Использование мнемотехники в начальной школе как прием формирования метапредметных результатов

4
0
Материал опубликован 12 May

Использование мнемотехники в начальной школе

как прием формирования метапредметных результатов

Ильинова И.Б.,

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №28

имени Н.А.Рябова»


1. Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Л. В Черемошкина.

Сейчас мы все столкнулись с таким огромным потоком информации, которую очень трудно освоить даже взрослому человеку, несмотря на сформированность у него умения размышлять и анализировать. Интернет, телевидение, социальные сети, всевозможные приложения и программы, начиная от обучающих, игровых, развивающий, а дальше больше и больше… А как с этим справиться ребенку?


2.Младший школьный возраст – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

 Память – это входные ворота интеллекта.

 • Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.

 • Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

 • Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.


3.Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Они помогают ребенку отдохнуть от скучного материала, от долгого сидения без движений. Ведь растущий организм так и рвется вскочить, побегать, попрыгать, повеселиться.

В своей работе я сталкиваюсь с тем, что мотивация к учебе снижается порой не от того, что ребенок чего-то не может, а от того, что в поступающий объем информации очень велик. Учащийся, а особенно начальных классов просто не может с ней справиться, выделить главное, систематизировать полученное. Родители, понимая важность развития ребенка, записывают детей на огромное количество секций, кружков, сейчас сюда добавились онлайн-обучение. Дети не понимают, как сохранить всю полученную информацию, как воспринять этот поток, осмыслить его, для чего он нужен. Возникает отторжение, дискомфорт, а отсюда эффект, противоположный желаемому – снижение мотивации, снижение качества знаний. Вот здесь нам на помощь может прийти мнемотехника.


4. Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста.

 Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

 Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для младших школьников являются следующие:

 - группировка;

 - классификация;

 - ассоциации;

- поиск опорного пункта; схематизация;

 - достраивание материала; структурирование материала.

 Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.


5. Использование мнемотехник оказалось эффективным и позволило скорректировать проблемные моменты. В настоящее время разработано большое количество методов и приёмов, облегчающих запоминание.

Методы мнемотехники:

Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок) - метод символизации или метод рисуночного письма.

Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу несколько сложных мыслительных процессов.

Словарные слова очень трудно даются младшим школьникам, они их часто зазубривают, но в силу того, что многие из них не так часто встречаются в повседневной жизни, так же быстро забывают. Прочитав однажды статью о приемах мнемотехники в изучении иностранных слов, я решила применить этом способ со словарными словами.

Здесь важно создать образ, основываясь на похожести или одинаковых буквах. Причем, чем несуразнее будет придуманная картинка, тем лучше запомниться слово в памяти.


6. Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы могут быть представлены в трех вариантах:

Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией.

Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.


7. Мнемотаблицы можно использовать:

для ознакомления детей с окружающим миром;

при заучивании стихов;

при пересказах художественной литературы;

при обучении составлению рассказов;

при отгадывании и загадывании загадок;

для обогащения словарного запаса;

при обучении составу числа;


8. Приём символизации – один из наиболее распространённых приёмов мнемотехники, который используют практически все.

Приём символизации относится к первому этапу запоминания - к этапу кодирования информации в зрительные образы.

Всего выделяется четыре этапа запоминания при использовании этого метода:

- кодирование в образы (подготовка к запоминанию);

- соединение образов в воображении (запоминание);

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

Символизация или кодирование – это подготовка информации к запоминанию,

Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника) - это своеобразная разновидность образной памяти, заключающаяся в возможности воспроизведения яркого наглядного образа предмета по прекращении его воздействия на органы чувств.


9. Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

У каждого человека память индивидуальна, эти различия характеризуются: скоростью запоминания, и прочностью сохранения и легкостью воспроизведения полученной информации.

Очень большое значение память имеет в образовательной и познавательной деятельности ребенка. Она является важным условие его развития и становления его личности.

Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения. Применять приёмы мнемотехники следует на уроках, где запоминание информации происходит с трудом.


10. В заключении нужно отметить, что память играет важнейшую роль в развитии человека и всего человечества. И для того, чтобы прогресс человечества не остановился, её необходимо развивать. А развивать её нужно с самого детства любыми возможными способами. Мнемотехника – это один из простых и эффективных приёмов её развития.

Использование методов мнемотехники:

облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

развивает творческое познание детей.

Таким образом, метод использования мнемотехники на уроках в начальной школе оказался весьма эффективным средством формирования не только правильной связной речи учащихся младших школьников, но и основных УУД, которые являются необходимым фактором успешного обучения в условиях новых ФГОС.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.


Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации