Использование дистанционных информационных образовательных технологий на уроках иностранного языка
«Система обучения XXI века: опыт прошлого – реализация в будущем»
«Использование дистанционных информационных образовательных технологий на уроках иностранного языка»
Автор: Захарченко Ю.В., учитель иностранных языков Муниципального Автономного Общеобразовательного Учреждения «Многопрофильный лицей №1» г. Магнитогорска
Основным педагогическим идеям Константина Дмитриевича Ушинского почти 175 лет, однако, актуальности своей они не утратили, а даже наоборот, его теория - основа для работы современного учителя. Я, учитель иностранных языков, четко осознаю, что, во-первых, теория всегда должна подкрепляться практикой. Любые теоретические знания о грамматических и лексических правилах и понятиях «выветриваются» из голов детей уже к следующему уроку, если не закреплять их в разнообразных упражнениях. Во-вторых,
что воспитание нравственности в человеке развивает гуманность, дисциплинированность, трудолюбие и честность, скромность и чувство собственного достоинства. Иностранный язык, с этой точки зрения, идеальный предмет потому, что через межкультурную коммуникацию, через обычаи и традиции другой страны мы узнаем больше о своей родине, понимаем наш национальный характер лучше и становимся более толерантными к тем, кто не такой, как мы. В-третьих, что в школе нет места слепому повиновению учеников педагогу. Ученики - это равноправные участники образовательного процесса, которые имеют право на свое мнение, которые тоже могут научить учителя некоторым современным реалиям. Своим личным примером, я пытаюсь показать ученикам, что учится никогда не поздно, что учение открывает новые перспективы. Как? Пытаюсь идти в ногу со временем, постоянно совершенствуюсь и осваиваю новое, не забывая про старое. Я имею в виду новые информационные образовательные технологии.
Дисциплина «Иностранный язык» имеет свою специфику и свою методику преподавания. При всей своей сложности организация онлайн обучения иностранному языку может не только сохранить все традиционные компоненты, но также способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка. В течении двух лет я и мои коллеги осваивали некоторые дистанционные информационные образовательные технологии, такие как программа для видеоконференций Зум (Zoom), сервис Google Classroom, сайт Интерактивные рабочие листы, сайт Quizlet, образовательная платформа Взнания, сервис Learning Apps. Этот эксперимент был обусловлен не только вынужденной необходимостью в момент неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, но и желанием освоить что-то новое. В данной статье хотелось бы представить результаты работы по анализу преимуществ и недостатков протестированных сервисов.
Программа для видеоконференций Зум (Zoom).
К преимуществам можно отнести: возможность использовать демонстрацию экрана, показывать учащимся презентации, видео и другой учебный материал, что позволяет повысить эффективность восприятия информации; бесплатный тариф использования сервиса в течение 40 минут, что дает возможность провести полноценный урок; после тщательной подготовки, примерно 3 занятие проходит комфортно, как традиционный урок. К недостаткам можно отнести тот факт, что при таком виде обучении слабо развивается коммуникативная компетентность; личный контакт учеников друг с другом и с педагогом сведен к минимальному уровню. Возникали проблемы с, прослушиванием аудиозаписи и просмотром видео. Недостаточная компьютерная грамотность обучающихся, их родителей. Также, необходимо помнить, что продолжительность урока ограничена и не должна превышать требующие нормы проведения обучающихся за компьютером. Вследствие чего не хватало времени на качественную отработку материала.
Гугл сервис Классрум (Google Classroom).
К преимуществам можно отнести несколько фактов : сервис на русском языке и бесплатный; возможно создание курсов, заданий и управление ими; работа с оценками в режиме онлайн; возможно добавление к заданиям, например видео YouTube, Google форм, опросов и других объектов с Google Диска; сервис сам дает подсказки — как создать курс или тест, где посмотреть результаты обучающихся; регулярная обратная связь ученикам; возможность выполнять задания на мобильных устройствах. Значительным недостатком является отсутствие защиты от списывания. Нельзя ограничить время на ответ и число попыток. Сами тесты больше похожи на опросы. Учиться в Classroom могут лишь пользователи почты Google. Возможности дизайна ограничены. Оформить учебный портал в авторском стиле не получится. В бесплатной версии можно обучать только 200 человек. Сервис подходит больше для диагностики знаний обучающихся, контроля выполненных заданий, и сопровождения дополнительной информацией к основным урокам. В качестве основы дистанционного образования данный сервис не обладает возможными вариациями проведения полноценного урока
Сайт Liveworksheets( Интерактивные рабочие листы).
К преимуществам можно отнести: возможность создать различные задания (тесты, поиск слов, вставить аудио и видео, подобрать подпись, вопросы с открытыми ответами, `переметить фразы или слова и т.д.) или воспользоваться уже готовыми листами. Каждый созданный «лист» имеет свою ссылку. Ссылкой можно поделиться в АИС «Сетевой город» или любым другим способом (соцсети или мессенджеры). Учащихся выходят по ссылке, выполняют задание и отправляют результат своей работы учителю. Сайт полностью бесплатный. Однако, создание каждого типа задания очень время затратное занятие. Это- недостаток.
Бесплатная образовательная платформа Взнания.
Это платформа для тренировки лексики и грамматики по нужному вам УМК с удобной системой контроля и гарантией, что ученики выучат всю необходимую лексику. Платформа динамично развивается и постоянно проходят обновления. Учитель создает группу, высылает инструкцию для регистрации и код группы. При регистрации ученик, указав код, автоматически попадает в свою группу. Учитель создает урок (есть возможность скопировать ранее созданный набор слов) и заполняет несколько форм (сроки выполнения, тема урока, типы заданий и т.п.) Ученикам приходит напоминание о новом уроке на почту. Главной особенностью является допуск к итоговому тесту только, если задания выполнены на 90% и выше. Учитель также может познакомиться с тем, какие слова вызвали трудности по каждому ученику. Для удобства можно скачать и распечатать в PDF формате слова или задания с изучаемой лексикой. Это значимые преимущества. К недостаткам можно отнести то, что урок состоит только из 15 слов и приложение на телефоне для учеников платное.
Сайт Quizlet (Квизлет).
К преимуществам отнесем некоторые факты: учитель создает свой набор слов или может воспользоваться созданным другим пользователем и скопировать себе. Наличия звучания слов. Для работы со словами есть разные типы упражнений. Существует приложение на телефон. Сервис бесплатен. Но только в платной версии можно видеть результаты работы учеников.
Сервис Learning Apps.
В преимуществах можно выделить: бесплатное использование. Большой выбор игровых заданий. Любое из чужих упражнений в галерее можно использовать как шаблон для своего приложения. Простой процесс создания упражнений. К недостаткам отнесли тот факт, что внешний вид упражнений совершенно не впечатляет. Отсутствует статистика с результатами упражнений, фактически задания выполняются для самоконтроля. Интерфейс переведен на русский язык не лучшим образом: не полностью и местами коряво. Хотя инструкция по работе с сервисом написана без ошибок, в некоторых случаях присутствие иностранного текста создаст проблему для тех, кто не владеет языками.
.
В качестве иллюстрации данной работы предлагаю вашему вниманию одну из многих технологических карт урока с использованием сайта Взнания. Данный ресурс наиболее точно отвечает требованиям к современному уроку.
Технологическая карта урока английского языка в 8 классе
«Psychic animals» «Животные-экстрасенсы» с использованием дистанционных образовательных технологий и сайта Взнания по УМК Английский в фокусе,8
Учитель МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска: Захарченко Ю.В.
Тема: «Psychic animals» «Животные – экстрасенсы»
Тип урока: интегрированный, урок систематизации и обобщения знаний и умений
Межпредметные связи: Биология
Класс: 8 (раздел 5)
Цели урока: Совершенствовать умение осмысленного чтения и умение применять знания в новых ситуациях.
УУД:
Личностные: развить способность к самоопределению, самопознанию.
Познавательные: развивать смысловое чтение, логические действия.
Регулятивные: развивать умение ставить цели, планирования.
Коммуникативные: планировать совместную деятельность,
Планируемые результаты:
Личностные: сформировать целостное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: Познавательные: сформировать умения усваивающего и поискового чтения, умения преобразовывать модели для решения задач, умения самостоятельно осуществлять сравнение, обобщать понятия; умения при представлении продукта (результата) спорить и отстаивать свою позицию; умения проводить самоконтроль и самооценку;.
Регулятивные: сформировать умения самостоятельно формулировать познавательную цель и задачи, сформировать умения самостоятельно планировать пути достижения познавательных целей и задач.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, для отображения своих мыслей, сформировать умения планировать общие способы работы в совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя).
Предметные: овладеть приемами работы с аутентичным текстом и видео рядом, использовать новый грамматический материал в своей речи ( устной и письменной).
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
№ | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты этапа |
1 | Организационный момент | Настроить на работу на уроке | Good morning. Доброе утро How are you?. Как вы? I’m fine. Thank you. Я – отлично, спасибо | Good morning. Доброе утро Fine, thanks.Отлично, спасибо How are you? Как вы? | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
2 | Этап мотивации | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Have you ever had a feeling that smth would happen? Have you ever predicted the disaster? Can only people feel that smth is about to happen? Было ли у вас чувство, что что-то произойдет? Вы когда- либо предсказывали катастрофы? Только люди могут предчувствовать беду? Right. There are many psychic animals. What are we going to discuss today? Верно, есть много животных- экстрасенсов. Догадайтесь, что мы будем обсуждать сегодня? | Yes.Да No.Нет Animals can predict disasters too. Животные могут предчувствовать катастрофы тоже Psychic animals. Животных-экстрасенсов | Включение в деловой ритм, развитие мыслительных операций. Умение формулировать проблему урока, способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. |
3 | Этап актуализации знаний | Организация условий для индивидуальной работы ученика с классом на основе подготовленного дом. задания (лексический материал) | At home you’ve worked with the text about psychic animals (упр. 1 , с.77). Masha also got an individual (extra) task to prepare questions to the content of the text. So, now she will be your teacher. Дома вы работали с текстом про животных – экстрасенсов. У Маши было индивидуальное задание подготовить вопросы по его содержанию. Она ваш учитель сейчас. | Ученик задает свои вопросы (подготовленные дома). S1-What countries are mentioned in the text? What natural disasters are mentioned in the text? What animals are mentioned in the text? What examples of unusual behavior before the disasters did we read about? What is the main idea of the text? Какие страны упомянуты в тексте? Какие природные катастрофы? Какие животные упоминаются? Примеры необычного поведения? В чем основная мысль текста? SS-Animals can predict disasters. Животные могут предсказывать катастрофы | Развитие самосознания и самопознания. Формируются и отрабатываются умения полно и точно понимать содержание текста. |
4 | Этап обобщения и систематизации знаний | Организация условий для индивидуальной работы ученика с классом на основе подготовленного дом. задания (грамматический материал) | In the text we see highlighted words –ing and infinitive forms. Let’s revise this material. Sasha got an individual task too. He looked through the rule and prepared questions for you.В тексте вы видите выделенные слова-глаголы с инговым окончанием и инфинитивы. Давайте повторим материал. У Саши было индивидуальное задание. Он просмотрел правило и подготовил вопросы All right. Find examples in the text | S2-When do we use the infinitive forms? When do we use the –ing forms? When do we use infinitive without “to”?(по упр.1,с.77)Когда мы используем инфинитивы? Когда глаголы с инговым окончанием?? Когда глаголы без частицы tо? SS-отвечают на вопросы. | Совершенствуется знание грамматических структур, правил чтения, произношения, интонаций. |
5 | Этап применения знаний и умений в новой ситуации | Организация коммуникативного взаимодействия для достижения результата | Some more facts about animals’ behavior before the disaster we’ll see in the following movie. Watch it and be ready to speak about the topic using our grammar rule. (ссылка есть на русскую версию и на англоязычную версию видео- решает учитель, в зависимости от уровня группы) Еще несколько интересных фактов про поведение животных перед природными катастрофами мы увидим в видео. Смотрите и будьте готовы обсуждать тему, используя наше грамматическое правило. | После просмотра фильма учащиеся суммируют информацию. Animals start acting….Животные начинают Animals try to …..Животные пытаются Animals can’t stand…Животные не выносят | Умение выбирать главные факты, делать выписки во время просмотра видео. |
6 | Этап контроля усвоения знаний | Проверить усвоение грамматического материала | Now let’s check your knowledge. Take your phones or open the site ВЗНАНИЯ on our computers, follow the link and do the tasks. in the written form. Теперь давайте проверим ваши знания. Достаньте свои телефоны, откройте сайт Взнания, следуйте по ссылке и выполните задания в письменном виде | Учащиеся выполняют задания на платформе Взнания | Развитие умения использовать новый грамматический и лексический материал |
7 | Этап рефлексии | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | We’ve a great work today. What did your like most of all? What was not very interesting?. Мы здорово поработали сегодня. Что вам понравилось больше всего? Что было не интересным? | I enjoyed….Мне понравилось I didn’t like….Мне е понравилось | Развитие умения обосновывать свое мнение |
8 | Домашнее задание | Закрепить полученные на уроке знания, возможность представить их в творческой форме | You get some tasks as your home-work: WB p 46 Find more facts about Psychic animals Thank you for the lesson, see you next week. У вас будет несколько заданий на дом | | Развитие умения письменно формулировать свою мысль, используя грамматические структуры Расширение словарного запаса. Развитие памяти. |
https://paidagogos.com/pedagogika-ushinskogo.html