Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов
Слайд 1
Методический семинар
Слайд 2
«Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников»
Близнецовой Натальи Владимировны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»
Слайд 3
Современная школа нуждается в переходе на компетентностный подход к образованию. В связи с введением ФГОС у учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».
В начале прошлого учебного года я осознала задачу стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных заданий.
Слайд 4
КОЗы – это компетентностно-ориентированные задания, представляющие собой способ формирования и развития у учащихся различных компетентностей.
Слайд 5
Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить:
1. Подробнее изучить сущность компетентностностного подхода в образовании.
2. Научиться узнавать компетентностно-ориентированные задания.
3. Научиться использовать компетентностно-ориентированные задания в работе с детьми.
4. Научиться разрабатывать компетентностно-ориентированные задания.
5. Собирать дидактическую копилку материалов.
6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.
7. Найти единомышленников среди коллег в школе.
8. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.
Слайд 6
Конечно, за один год все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой КОЗ, начала активно применять их на своих уроках.
Прекрасно понимая, что нагрузка ученика начальной школы не может быть увеличена, я решила использовать компетентностно-ориентированные задания в учебном процессе. Для себя определила, что такие задания в моих уроках должны присутствовать не реже 1 раз в неделю. При этом учебные предметы могли быть разные: математика, русский язык и литературное чтение, технология, окружающий мир. Условием включения компетеностно-ориентированного задания было прежде всего содержание урока, тип урока. К концу учебного года у меня собралось около 50 заданий по разным предметам. Основное внимание я уделяла заданиям на работу с текстом, графиками, таблицами, а также на развитие познавательных и коммуникативных УУД.
Позволю себе отметить, что компетентностно-ориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Компетентностно-ориентированное задание –
деятельностное задание;
моделирует практическую, жизненную ситуацию;
строится на актуальном для учащихся материале;
структура задаётся следующими элементами:
- Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).
- Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания).
- Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).
- Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).
Мои ученики вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся понимать и осваивать новое, становятся более открытыми и способными выражать собственные мысли, учатся принимать решения, формулируют интересы и осознают свои возможности.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
При постановке целей современного урока я предполагаю ответ на вопрос, чему научится ученик и где сможет эти знания применить.
После знакомства со статьями в журналах, интернете возникла проблема - готовые разработки обычно не подходят к нашим условиям проживания, требованиям, не ориентированы на учеников моего класса, требуют корректировки, доработки. Для формирования УУД необходимо разработать систему компетентностно-ориентированных заданий.
Слайд 7
Поэтому я заинтересовалась этой темой и в своей работе активно разрабатываю компетентностно-ориентированные задания. Предлагаю шаблоны для конструирования компетентностно-ориентированных заданий.
Объясните причины того, что……….
Изобразите информацию о… графически
Предложите иной (новый) вариант…….
Разработайте план, позволяющий……
Расположите в определенном порядке….
Найдите в тексте и подтвердите …….
Сравните……
Сравните точки зрения…….
Приведите пример того, ……
Изложите свое мнение (понимание)…..
Слайд 8
Математика. 4 класс. «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости».
Стимул. Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500 рублей и отправила в магазин.
Задачная формулировка. Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.
Источник информации. Справка
Наименование продукта |
Цена |
горошек |
65руб |
картофель |
40руб |
лук |
25руб50коп |
майонез |
35руб |
яйца |
40руб |
огурцы |
68руб |
Слайд 9
Бланк для выполнения задания:
Наименование продукта |
Цена |
Количество |
Стоимость |
горошек |
|||
картофель |
|||
лук |
|||
майонез |
|||
яйца |
|||
огурцы |
Общая стоимость: __________________
Инструмент проверки.
Таблица заполнена верно – 3 балла
Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл
Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл
Максимальная сумма баллов – 5 баллов.
Похожие задания можно составлять и на работу с квитанциями по оплате за коммунальные услуги.
Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Такие задания приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.
Слайд 10
Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.
С
|
Подчеркните правильный ответ.
АКД;
АСД;
АЕД.
Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью.
Слайд 11
Бланк:
Памятка для начинающих путешественников чемодан на колёсиках обувь лекарства документы нитки, иголку зонт |
Слайд 12
Инструмент проверки (модельный ответ):
1) В памятку включены пункты по подготовке к путешествию – 2 балла, не включены – 0 баллов.
2) В памятку включены пункты о самом путешествии – 2 балла, не включены – 0 баллов.
3) Памятка состоит из 6 пунктов – 2 балла, из 4 пунктов – 1 балл, меньше 4
пунктов – 0 баллов.
Максимальное количество баллов: 6 баллов
Слайд 13
Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.
Бланк:
|
|
|
|
Источник: учебник «Риторика»
Инструмент проверки (модельный ответ):
В объявлении написано название породы собаки – 1 балл.
В объявлении указан цвет собаки – 1 балл.
В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл
В тексте нет ошибок – 1 балл
Максимальное количество баллов – 5 баллов
Слайд 14
Бланк:
А Б В Г Д
Источник:
А Орфографический словарь.
Б Толковый словарь.
В Словарь синонимов.
Г Учебник математики.
Д Физическая карта России
Инструмент проверки (ключ):
Слайд 15
Стимул. Маше дали задание: выбрать корзины для сбора апельсинов, лимонов и груш. Но она сомневается, какие корзины подойдут.
Задачная формулировка. Помоги для каждого фрукта подобрать корзину соответствующей формы. В таблице запиши буквы соответствующих корзин.
Ответ
Инструмент проверки. За каждый правильный ответ 1 балл.
1) |
2) |
3) |
|
|
|
Слайд 16
Стимул. Ты договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10. Какие ступеньки перепрыгнул твой друг?
Задачная формулировка. Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.
А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9.
В – 2, 5, 8.
Г – 1, 4, 7, 10.
Д – нет верной последовательности.
Инструмент проверки. 1 балл – Выбрана последовательность Б,
0 баллов – Выбраны другие последовательности.
Слайд 17
В целом я удовлетворена полученными результатами, так как прошёл только 1 год моей работы. В этом учебном году планирую расширить сферу применения компетентностно-оринтированных заданий при обучении и развитии моих учеников.
На начальном этапе использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Смею надеяться, что эти 15 минут не прошли для вас даром.
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться – вот наша задача.