Курсовая работа «Использование народных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентки 3 курса,
специальность 44.02.01
Дошкольное образование,
Группа ДО-3ф (1)
СИМАЧКОВА
Татьяна Александровна
Использование народных игр в работе с детьми дошкольного возраста
Курсовая работа
Руководитель: Н.В. Петрова,
преподаватель высшей
квалификационной категории
Дзержинск - 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
| Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… | | |
Глава 1. НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……………………………………. | | |
Исторический аспект возникновения и общая характеристика народных игр…………………………………… | | |
Роль народной игры. Ее место в режиме дня …………… | | |
Народные игры и их классификация …………………….. | | |
Выводы по главе 1………………………………………………………… | | |
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………… | | |
2.1. Подготовка к проведению народных игр …………… | | |
2.2. Методика проведения народных игр …………………… | | |
2.3. Анализ опыта работы по организации и проведению народных игр ……………………………………………………… | | |
Выводы по главе 2………………………………………………………… | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… | | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. | | |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. | |
ВВЕДЕНИЕ
Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования в образовательном процессе сегодня большое внимание уделяется игре [1].
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
Одним из таких средств воспитания является народная игра, которая является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у любого поколения есть любимые игры.
Русские народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них осмысливается и познается окружающий мир, в них развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.
В разработке содержания и организации подвижных игр важную роль сыграли работы Т.И.Осокиной, А.В.Кенеман, М.Ф.Литвиновой, Э.Я.Степаненковой и др. Теоретической основой исследования использования народных подвижных игр в развитии и воспитании дошкольников, являются работы отечественных и зарубежных психологов, педагогов и исследователей: В.В.Гориневский, Н.К.Крупская, П.Ф.Лесгафт, Н.И.Пирогова, Е.А.Покровский и многие другие.
Большое место народной подвижной игре отводил основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни, автор отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные, физические и волевые качества ребёнка.
Вышеупомянутые авторы говорят о том, что народные подвижные игры играют важную роль в физическом развитии и воспитании детей.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны – русские народные подвижные игры являются эффективным средством всестороннего развития ребёнка, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике. В практике дошкольных образовательных организаций дети мало играют. В детских садах основное внимание уделяется организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, а подвижные игры включаются лишь в физкультурные занятия, либо хаотично организуются детьми на прогулке.
Учитывая вышесказанное, была определена тема исследования. В рамках курсовой работы была сделана попытка рассмотреть проблему: при каких условиях народная подвижная игра будет являться средством и методом физического воспитания и развития дошкольников?
Объектом исследования является народная игра.
Предмет исследования: использование народных игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое и методическое изучение народных подвижных игр в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Дать характеристику народным подвижным играм и рассмотреть исторический аспект их возникновения.
2. Описать роль народной игры, а так же ее место в режиме дня.
3. Выделить классификацию народных игр дошкольников.
4. Описать подготовку к проведению народных игр.
5. Изучить методику проведения народных игр.
6. Проанализировать опыт работы по организации и проведению народных игр.
В курсовой работе использованы следующие методы: изучение, анализ и синтез педагогической, методической литературы, периодической печати по проблеме исследования.
1. НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Исторический аспект возникновения и общая характеристика народных игр
В отечественной педагогике играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине 19 в. появились работы виднейших российских педагогов Н.И. Пирогова, Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева и др. В них подчеркивалось первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Вот что писал о появлении игры А.К. Ковалевский «Прежде всего нужно помнить, что игра – явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. Молодые животные – щенки, котята, медвежата – так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям» Он писал, что именно игра позволяет дошкольнику реализовать свои возможности. Преодолевая трудности в подвижных играх, ребенок развивается не только физически, но и нравственно.[12]
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления подвижных игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытно – общинном строе.
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Игры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие, например, игры с мячом, в кости и т.д. Назначение древних игр было не развлекательное, а практическое. Действием игры и словами песни люди пытались обеспечить себе успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический мир, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек всегда зависел от природы, основным предметом изображения в игровых песнях был растительный и животный мир.
