Использование мультимедийных технологий на уроках иностранного языка – основной путь информатизации образования

6
0
Материал опубликован 27 November 2020 в группе

Использование мультимедийных технологий на уроках иностранного языка – основной путь информатизации образования

Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс  является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время  мультимедийные технологии относятся к одному  из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений  информационных технологий.

Методика использования мультимедийных технологий в современном образовании  предусматривает:

совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  • повышение мотивации обучения;
  • улучшение качества обучения и воспитания;
  • повышение уровня подготовки обучающихся в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей использования компьютера, мобильного телефона и планшета не только как средства для игры, но и для обучения.

Современные методы обучения с привлечением мультимедийных технологий помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • сформировать мотивацию к обучению;
  • предоставить учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфики, а именно, создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной, предполагает наиболее гибкое и широкое использование мультимедийных технологий.

Мультимедиа – это совокупность программно-аппаратных средств, которые реализуют обработку информации в звуковом и зрительном видах. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики.

Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока:

Этап  урока

Содержание

Цель

Организационный момент. Введение в сюжет урока.

Целеполагание.

демонстрация темы и целей урока

подготовить учащихся к работе на уроке

Проверка домашнего задания

демонстрация правильного решения  заданий,  вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос

выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

Актуализация опорных знаний и способов действий

вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу

восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

Формирование понятий и способов действий

основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты,  иллюстрирующие особенности нового материала

демонстрация нового учебного материала

Применение знаний, формирование умений

вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

выполнение тренировочных заданий

Контроль и учет знаний

задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в ходе  применения  проверяемых знаний

организация контроля и самоконтроля


 В современном образовании можно выделить три основных направления использования мультимедийных технологий на уроках иностранного языка:

- использование уже готовых программных продуктов на компакт-дисках;

- применение программных продуктов, которые создаются  непосредственно преподавателями (или преподавателями совместно с обучающимися);

- использование ресурсов сети Интернет.  [1]

Наиболее доступные    мультимедийные  средства – это  электронный учебник и разнообразные обучающие программы-тренажеры. По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов: 1) на CD-ROM с или без печатного приложения; 2) на сайтах Интернета  без печатного приложения; 3) на CD-ROM, но с привязкой к некоторым Интернет сайтам. [2] Отмечу, что в нашей школе на уроках английского языка мы используем  электронное приложение к УМК "Enjoy English"   и электронные учебники к УМК Rainbow English.

Работа с программами по иностранному языку помогает  обучающимся преодолеть психологический барьер. Когда ученики видят на экране графический образ слова  или картинки с изображениями различных предметов, они лучше воспринимают и осваивают учебный материал. Материал, заложенный в программе, позволяет достичь решения следующих методических задач: (например, при изучении и закреплении новых английских слов): 1) формировать и закреплять навык узнавания значения слова;  2) формировать моторный навык написания указанного слова; 3) закреплять зрительный образ отрабатываемого материала. Таким образом, с помощью учебных программ можно существенно изменить способы управления учебной деятельностью, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности обучающихся, осуществлять индивидуализацию обучения.

Формы и место использования мультимедийной презентации на уроке зависят  от содержания этого урока и от цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий [4]:

  1. При изучении нового материала.

Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

 2. При закреплении новой темы.

 3. Для проверки знаний.

Компьютерное тестирование — это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя — это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

5. При проверке фронтальных самостоятельных работ.

Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.

6. При решении задач обучающего характера.

Помогает выполнить и контролировать промежуточные и окончательные результаты самостоятельной работы.

Учитель может воспользоваться банком готовых мультимедийных презентаций, созданных коллегами и размещёнными на профессиональных сайтах и форумах, что существенно облегчает подготовку  к уроку. Или сам создает  презентацию для конкретного урока или темы.

