Использование мнемотехники в начальной школе как прием формирования метапредметных результатов
Использование мнемотехники в начальной школе
как прием формирования метапредметных результатов
Ильинова И.Б.,
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №28
имени Н.А.Рябова»
1. Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Л. В Черемошкина.
Сейчас мы все столкнулись с таким огромным потоком информации, которую очень трудно освоить даже взрослому человеку, несмотря на сформированность у него умения размышлять и анализировать. Интернет, телевидение, социальные сети, всевозможные приложения и программы, начиная от обучающих, игровых, развивающий, а дальше больше и больше… А как с этим справиться ребенку?
2.Младший школьный возраст – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
Память – это входные ворота интеллекта.
• Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.
• Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.
• Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.
3.Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Они помогают ребенку отдохнуть от скучного материала, от долгого сидения без движений. Ведь растущий организм так и рвется вскочить, побегать, попрыгать, повеселиться.
В своей работе я сталкиваюсь с тем, что мотивация к учебе снижается порой не от того, что ребенок чего-то не может, а от того, что в поступающий объем информации очень велик. Учащийся, а особенно начальных классов просто не может с ней справиться, выделить главное, систематизировать полученное. Родители, понимая важность развития ребенка, записывают детей на огромное количество секций, кружков, сейчас сюда добавились онлайн-обучение. Дети не понимают, как сохранить всю полученную информацию, как воспринять этот поток, осмыслить его, для чего он нужен. Возникает отторжение, дискомфорт, а отсюда эффект, противоположный желаемому – снижение мотивации, снижение качества знаний. Вот здесь нам на помощь может прийти мнемотехника.
4. Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста.
Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для младших школьников являются следующие:
- группировка;
- классификация;
- ассоциации;
- поиск опорного пункта; схематизация;
- достраивание материала; структурирование материала.
Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.
5. Использование мнемотехник оказалось эффективным и позволило скорректировать проблемные моменты. В настоящее время разработано большое количество методов и приёмов, облегчающих запоминание.
Методы мнемотехники:
Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок) - метод символизации или метод рисуночного письма.
Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу несколько сложных мыслительных процессов.
Словарные слова очень трудно даются младшим школьникам, они их часто зазубривают, но в силу того, что многие из них не так часто встречаются в повседневной жизни, так же быстро забывают. Прочитав однажды статью о приемах мнемотехники в изучении иностранных слов, я решила применить этом способ со словарными словами.
Здесь важно создать образ, основываясь на похожести или одинаковых буквах. Причем, чем несуразнее будет придуманная картинка, тем лучше запомниться слово в памяти.
6. Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы могут быть представлены в трех вариантах:
Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.
Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией.
Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.
7. Мнемотаблицы можно использовать:
для ознакомления детей с окружающим миром;
при заучивании стихов;
при пересказах художественной литературы;
при обучении составлению рассказов;
при отгадывании и загадывании загадок;
для обогащения словарного запаса;
при обучении составу числа;
8. Приём символизации – один из наиболее распространённых приёмов мнемотехники, который используют практически все.
Приём символизации относится к первому этапу запоминания - к этапу кодирования информации в зрительные образы.
Всего выделяется четыре этапа запоминания при использовании этого метода:
- кодирование в образы (подготовка к запоминанию);
- соединение образов в воображении (запоминание);
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Символизация или кодирование – это подготовка информации к запоминанию,
Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника) - это своеобразная разновидность образной памяти, заключающаяся в возможности воспроизведения яркого наглядного образа предмета по прекращении его воздействия на органы чувств.
9. Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
У каждого человека память индивидуальна, эти различия характеризуются: скоростью запоминания, и прочностью сохранения и легкостью воспроизведения полученной информации.
Очень большое значение память имеет в образовательной и познавательной деятельности ребенка. Она является важным условие его развития и становления его личности.
Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения. Применять приёмы мнемотехники следует на уроках, где запоминание информации происходит с трудом.
10. В заключении нужно отметить, что память играет важнейшую роль в развитии человека и всего человечества. И для того, чтобы прогресс человечества не остановился, её необходимо развивать. А развивать её нужно с самого детства любыми возможными способами. Мнемотехника – это один из простых и эффективных приёмов её развития.
Использование методов мнемотехники:
облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
развивает творческое познание детей.
Таким образом, метод использования мнемотехники на уроках в начальной школе оказался весьма эффективным средством формирования не только правильной связной речи учащихся младших школьников, но и основных УУД, которые являются необходимым фактором успешного обучения в условиях новых ФГОС.
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!