подобранной песни. (Если ребёнок стереотипно отстукивает определённый ритм, можно дать ему ударный инструмент; Если ребёнок крутится, то, подобрав соответствующую музыку можно превратить это в танцевальное движение) Для этого создается предварительно запланированная музыкальная ситуация с подбором инструмента и составлением песенного репертуара в соответствующей темпо-ритмике.
Таким образом, система глубоко продуманных методов педагогического воздействия на особого ребёнка, педагогических приемов, во многом опирается на индивидуальные особенности самого ребёнка.
ПРИНЦИП индивидуального подхода к каждому ребенку предполагает, помимо учета его
нарушений, особенностей реагирования, способностей, потенциальных возможностей.
Игра на музыкальных инструментах
На занятиях детям предлагаются настоящие и детские музыкальные инструменты, из которых несложно извлечь хороший звук: пианино, металлофон, духовые, струнные, ударные инструменты (ручной барабан или небольшие африканские барабаны-бонги), баян, гармошка, блок-флейта, особой популярностью пользуется гитара. Ну и конечно, ложки, трещотки, маракасы и др. Ударные и шумовые инструменты способствуют развитию силы кистей рук, крупной моторики, координации движений, чувства ритма. Громкий звук барабана доставляет удовольствие, а сила удара снимает тревожное напряжение, свойственное многим нашим детям при общении с окружающим миром. Блокфлейта, как и свисток, помогает научиться выдоху, что важно для постановки отдельных звуков речи и развития интонационной мелодики речи.
Большинство детей умеют различать звуки различной высоты и разных тембров, отдавая предпочтение некоторым из них. Звуки инструментов и голоса в среднем или низком регистре детям нравятся больше, чем звуки высокого регистра. Видимо, это обусловлено особенностями восприятия некоторых детей с ОВЗ, которые плохо переносят громкие и резкие звуки.
. Слушание (исполнение педагогом песни или муз.композиции)
При исполнении педагогом или прослушивании записи музыкального произведения, соответствующего актуальному эмоциональному состоянию ребенка, устанавливается такая связь, при которой происходит существенное обогащение эмоциональной сферы. Музыка несет огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.
Например: «Улыбка» (В. Шаинский — М. Пляцковский); «Настоящий Друг» (Б. Савельев — М. Пляцковский); «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладков — Ю. Энтин); «Голубой вагон» (В. Шаинский — Э. Успенский) и т. д.
Развитию эмоциональности детей с ОВЗ в коррекционной работе отводится особая роль. Музыкальные произведения , распределены в соответствии с определенными эмоциональными состояниями, которые они вызывают:
Радость Печаль, Грусть Тревога Страх Гнев
П.И. Чайковский. «Итальянская песенка»;С.С. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая» (1 часть, отрывок);Бетховен. Симфония № 9 (4 часть, отрывок);И. Штраус-отец. «Огонь молодости», Галоп; Шампанский Галоп; Э. Штраус. «На всех парах», быстрая полька; В.А.Моцарт. Симфония № 40 (1 часть, отрывок). А. Вивальди. Largo; Бетховен. «Лунная соната» (1 часть, отрывок); К. Сен-Санс. «Лебедь» (отрывок); И. Брамс. Симфония № 3 (3 часть); A.Дворжак. Симфония № 9 ,2 часть, Отрывок); Каччини. «Ave Maria»; Ф. Шопен «Ноктюрн Ми минор». П.И. Чайковский. «Болезнь Куклы»; П.И. Чайковский. Увертюра к Опере «Пиковая Дама» (отрывок); B.А. Моцарт. «Реквием» (Купе); Бетховен. Симфония №5 (1 часть, Отрывок); М.П. Мусоргский. «Баба-Яга»; П.И. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик»; О. Респиги. «Пинии Рима» (Пинии у катакомб). Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (отрывок); П.И. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик» («Мыши и мышиный король»); А. Дворжак. Симфония № 9 (1 часть, отрывок). 5)
Музыкально-ритмические движения- одно из самых органичных и любимых занятий детей. Научить ребенка согласовывать свои движения с музыкой, выражать игровой образ, передавать в движениях темп и динамику мелодии – важная задача, особенно на первых порах работы.
