12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зайцева Юлия Николаевна396
Учитель истории и обществознания. Невозможно научить, можно научиться...
Россия, Липецкая обл., Липецк

Использование инновационных технологий в образовании в условиях информатизации общества

Автор - Зайцева Юлия Николаевна

Учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

МБОУ гимназия №19 г. Липецка

Краткая аннотация. Статья рассматривает актуальный вопрос осуществления инновационной деятельности в учебных заведениях в условиях информатизации образования. Описывает основные направления работы школы с применением ИКТ-технологий.

Ключевые слова. Образование, инновации, традиции, информатизация, ИКТ, краеведение.

В современном мире происходит масса изменений в общественной жизни, которые требуют от образовательного процесса приспособления к новым условиям. В связи с этим, процесс образования и воспитания в отечественной школе за последнее годы претерпел существенные изменения, введение ФГОС ставит новые образовательные задачи, на первый план выходит развитие личности ученика. Происходят изменения в ролевой системе, ребенок становится полноправным субъектом образовательных отношений, а учитель перестает быть единственным источником знаний. Поэтому одной из главных целей, которую должна реализовать современная школа, является формирование навыка ориентироваться в постоянно растущем объеме информации, который увеличивается каждый день.

Одной из современных тенденций образования, позволяющих достигнуть этой цели, является информатизация.

Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Процесс информатизации образования включает в себя систему мероприятий:

оснащение учреждений образования и органов управления образованием аппаратными и программными средствами информационных технологий;

подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным и международным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети Интернет;

создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, интеграция различных баз данных на региональном и государственном уровне;

формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учеников, их родителей создание системы непрерывного обучения педагога информационным технологиям [1].

Начиная работать по направлению информатизации, педагогические работники должны четко понимать, что без знания истории и культуры своей малой родины, сложно воспитать достойного гражданина, поэтому в том числе с помощью современных технологий можно внедрять информацию о краеведении. Однако на практике оказалось, что преподавание и внедрение данных о своем крае, как в учебную, так и во внеурочную деятельность имеет ряд сложностей во время работы в школе.

Одной из главных проблем оказался недостаток материала публикуемого в периодических печатных изданиях, а те данные, которые были представлены в сети-интернет, не имели четкой структуры. Поэтому первое над необходимо работать это систематизация и адаптация краеведческого материала с возможностью его использования для преподавания на различных учебных предметах в общеобразовательных учреждениях.

Именно ИКТ технологии позволяют начать реализовывать эту задачу. Собирая материал, необходимо начать с формирования электронных информационных баз, для их использования на уроках и во внеурочной деятельности. В настоящее время, краеведческий компонент включен во множество предметов учебного плана школы.

В начальной школе такие предметы как «окружающий мир», «ОРКСЭ», «русский язык» и «литературное чтение» помогают нам реализовывать эту цель. На ступени основного общего образования краеведческий материал включен в курсы «географии», «биологии», «истории», «обществознания», «литературы», «русского языка», «ОДНКНР». Такой план работы позволяет не только более подробно и рассказать о жизни в родном крае, но и обеспечивает преемственность между различными ступенями образования, так как учащиеся постепенно знакомятся со всеми особенностями жизни нашего региона.

Для возможности использования накопленного материала, учителями и учениками школы, учебные кабинеты, были оборудованы компьютерами, а также выходом в сеть интернет, чтобы обеспечить быстрый обмен информацией. Кроме того, группа учителей географии, биологии, истории, русского языка создала цикл мультимедийных презентаций, охватывающих многие аспекты жизни нашего края, с возможностью их использования на разных уроках.

Следует отметить, что учащиеся школы, также являются активными участниками накопления материалов о родном крае, они выполняют исследовательские и научные проекты, которые могут использоваться не только в стенах нашего учебного заведения. Так, например, учащиеся 7 классов создали фильм о «Космическом районе города Липецка», где рассказали о знаменитых космонавтах страны, и о том, как их память чтят в нашем городе. Из этого проекта появилась идея о создании электронного пособия, которое бы рассказывало об истории названий знаменитых улиц города. На протяжении 2017-2020 года над этой темой работают ученики 7-8 классов, помимо «космического района» в нашем пособии появились страницы об улицах, названных в честь героев Великой Отечественной войны, и выдающихся ученых Липецкой земли. Также ученики создавали интерактивные путешествия по Липецкому зоопарку, и о гастрономических предпочтениях нашего края.

Контролировать исследовательскую деятельность позволяет применение ИКТ. Особенно это стало актуальным во время пандемии covid-19 весной 2020 года, когда весь образовательный процесс был переведен в онлайн-формат. Использование персональных сайтов педагогов, создание тематических конференций в социальной сети позволяет создать эффект постоянной обратной связи, доверительные отношения учеников с учителями. Такой способ контроля является эффективным, так как это позволяет мобильно отследить любые изменения в работе и подкорректировать их. Привлечение учащихся к таким формам работы позволяет сформировать один из основных навыков, умение анализировать большие объемы информации, и самостоятельно организовывать свою работу.

Ежегодно в апреле на базе школы проходит региональная конференция, которая позволяет продемонстрировать все новые разработки и проекты, созданные учителями и учениками, а также обменятся опытом с другими школами, осуществляющими инновационную деятельность. Большое значение в ходе работы конференции играет сайт общеобразовательного учреждения, так как там учителя публикуют методические материалы проведенных занятий, либо ссылки на свои личные сайты, на которых можно найти эту информацию. Таким образом, все остальные участники получают возможность использовать данные материалы при проведении воспитательных и образовательных мероприятий. В условиях информатизации образования интернет-сайт школы должен стать одним из главных ресурсов обеспечивающих связь между всем участниками образовательных отношений, поэтому мы следим, чтобы там постоянно появлялась актуальная информация.

Другими направления деятельности школы, в котором активно используются информационные и коммуникационные технологии, является профориентация учащихся и внеурочная деятельность. В рамках программы ученики постоянно участвуют в вебинарах, интернет-семинарах, конференциях, которые проводят крупнейшие компании и специалисты России.

Во внеурочной деятельности учащиеся школы не только расширяют свой кругозор по различным предметам, но и активно участвуют в конкурсах различных уровней, в том числе и дистанционно. Так, например, учащиеся неоднократно становились участниками призерами конкурсов «Поколение IT», «Пусть к успеху», «MASTERSKILLS 2017: ФИНАНСЫ – ЭТО ПРОСТО», «Выборы – шаг в будущее».

Таким образом, внедрение процесса информатизации в образовательные учреждения позволяет организовать постоянную взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса, разнообразить урочную и внеурочную деятельность новыми формами проведения занятий, побудить учеников к самостоятельной деятельности и дает возможность транслировать накопленный опыт. Благодаря этому образовательный процесс адаптируется к постоянно изменяющимся условиям и требованиям, которые предъявляет к нему гражданское общество.

Список используемой литературы:

Зверева Ю. С. Информатизация образования // Молодой ученый. — 2016.

Тарамова Э. А. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе/Э. А. Тарамова//Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 155–157.

Ховина Т. В. Традиции и инновации в образовательном процессе.// Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 13-16. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5709 /

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.