В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили общей жизнью со взрослыми. Воспитательная функция тогда не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно – производительного труда, передать им опыт этого труда, постепенно включая детей в доступные им формы деятельности. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Игры детей обусловливались трудом взрослых членов общества. [12]
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть русского народного творчества связана с язычеством, придававшим особую красочность русской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. Игрой в разной степени пронизаны практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально – игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально – игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д. [9]
Одна из древнейших игр из русского детского фольклора – горелки. Русские историки прямо связывали горелки с обычаями славян – язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнце стояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы), посвященный Солнцу.
О происхождении самого названия игры – «горелки» - свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен…поется: «Не огонь горит, не смола кипит, А горит – кипит ретиво сердце по красной девице» … Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом – громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность…»
Наши дети очень любят играть в эту игру, но правила в ней уже немного другие.
Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. Упоминание об этой игре есть в древнерусских летописях. Среди предметов, найденных при раскопках в древнем Новгороде, есть немало мячей и сама лапта (палка - бита), давшая название игре. Значит более тысячи лет живет эта игра в народе!
Знаменитые русские писатели отмечали, что эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят. [12]
Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, дошедших до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в 19 в. Играли на улице, под открытым небом, мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.
В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и набивали их тряпками. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры липы, березы. Внутри такие мячи были пустыми и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти.
Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим, передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детском саду, так и в свободное время в кругу семьи.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. [10]
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
На основе анализа научно – методической литературы, посвященной народным играм, можно сделать следующие выводы [15]:
истоками народной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого;
игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду;
игры возникали с целью проверки готовности к жизни
игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движений.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
1.2. Роль народной игры. Ее место в режиме дня
В культуру каждого народа входят созданные им игры.
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.
Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договорённости, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями [19]:
- социально-политическим,
- экономическим,
- национальным.
Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения. [3]
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. [10]
Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Таким образом, можно сделать вывод, что основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. [5]
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В этом и заключается актуальность темы моей работы.
1.3.Народные игры и их классификация
Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр.
Существуют игры, рассчитанные на конкретный возраст, есть игры без возраста. Игры можно разграничить по вопросу:
- «игры - для того, чтобы» - для взрослых
- «игры - потому, что» - для детей. [4]
Сложность классификации игр заключается в том, что они как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой формации.
Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях:
- в одном случае - для анализа функционирования системы,
- в другом - для обучения учащихся,
- в третьем - в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях,
- в четвертом - для развлечения и т.д.
Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае - для анализа функционирования системы, в другом - для обучения учащихся, в третьем - в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом - для развлечения и т.д. [4]
Большинству игр присущи четыре главные черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);
- творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. [8]
Классифицировать игры - это создать (соединить) порядки игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация игр должна позволить ориентироваться в их многообразии, дать о них точную информацию.
Впервые классифицировать игры попытался в 1895 году Д.Покровский, который разделил игры на:
- жребий и наказание;
- игры с игрушками;
- игры с движениями;
- игры хороводные;
-игры с веревочкой;
- зимние игры;
- домашние игры.
В работе русского педагога и психолога П.Ф. Каптерека "О детских играх и развлечениях" (1898) также предпринимается попытка упорядочить игровые проявления детской жизни.
В 30-х годах собиратель игр В. Всеволодский-Гернгросс сделал попытку классификации игр, разбив их на три вида:
- игры драматические;
- спортивные;
- орнаментальные.
Драматические игры восходят к театру. Их специфика определяется наличием художественного образа и драматического действия. Одним из видов драматических игр являются производственные игры (охотничьи, скотоводческие, земледельческие). В этих играх присутствует сюжет -отыскивание и ловля животного, уход, хищение и обмен животными, возделывание поля, уборка урожая. [11]
Другой вид драматической игры - бытовые игры.
Это игры, отображающие как "внешний", так и "внутренний" быт, т.е. общественный и семейный.
Среди "общественных" - игры в войну, которые постепенно схематизируясь, превратились в "городки", карты, шахматы, где игроки заменены на символы.
Спортивные - самые многочисленные, они направлены на формирование различных физических умений и умственных способностей.
Особенность орнаментальных игр связана с их хореографическим характером. Этот тип игр представлен различного рода хороводами. В хороводах есть черты драматизма, это обусловлено тем, что многие из них восходят к культовым ритуалам, содержат имитацию рабочих движений: посев, уборка и т.п.
В современной педагогике принято различать игры на:
- предметные,
- сюжетные,
- подвижные,
- дидактические. [11]
Сюжетные, в свою очередь, разделяются на ролевые, режиссерские и игры-драматизаиии. Однако такой подход не охватывает весь спектр игровой практики.
Детский психолог Стем разделил игры на индивидуальные и коллективные.
- Индивидуальная игра включает в себя совершенствование физической деятельности (бег и прыжки, превращение предметов и людей через разного рода перевоплощения).
- Коллективная игра - это имитация и борьба.
Другой детский психолог, Шарлотта Бахлер, разделила игру на:
- функциональную, использующую сенсомоторный аппарат ребенка,
- игру-фантазию,
- пассивную игру (типа просматривания книг, игру в конструирование). [11]
Наилучший системный подход к классификации игр сделан Е.И.Добринской и Э.В.Соколовым, которые классифицируют игры:
- «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);
- «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);
- «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.). [4]
Попыток классификации игр немало.
Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально "под этот" материал. В педагогической энциклопедии читаем: "В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, "режиссерские" и игры-драматизации". Такой подход явно не охватывает все богатство игровой практики, он давно устарел.
Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, или на три большие группы:
- Игры с готовыми "жесткими" правилами.
- Игры "вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
- Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть "вольное" творческое начало и присутствуют правила или наметки правил. Каждый блок или вид игр следует различать (что и делается на практике) по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям).
К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров. [10]
Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:
· собственно детские игры всех видов;
· игры-празднества, игровые праздники;
· игровой фольклор;
· театральные игровые действа;
· игровые тренинги и упражнения;
· игровые анкеты, вопросники, тесты;
· эстрадные игровые импровизации;
· соревнования, состязания, противоборства, соперничества,
· конкурсы, эстафеты, старты;
· свадебные обряды, игровые обычаи;
· мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
· карнавалы, маскарады;
· игровые аукционы.
С этой позиции можно разделить все детские игры на следующие виды:
Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения. [10]
Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).
При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели.
Признано, что играть ребенок начинает примерно с трех месяцев, когда начинается активная мозговая деятельность. "Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами".
Согласно теории, разработанной Д. Элькониным, детские игры можно разделить на следующие группы: [20]
Игры-общения - это первые игры маленького человека, который через игру вступает в общение с внешним миром, учится говорить, ходить.
Игры-подражания - в них ребенок имитирует услышанное и увиденное: лай собаки, крик птицы, гудки... Ребенок подражает другим тем самым, приобщаясь к тому миру, который его окружает. Возникает чувство самосознания.
Игры-эксперименты - в этих играх ребенок становится исследователем, он анализирует предметы и явления. Это происходит в процессе развития отвлеченного мышления. Ребенок-экспериментатор рвет бумагу, открывает и закрывает ящики, копается в песке, купаясь в ванне, пытается утопить резиновую игрушку... Тем самым он открывает принципы строения, связи явлений, развивает творческое, ассоциативное мышление.
Игры творчество - в этих играх уже во всем блеске проявляется фантазия и воображение ребенка. Он проявляет творчество и самодеятельность как результат активной внутренней деятельности. Ребенок играет в символические игры (солдатики, разбойники, дочки-матери), которые становятся целыми театральными представлениями. В них ребенок воспроизводит и репродуцирует впечатления жизни.
Также детские игры можно разделить на следующие виды:
Игры-манипуляции, являющиеся начальной формой игровой деятельности;
Сюжетные игры, в которых ребенок пользуется многими средствами выражения: речью, мимикой, действием, жестом и соответствующим роли отношением;
Подвижные игры, близкие к драматизированным, имеющим правила;
Дидактические, которые являются одним из действенных средств умственного развития детей.
И.Шангина, современный исследователь народной культуры, предлагает классифицировать народные игры по следующей схеме:
Пальчиковые игры, в которых движения пальцев соединяются с короткими ритмичными стихами, которые произносит взрослый.
Драматические, в основе которых лежат действия, развивающиеся в диалоге персонажей. [20]
Это маленькие пьески, персонажами которых могут быть и люди, и животные. Эти игры сопровождаются пантомимой.
Состязательные, которые отличает установка на победу, утверждение превосходства. В них распределение ролей происходит с помощью жеребьёвок, считалок.
Хороводные и орнаментальные в основе которых лежит коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются по кругу ритмическим шагом, под пение. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия.
Таким образом, мы видим, что виды, типы, формы игр многообразны, как многообразна сама жизнь, которую эти игры отражают.
Выводы по главе 1
Таким образом, проанализировав психолого – педагогическую литературу можно сделать вывод:
Народные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные народные игры помогают развивать дошкольника разносторонне, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.
Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.
Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.
Народные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада.
Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в народно- дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания.
Приобщение ребенка к народным подвижным играм важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
2.1. Подготовка к проведению народных игр |
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Проблема приобщения ребенка к социальному миру всегда была и остается с одной из ведущих в процессе формирования его личности. Включение его в культуру собственного народа, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной духовной деятельности возможно через познание национального характера, непреходящих ценностей и традиций. Все это и есть процесс социализации дошкольника, результатом которого является умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. [10]
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Все свои жизненные впечатления и переживаниям малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Па-лочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. [8]
При организации и проведении народных подвижных игр необходимо придерживаться следующих правил:
Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.
Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.
Каждый ребенок – активный участник игры.
При проведении игр исключать даже малейший риск угрозы здоровью детей.
Используемый в игре инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.
При планировании проведения игр на занятии использовать принцип: от простого к сложному.
Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям. Например, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их).
Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.
С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.
Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры), пока дети не поймут идею игры.
Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.
Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.
Иногда необходимо усложнить игру для части детей, чтобы они имели возможность выполнять более сложные действия.
Игры должны способствовать развитию детей.
Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.
В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. [8]
Сбор детей на игру
В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).
В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.
Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр
Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов.
Педагог может изготавливать их вместе с детьми и родителями.
Основные требования к атрибутам игры и инвентарю
Инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса — посильными для играющих.
Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр.
Педагог планирует применение атрибут для игры заранее.
Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.
Инвентарь и атрибуты должны соответствовать требованиям СанПин(а).
Таким образом, можно сделать вывод, что к обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
2.2. Методика проведения народных игр
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.
Организация играющих, проведение игры и руководство ею:
Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Воспитатель должен
стоять так, чтобы его видели все участники игры.
В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры.
В старших группах алгоритм объяснения игры может быть следующим:
1) название игры;
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3)содержание игры;
4)цель игры;
5)правила игры.
Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным;
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей;
В играх с детьми младшего возраста воспитатель берет на себя роль ведущего. В старшей группе это могут уже делать и дети.
Игру в основном проводит воспитатель, который руководствуется в своей деятельности на аудиалов, визуалов и кинестетиков, давая им задания, опираясь на ведущий канал восприятия, например подает команды или звуковые (для аудиалов) и зрительные сигналы(для визуалов) к началу игры.
Воспитатель, по возможности, также учитывает гендерные особенности детей при выполнении заданий.
Воспитатель обращает внимание детей на правильное выполнение заданий в игре, в основном использует поощрение, оценивает действия и поведение детей.
Указания лучше делать в доброжелательном тоне, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз.
Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. [17]
Окончание игры и подведение итогов
В младших группах воспитатель заканчивает игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
В старших группах подводятся итоги игры (самоанализ игры): дети сами отмечают кто хорошо выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.
Дети анализируют, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.
К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. [17]
Сделаем вывод, что в народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
2.3. Анализ опыта работы по организации и проведению
народных игр
В данном параграфе рассмотрим анализ опыта работы по организации и проведению народных игр воспитателя МБДОУ «Детский сад №17» Юриной Юлии Олеговны.
Педагогом был разработан педагогический проект на тему «Русские народные подвижные игры», направленный на внедрение системы русских народных подвижных игр в образовательный процесс ДОУ. [Приложение 1]
Проект включает в себя различные по содержанию русские народные подвижные игры, которые позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.
Подвижные игры подбирались разнообразного содержания с учетом интересов детей.
Данный подбор предназначен для того, чтобы облегчить планирование и наглядно обозначить соответствие русских народных подвижных игр разделу программы.
В данный проект входили следующие русские народные подвижные игры, как: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы» «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчёлки и ласточки», «Колки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Хромой цыплёнок», «Оса» и их различные варианты. [Приложение 2]
Значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки, воспитывать ловкость. Во всех вариантах детей сначала просили определить способ предстоящих действий в зависимости от требований игры, затем проверить правильность своего выбора непосредственно в игре.
При проведении игр детей знакомили с разнообразными приёмами увёртывания, напоминали, что можно резко изменить направление, остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение. Использование наглядного материала позволяло находить наиболее рациональный вариант решения двигательной задачи.
Таким образом, можно сделать вывод, что при проведении игр, основу которых составляли подражательные и ритмические движения, упражнения на внимание, неожиданные перестроения. Широко использовались имитационные упражнения. В играх, требующих мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, сохранению определённого положения, подчёркивались быстрота реакции, а также оригинальность и выразительность позы.
Выводы по главе 2
Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка.
В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании изученной литературы и проанализированного опыта можно сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Средний дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.
Народные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знаний и умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Народные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях и могут составить конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:
- систематического их включения в разные формы организации двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, прогулки, физкультурно-спортивные досуги и праздники, дни здоровья),
- использования эмоционально привлекательных приемов организации и проведения подвижных игр (народных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения и т.п.),
- интеграции образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» в процессе разучивания и использовании русских народных игр.
Нормы и правила воспитания, выработанные педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.
В перспективе деятельности хотелось бы более подробно на практике изучить значимость народных подвижных игр у дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2.Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А.Аркин. – Москва: Просвещение, 1967. - 445 с.
3.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: кн. для учителя / Н.П.Аникеева. - Москва: Просвещение, 1987. - 144с.
4.Арсентьев, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В.П. Арсентьев. - Москва: Академия, 2009. - 192 с.
5.Бауэр, О.П. Подвижные игры. Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр. - Санкт-Петербург: Нева, 2010. - 402 с.
6.Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст]: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования / Е.Н.Вавилова – Москва: Просвещение, 1986. - 128с.
7.Веракса, Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » [Текст] / под редакцией М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – Москва: Мозаика, 2018. - 368 с.
8.Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье [Текст] / Э.С.Вильчковский. – Киев: Основы, 1987. - 126 с.
9.Волошина, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Н.Волошина. – Электронные текстовые данные. – Омск: Сибирский государственный педагогический университет, 2016.-72 с. – 3227-8197 – Режим доступа: http: // www. detki.ru/13541.htm.l, только для зарегистрированных пользователей. Дата обращения: 26.11.2019.
10.Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье [Текст] / Л.Н.Волошина. - Москва: Книжный мир, 2003. - 58 с.
11.Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / М.Н.Жуков. — Москва: Издательский центр «Академия», 2018. - 160 с.
12.Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.К. Ковалевский. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016.-138с. – 2215-6879 – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http: // www. maam.ru/21357.htm.l, только для зарегистрированных пользователей. Дата обращения: 26.11.2019.
13.Лейкина, М.В. Подвижные игры [Текст]: учебное пособие для техникумов физической культуры / М.В.Лейкина. – Москва: Просвещение, 2019. - 99с.
14.Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - Москва: ФиC, 1987.- 359 c.
15. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет [Текст] / М.А. Рунова. - Москва: Мозаика-синтез, 2009. - 212 с.
16. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. – Москва: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.
17.Теория и методика подвижных игр [Текст]: учебно-методический комплект / сост. Е.А.Домрачева. - Уфа: Академия ВЭГУ, 2012. - 67 с.
18.Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков [Текст] / С.О.Филиппова. - Москва: Просвещение, 2004. - 108 с.
19.Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст]: учебник / Д.В. Хухлаева.- Москва: Просвещение, 2008.- 208 с.
20.Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А.Шишкина. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. - 88 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Педагогический проект «Русские народные подвижные игры»
Педагогический проект «Русские народные подвижные игры»
Категория: разработанный и частично внедрённый, краткосрочный (1 месяц);
База выполнения проекта: средняя группа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. Орла, 27 человек.
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Необходимость приобщения нового поколения к национальной культуре хорошо объясняется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит ценности будущего. Подрастающее поколение должно хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной русской культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста, своего рода - школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Русские народные подвижные игры являются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков -- их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы вернуть их нашим детям.
В играх удовлетворяется жажда действия ребенка, даётся обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх -- залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Наблюдая за детьми, я увидела, что они с азартом и интересом играют в подвижные игры, но беседуя с ними, я убедилась в том, что русских народных подвижных игр они не знают или, даже играя в них, понятия не имеют, что это старинная русская народная игра (например, «Ручеек», «Прятки», «Каравай»).
Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны - русские народные подвижные игры являются средством разностороннего развития ребёнка, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике.
Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.
Задачи проекта:
- обучение народным подвижным играм и совместным действиям;
- развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством русских народных подвижных игр;
- закрепление основных движений в ходе проведения русских народных подвижных игр;
- воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
- использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Ресурсное обеспечение:
материально-техническое:
- помещение средней группы;
- музыкальный зал;
- игровая площадка средней группы;
информационное (методическое):
- литература;
- картотека русских народных подвижных игр, считалок, закличек;
кадровое:
- воспитатели средней группы;
финансовое:
- средства для приобретения реквизита для игр и материалов на их изготовление.
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный:
- подбор методической литературы;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
- разработка картотеки русских народных подвижных игр.
2 этап - основной - реализация проекта.
Познавательное развитие:
- заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.
- включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики;
- объяснение правил игры;
- рассказ об истории народных подвижных игр;
- беседы: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Откуда игры к нам пришли?», «Как играли в старину».
Физическое развитие:
- организация и проведение русских народных подвижных игр, сохраняющих и укрепляющих физическое здоровье детей;
- совместная игра;
- овладение русскими народными подвижными играми с правилами;
- объяснение техники безопасности.
Художественно-эстетическое развитие:
- знакомство с фольклором;
- ознакомление с атрибутами игр;
- стимулирование сопереживания персонажам русских народных подвижных игр;
- ознакомление детей средней группы с понравившимися играми.
3 этап - заключительный:
- подготовка и проведение досуга «Путешествия в Страну русских народных игр».
Прогнозируемый результат:
- у детей формируются знания о традициях народа; дети учатся использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми;
- повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа;
- повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).
Специально подобранные игры проводились ежедневно в группе и на улице. При этом значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки.
Конечный продукт проекта:
- досуг «Путешествия в Страну русских народных игр».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Народные подвижные игры
«Горелки»
В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечётным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий – он и будет «гореть».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие параспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Пока не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Данная игра учит детей действовать по сигналу, развивает ловкость, увёртливость, воспитывает выдержку, умение соблюдать правила игры, формирует дружеские взаимоотношения между детьми.
«Гуси - лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси – лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси – гуси!
- Га – га – га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя!
Серый волк под горой
не пускает нас домой!
- Ну летите как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси летят в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну летите как хотите, только крылья берегите!»
Игра «Гуси - лебеди» способствует закреплению умений выполнять действия взятой на себя роли, учит согласовывать слова с игровыми действиями, упражняет в беге с увёртыванием. Также развивает у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции, воспитывает целеустремлённость, положительный эмоциональный настрой.
«Жмурки»
Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.
- Кот, кот, на чём стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».
Правила игры: если «жмурка» подойдёт близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь «жмурку» от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие – либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увёртываться от «жмурки», приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока «жмурка» должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
«Краски»
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
- Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришёл?
- За краской!
- За какой?
- За голубой!
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они по очереди и разбирают краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
В данной игре дети повторяют и закрепляют знания цветов, развиваются навыки диалогической речи .
«Пустое место»
Игра «Пустое место» развивает внимательность, скорость реакции, ловкость, способствует улучшению беговых навыков.
Для ее проведения необходима обширная площадка без объектов, мешающих бегать. Для детей дошкольного возраста правила игры немного упрощены. Все участники, за исключением водящего, встают в широкий круг лицом к середине. Расстояние между играющими должно составлять примерно полшага. Водящий идет с внешней стороны круга и громко декламирует:
«Я иду, иду, иду, да кого-то выберу.
Когда стукну — убегу
Кого стукну — догони.
Только выбрать не могу».
Водящий легонько стукает кого-либо из участников по спине и бросается бежать вдоль круга в своем первоначальном направлении. Выбранный игрок бежит в обратную сторону. Цель каждого – первым занять образовавшееся пустое место. Проигравший становится водящим. Если игроки прибежали одновременно, то они оба встают в круг, а водить идет кто-нибудь из желающих.
«Волк во рву»
Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.
«Тише едешь, дальше будешь!»
Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Задача играющих - как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Но дойти до водящего не просто. Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. Водящий, стоявший до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. Водящий может смешить замеревших ребят. Кто рассмеётся, также возвращается за черту. Игра продолжается. Кто же сумеет занять место водящего?
Игра «Тише едешь, дальше будешь!» вырабатывает у детей слуховое внимание, выдержку, терпимость.
«Удочка»
Участники встают в круг. Ведущий встаёт в центр с «удочкой».
Удочка - это скакалка. Один её конец в руке «рыбака» - водящего. Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше, чем на длину скакалки. «Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнув через неё. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. «Рыбки» не должны сходить со своих мест. Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», т.е. дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». Необходимо соблюдать два условия: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше чем на 10-20 сантиметров.
«Колечко»
Перед началом игры определяется ведущий по договоренности или с помощью считалочки. Он выходит на середину комнаты, а остальные игроки садятся в ряд на диване или на стульях. Каждый из них складывает ладони лодочкой. Ведущий берет колечко, зажимает его между ладонями и начинает обходить всех игроков по очереди, при этом он проводит своими сомкнутыми ладонями между ладонями каждого из игроков. Одному из них он должен как можно незаметнее передать колечко, которое игрок зажимает между ладонями и не подает вида, что колечко у него. Ведущий может всячески запутывать игроков, делая несколько кругов и продолжая обходить игроков уже после того, как колечко отдано. Затем ведущий выходит на середину комнаты и говорит фразу:
- «Колечко-колечко, выйди на крылечко!»
Тот игрок, у которого колечко, должен встать и выбежать на середину комнаты. А другие игроки должны стараться удержать его на месте. Если игроку удалось выбежать «на крылечко», то он становится ведущим. Иначе он возвращается на свое место, а ведущий все начинает сначала.
Данная народная игра способствует развитию реакции и интуиции.
«Золотые ворота»
Эта игра — предшественница многих популярных забав.
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».
Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
«Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!»
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Игра развивает ловкость, реакцию.
«Вышибалы»
Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.
Правила:
1. Если «вышибала» бросил мяч недостаточно сильно, то любой игрок может его поймать: он получит дополнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.
2. Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.
3. Последние два игрока сами становятся «вышибалами», и игра повторяется вновь.
4. Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.
Все эти и многие другие народные игры мы применяем в своей практике. Играем с детьми во время прогулки, в свободное время, а также не исключаем народные игры в дни, когда музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались игры с менее активными действиями. Подвижные игры проводятся на улице во время прогулки, а в группе используем игры малой подвижности.
Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они стали знать больше игр, возрос интерес к народным играм. Дошкольники стали с удовольствием играть в такие игры. Они стали выносливее, ловчее. При организации народных игр у детей развивается гибкость, быстрота, сила, а так же образное мышление, самостоятельность, в целом, укрепляется здоровье.
Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.