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активнее выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Музыка и слово помогают вырабатывать такое качество как организованность. Особенно важным признанным специалистами лечебным средством является пение хором, наполняющее положительными эмоциями, дающее чувство единения: без хотя бы фрагментарного взаимодействия петь хором невозможно. Тексты песен и красота мелодий стимулируют интерес, активность поющих, обогащают внутренний мир. В таком психологическом состоянии ослабляются болезненные проявления, а благодаря этому легче преодолеваются и речевые трудности. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. На уроках музыки часто используется микрофон, чтобы дети себя слышали во время пения и чтобы выявлять неправильно проговариваемые слова, которые мы исправляем в совместной работе.
Музыкальная игра
Игровая деятельность остается основной на уроках музыки. Почти все дети реагируют на игру и любят играть. Игра должна соответствовать их возможностям, и тогда занятия приносят результат. Любые музыкально-ритмические игры, на которые есть отклик, начиная с «Ладушек», приносят неизменно положительный результат, служат развитию слухового восприятия, моторной координации, коммуникативных навыков.
В процессе игры достигаются цели урока. На занятиях используются разные игры: «Кот и мыши», «Репка», «Ах, медведь!», «Солнышко и дождик» на музыку М. Раухвергера, «Поезд», «На лошадке», «Оркестр» и др.
Привожу пример коммуникативной игры для музыкальных занятий:
Делай, как я!
Давайте все делать, как я (2 хлопка).
Давайте все делать, как я (2 хлопка),
А ну-ка все вместе, все враз (2 хлопка),
Все делают дружно у нас (2 хлопка).
Давайте все топнем, как я (2 притопа),
Давайте все топнем, как я (2 притопа),
А ну-ка все вместе, все враз (2 притопа),
Все делают дружно у нас (2 притопа),
Давайте смеяться, как я: «Ха-ха!»
(Повтор текста с движением 3 раза).
Давайте чихнем все: «Апчхи!»
(Повторение текста 3 раза
Игру с пением можно продолжить, добавив любой текст (например, «Давайте
присядем» или «Давайте все прыгаем», «Давайте все скажем, крикнем…» и т. Д.).
Рекомендуемая литература:
1. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. – М.:
Теревинф, 2004.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.:
Просвещение, 1983.
3. Битова А.Л., Липес Ю.В. Специальные занятия музыкой, ориентированные
На стимуляцию экспрессивной речи у детей с тяжелыми нарушениями рече-
Вого развития. В сб.: Особый ребенок: исследования и опыт помощи.
Вып. 4. – М., 2001.
4. Благонадежина Л.В. Психологический анализ слухового представления
Мелодии. В сб.: Институт психологии. Ученые записки государственного
Научно-исследовательского института психологии. – Т. 1, 1940.
5. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие
Музыки / Ред.-сост. В.Н. Максимов. — М., 1980. — С. 229-244.
6. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н. Максимов. — М., 1980.
7. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. — М., 1976.
8. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей
Дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /
А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Изд. Центр «Академия», 2005. —
320 с.
9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М. 1993.
10. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. I кн. «Методика и конспекты занятий
По развитию у детей 5-7 лет творчества в танце». – М., Изд-во «Гном и Д».
11. Захарова И.Ю. Танцы как метод лечебного воздействия. В сб. Особый
Ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 4. – М., 2001.
12. Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная
Психология. — М., 1997. — С. 175-182.
13. Попова О.Ю., Хатуцкая С.А. Музыкальные занятия при нарушении обще-
Ния у детей. В сб.: Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 4. –
М., 2001.
14. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.