Для повышения мотивация обучающихся многие учителя используют Интернет. Самое простое применение Интернета − это использование  его как источника дополнительных материалов и упражнений, как для преподавателя, так и для ученика при изучении, повторении, закреплении или контроле какой-либо темы или при подготовке к  ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Вот лишь некоторые Интернет-ресурсы, используемые нами на уроках:

  1. Программа для проведения онлайн-занятий ZOOM (Преимущества: наличие доски, возможность демонстрации экрана вместе с аудио и видео; парная и групповая работа; запись занятий и чата).
  2. Онлайн-доска Padlet  (Предоставляется возможность прикреплять заметки, фотографии, ссылки на внешние ресурсы, видео, аудио, файлы. На уроке можно поделиться идеями, мыслями; провести рефлексию в конце урока,  осуществить  совместный  сбор  информации по определённой  теме).


image-20201127222027-1.jpeg

  1. Сервисы для запоминания новых слов:

Quizlet  ( Бесплатная версия сервиса позволяет создавать карточки на этапе знакомства со словами, заучивать слова, отрабатывать навыки написания слов, выполнять задания на сопоставление английского и русского перевода слов на время, выполнять тесты – верно-неверно, с выбором ответа).

image-20201127222027-2.png


Образовательная платформа ВЗНАНИЯ (Позволяет учителю вывести изучение лексики за пределы урока, вовлечь учеников за счёт игровых технологий, повысить успеваемость, оптимизировать время подготовки и проведения занятий).


image-20201127222027-3.jpeg


  1. Сервисы для проведения опросов, викторин и тестов

KAHOOT               

(Для  ученика: https://kahoot.it/

           Для учителя:  https://kahoot.com/schools-u/

           Подробный  алгоритм      работы: https://www.it-pedagog.ru/kahoot)


image-20201127222027-4.png

WOOCLAP (www/wooclap.com)

(Возможности: вопросы с многовариантными ответами, оценивание, опрос, облако слов (для  организации  целеполагания  или рефлексии), открытый вопрос, соответствие, мозговой штурм, анкета, домашнее задание).

image-20201127222027-5.png

  1. Сервисы для создания интерактивных приложений

Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org

(Сервис полностью бесплатный, большой выбор игровых заданий, простой процесс создания упражнений, статистика с результатами упражнений)

image-20201127222027-6.jpeg

WORDWALL (https://wordwall.net/)

image-20201127222027-7.jpeg

  1. Интерактивная тетрадь Skysmart (https://edu.skysmart.ru/)

(Удобна для организации дистанционного обучения,  включает тренажёры по подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, осуществляется мгновенная проверка работ обучающихся с выставлением отметки, содержит школьный и внешкольный контент по разным темам).

image-20201127222027-8.jpeg

  1. Учи.ру  (https://uchi.ru/)

Интерактивная образовательная платформа (Обучение в игровой форме, развитие метапредметных навыков, развитие навыков самостоятельной работы, раскрытие потенциала каждого ребёнка,  он-лайн уроки, вебинары и видеоконференции для учителей, олимпиады для обучающихся, проверочные и домашние работы).

image-20201127222027-9.png

Исходя из  выше сказанного, можно сделать вывод о том, что мультимедийные  технологии имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы обучающихся, развитию их творческих способностей.

Использование мультимедийных технологий в современном образовании  — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Совершенствование программного и методического обеспечения, материальной базы, повышение квалификации преподавательского состава -  перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.


Литература и источники:

  1. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. — Спб.:  Издательство «Союз».
  2. Малюкова Г. Н., Соломахина И. А. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку, http://festival.1september.ru/articles/212523/
  3. Пищик Е.В. Методика использования мультимедийных технологий на уроке. – Технология. Всё для учителя:  №3, 2013.
  4. http://for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html
  5. https://rosuchebnik.ru/material/obzor-tsifrovykh-resursov-dlya-sovremennogo-uchitelya-angliyskogo-yazy/
  6. https://edu.skysmart.ru/


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации