Аналитический отчет «Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
МБОУ «ВЕРХ-СУЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СУЕТСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРА
Самойленко Алены Игоревны
Тема самообразования:
«Использование современных образовательных технологий
на уроках иностранного языка»
«Учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности»
Ян Амос Коменский
Уважаемые коллеги! Позвольте мне представить отчет о своей педагогической деятельности за последние 3 года своей работы в школе.
Мое призвание быть учителем. Любовь к детям является источником, из которого я постоянно черпаю новые силы.
Проработав 5 лет в школе, отчетливо осознаю, что целью моей деятельности является создание условий для становления личности и значимость своей педагогической деятельности. Цель достигается не всегда – поэтому педагогический труд нередко сравнивают с работой садовника, который снимает плоды с дерева через много лет после того, как посадил его.
Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике за последние 3 года.
Сочетание традиционных и инновационных технологий в педагогической деятельности, а именно: педагогики сотрудничества, технологии опережающего обучения, личностно - ориентированного подхода в преподавании учебных дисциплин, здоровьесберегающих технологий, информационно-коммуникационных технологий – позволяют мне стабильно поддерживать качество обучения учащихся.
В своей работе опираюсь на знания основ теории педагогики, психологии, возрастной физиологии, методик обучения и воспитания, а также на личный опыт.
Перестройка современной школы побуждает учителя к всестороннему анализу своей работы, поиску наиболее эффективных способов обучения, изучению передового опыта, новых программ. Я уверена в том, что нашим ученикам нужен грамотный, образованный учитель, ведь речь идёт не только о формировании у детей знаний, умений, навыков, предусмотренных программой, но и умение учителя раскрыть способности каждого ребёнка, развить у них желание учиться, дать учащимся возможность ощутить радость познания.
К уроку подхожу творчески. Занятия провожу интересно, живо, увлекательно, чтобы каждый этап урока заставлял думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Непременным компонентом является создание проблемной или игровой ситуаций на уроке, где дети в постоянном поиске, в работе.
Широко применяю элементы занимательности, неожиданности, порой загадочности, использую дидактический материал, наглядность, опоры, которые в основном готовлю сама или с ребятами.
Главное для меня - результат урока, а именно, насколько продвинулся каждый ученик в своих познаниях.
В своей работе применяю такие формы деятельности учащихся, как фронтальная, групповая, работа в парах, коллективная, индивидуальная.
Наряду с традиционными методами: наглядным (иллюстрации, демонстрации), словесным (разъяснение, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение), активно применяю методы обучения по типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение и исследовательский.
Эффективно выполнять данные требования к современному уроку мне помогает и проведение наиболее распространенных нестандартных уроков: урок-игра, уроки типа КВН, уроки обобщения, проектные уроки , уроки с использованием компьютера .
Учебно-воспитательная работа
В течение 5 лет я обучаю детей иностранному языку, обеспечивая 100% успеваемость при позитивной динамике учебных достижений школьников. Учитывая специфику работы в небольшой сельской школе (средняя и низкая наполняемость классов, разный уровень обученности, интеллектуального развития и мотивации учащихся).
Основные цели моей работы:
- использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка
- развитие коммуникативной компетенции на основе мультимедийной презентации,
-активизацию познавательной, речемыслительной и творческой деятельности школьников,
-повышение мотивации к изучению предмета,
-формирование потребностей в самообразовании и саморазвитии в процессе изучения иностранного языка
Результатом работы в данном направлении можно считать следующие показатели:
1.Доля учащихся, получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года, за последние три года возросла с 54,2% до 59% (классные журналы)
Результаты внешнего (муниципального) мониторинга
2.Ежегодно учащиеся выполняют муниципальную контрольную работу по предмету, демонстрируя достаточно высокое качество знаний
Таблица 1. Выполнение муниципальной контрольной работы
2013-2014учебный год |
2014 - 2015учебный год |
2015-2016учебный год |
54% |
57,2% |
66,7% |
(справки по итогам проведения контрольных работ)
Учащиеся ежегодно принимают участие в школьной и муниципальной олимпиаде и конкурсах по иностранному языку.
3. Наличие обучающихся- участников и призёров предметных олимпиад, конкурсов
Нижеследующие таблицы подтверждают позитивную динамику участия учащихся в школьных и муниципальных олимпиадах за 2013-2014 гг., 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.
Таблица 2. Участие в школьных предметных олимпиадах
Учебный год |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
2013-2014 |
2 |
1 |
2 |
2014-2015 |
4 |
4 |
4 |
2015-2016 |
4 |
5 |
4 |
Таким образом, анализируя результаты школьных предметных олимпиад по иностранному языку, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, занявших первое и второе места, увеличивается.
Таблица 3. Участие в районных предметных олимпиадах
Учебный год |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
2013-2014 |
1 |
||
2014-2015 |
1 |
2 |
1 |
2015-2016 |
1 |
2 |
2 |
Анализ результатов муниципальных предметных олимпиад по иностранному языку подтверждает вывод о том, что количество учащихся, занявших призовые места, увеличивается. Такая положительная динамика говорит о том, что ученики заинтересованы предметом, стремятся изучать его дополнительно и более глубоко.
После проведения олимпиад анализируем результаты (в виде анкетирования) и планируем предстоящую работу.
Использование современных образовательных технологий
СОТ обеспечивают личностное развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки учащихся, более рационального использования учебного времени.
Наиболее эффективными (применительно к конкретным условиям обучения) я считаю следующие СОТ:
-проектные и исследовательские методы обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других обучающих игр;
-технология развития критического мышления;
-обучение в сотрудничестве;
-здоровьесберегающие технологии.
Данные технологии позволяют перейти к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления, самостоятельности, общеучебных умений и навыков, на стимулирование познавательной активности и повышения качества знаний, воспитание здорового, всесторонне развитого школьника.
Поскольку основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение практическому владению иностранным языком, то современные коммуникативно-ориентированные педагогические технологии оказывают неоценимую помощь в её достижении. Наиболее популярная из них- проектная технология, которую и я применяю в своей работе и считаю её очень эффективной.
Проектная деятельность позволяет не только совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся, но также расширить содержательную основу обучения иностранному языку за счёт овладения учащимися определённым объёмом региональных знаний.
Работая над материалом по регионоведению, школьники учатся добывать информацию из различных источников (беседуют с жителями села, используют материалы районной газеты «Сельский труженик», музея, пособий по географии, истории, культуре и литературе Алтайского края, и т.д.), обрабатывают её в соответствии со своим уровнем языковой подготовки.
Такая поисковая и исследовательская работа не только помогает расширить словарный запас учащихся, их речевые возможности, но и расширяет знания о своём регионе, о людях, проживающем в нём, воспитывает чувство гордости за свою малую Родину, любовь к ней.
Учащимися выполнено большое количество проектов по регионоведению, которые хранятся в кабинете иностранного языка и используются как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности.
Отчёт о данном направлении нашей работы был представлен на районной выставке в 2016 году и получил высокую оценку конкурсной комиссии.
Темы выполненных работ: |
«Жизнь российских немцев» «Село в годы Великой Отечественной войны» «Экологическая ситуация в районе» |
Подготовка и реализация учебно-исследовательских и социальных проектов по собственному замыслу развивает способности учащихся к
-проектированию учебной деятельности,
-построению собственной траектории образования,
-создаёт возможности перехода учащихся в различные социокультурные позиции и опробования различных ролей,
-помогает учащимся освоить средства планирования и прогнозирования результатов проекта,
-овладеть коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества.
Применение СОТ существенно влияет на результаты учебной деятельности: показатели свидетельствуют о повышении качества знаний (с 54,2% до 59%) и о стабильности уровня успеваемости, который составляет 100%.
Внеурочная и внеклассная работа по предмету
Важным фактором достижения поставленной цели я считаю организацию внеурочной деятельности по предмету: предметные декады, месячники, концерты и конкурсы.
2015 год |
Конкурс знатоков англоязычных (немецкоязычных) стран(8-11 классы) Конкурс инсценированных сказок на иностранном языке Конкурс песни на иностранном языке Конкурс чтецов Конкурс творческих работ (проектов, презентаций) «Немецкое Рождество, Пасха » |
2016 год |
Мероприятие «Путешествие по стране английского, немецкого языка» (для 2-4 классов) Викторина по страноведению «Германия» (8-11 классы) Мероприятие «Путешествие в страну знаний» (5-7 классы) Конкурс проектов (презентаций ) на иностранном языке « Моя будущая профессия» |
(Протоколы проведения мероприятий )
Результатом проведения таких мероприятий является активизация творческой и познавательной активности учащихся, рост интереса к изучению предмета в целом.
Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития.
Учителю необходимо развиваться, стараться осваивать новые методики и технологии обучения, соответствовать современным требованиям государственных стандартов. Поэтому я самое серьезное внимание уделяю своему профессиональному росту и развитию. Для этого регулярно участвую в работе курсов повышения квалификации, образовательных семинаров, научно-практических конференций и видеоконференций. Активно делюсь опытом использования информационных технологий в преподавании на районном методическом объединении учителей иностранного языка.
На протяжении всех лет своей педагогической деятельности постоянно занимаюсь самосовершенствованием.