12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Близнецова Наталья Владимировна37
учитель начальных классов
Россия, Саратовская обл., самойловка
3

Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов

Слайд 1

Методический семинар

Слайд 2

«Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников»

Близнецовой Натальи Владимировны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»

Слайд 3

Современная школа нуждается в переходе на компетентностный подход к образованию. В связи с введением ФГОС у учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».

В начале прошлого учебного года я осознала задачу стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных заданий.

Слайд 4

КОЗы – это компетентностно-ориентированные задания, представляющие собой способ формирования и развития у учащихся различных компетентностей.

Слайд 5

Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить:

1. Подробнее изучить сущность компетентностностного подхода в образовании.

2. Научиться узнавать компетентностно-ориентированные задания.

3. Научиться использовать компетентностно-ориентированные задания в работе с детьми.

4. Научиться разрабатывать компетентностно-ориентированные задания.

5. Собирать дидактическую копилку материалов.

6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.

7. Найти единомышленников среди коллег в школе.

8. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.

Слайд 6

Конечно, за один год все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой КОЗ, начала активно применять их на своих уроках.

Прекрасно понимая, что нагрузка ученика начальной школы не может быть увеличена, я решила использовать компетентностно-ориентированные задания в учебном процессе. Для себя определила, что такие задания в моих уроках должны присутствовать не реже 1 раз в неделю. При этом учебные предметы могли быть разные: математика, русский язык и литературное чтение, технология, окружающий мир. Условием включения компетеностно-ориентированного задания было прежде всего содержание урока, тип урока. К концу учебного года у меня собралось около 50 заданий по разным предметам. Основное внимание я уделяла заданиям на работу с текстом, графиками, таблицами, а также на развитие познавательных и коммуникативных УУД.

Позволю себе отметить, что компетентностно-ориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Компетентностно-ориентированное задание –

деятельностное задание;

моделирует практическую, жизненную ситуацию;

строится на актуальном для учащихся материале;

структура задаётся следующими элементами:

- Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).

- Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания).

- Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).

- Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Мои ученики вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся понимать и осваивать новое, становятся более открытыми и способными выражать собственные мысли, учатся принимать решения, формулируют интересы и осознают свои возможности.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

При постановке целей современного урока я предполагаю ответ на вопрос, чему научится ученик и где сможет эти знания применить.

После знакомства со статьями в журналах, интернете возникла проблема - готовые разработки обычно не подходят к нашим условиям проживания, требованиям, не ориентированы на учеников моего класса, требуют корректировки, доработки. Для формирования УУД необходимо разработать систему компетентностно-ориентированных заданий.

Слайд 7

Поэтому я заинтересовалась этой темой и в своей работе активно разрабатываю компетентностно-ориентированные задания. Предлагаю шаблоны для конструирования компетентностно-ориентированных заданий.

Объясните причины того, что……….

Изобразите информацию о… графически

Предложите иной (новый) вариант…….

Разработайте план, позволяющий……

Расположите в определенном порядке….

Найдите в тексте и подтвердите …….

Сравните……

Сравните точки зрения…….

Приведите пример того, ……

Изложите свое мнение (понимание)…..

Слайд 8

Математика. 4 класс. «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости».

Стимул. Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500 рублей и отправила в магазин.

Задачная формулировка. Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.

Источник информации. Справка

Наименование продукта

Цена

горошек

65руб

картофель

40руб

лук

25руб50коп

майонез

35руб

яйца

40руб

огурцы

68руб

Слайд 9

Бланк для выполнения задания:

 

Наименование продукта

Цена

Количество

Стоимость

горошек

     

картофель

     

лук

     

майонез

     

яйца

     

огурцы

     

Общая стоимость: __________________

Инструмент проверки.

Таблица заполнена верно – 3 балла

Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл

Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл

Максимальная сумма баллов – 5 баллов.

Похожие задания можно составлять и на работу с квитанциями по оплате за коммунальные услуги.

Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Такие задания приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.

Слайд 10

Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.

С

 

Подчеркните правильный ответ.

АКД;

АСД;

АЕД.

Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью.

Слайд 11

Бланк:

Памятка для начинающих путешественников

чемодан на колёсиках

обувь

лекарства

документы

нитки, иголку

зонт

Слайд 12
Инструмент проверки (модельный ответ): 
1) В памятку включены пункты по подготовке к путешествию – 2 балла, не включены – 0 баллов.
2) В памятку включены пункты о самом путешествии – 2 балла, не включены – 0 баллов.
3) Памятка состоит из 6 пунктов – 2 балла, из 4 пунктов – 1 балл, меньше 4 
пунктов – 0 баллов.

Максимальное количество баллов: 6 баллов

Слайд 13

Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.
Бланк:

                                                                                                

 

 

 

 

Источник: учебник «Риторика»
Инструмент проверки (модельный ответ):
В объявлении написано название породы собаки – 1 балл.
В объявлении указан цвет собаки – 1 балл. 
В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл
В тексте нет ошибок – 1 балл

Максимальное количество баллов – 5 баллов

Слайд 14

Бланк:

А Б В Г Д
 

Источник:

А Орфографический словарь.

Б Толковый словарь.

В Словарь синонимов.

Г Учебник математики.

Д Физическая карта России

Инструмент проверки (ключ):

Слайд 15

Стимул. Маше дали задание: выбрать корзины для сбора апельсинов, лимонов и груш. Но она сомневается, какие корзины подойдут.

Задачная формулировка. Помоги для каждого фрукта подобрать корзину соответствующей формы. В таблице запиши буквы соответствующих корзин.

Ответ

Инструмент проверки. За каждый правильный ответ 1 балл.

 

1)

2)

3)

 

 

 

 

Слайд 16

Стимул. Ты договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10. Какие ступеньки перепрыгнул твой друг?

Задачная формулировка. Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.

А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9.

В – 2, 5, 8.

Г – 1, 4, 7, 10.

Д – нет верной последовательности.

Инструмент проверки. 1 балл – Выбрана последовательность Б,

0 баллов – Выбраны другие последовательности.

Слайд 17

В целом я удовлетворена полученными результатами, так как прошёл только 1 год моей работы. В этом учебном году планирую расширить сферу применения компетентностно-оринтированных заданий при обучении и развитии моих учеников.

На начальном этапе  использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Смею надеяться, что эти 15 минут не прошли для вас даром.

Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться  –  вот наша задача.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.