Использование дистанционных форм работы с детьми дошкольного возраста
Использование дистанционных форм работы
с детьми дошкольного возраста
Я работаю в детском саду компенсирующего вида в логопедической группе. В настоящее время мы живём в непростых условиях пандемии, которая изменила жизнь детей и взрослых. Находясь в условиях самоизоляции, дети дошкольного возраста столкнулись с необходимостью самостоятельного освоения ими разделов основной образовательной программы дошкольного образования. Перед родителями остро встала проблема семейного воспитания.
Дистанционное обучение в дошкольном образовании на данный момент является одной из самых актуальных тем, суть которого заключается в том, что ребёнок, находясь дома, получает возможность изучать учебный материал, выполнять задания по разным разделам программы.
В этот непростой период педагоги нашего образовательного учреждения оказывали методическую и консультативную помощь по вопросам освоения детьми содержания программного материала.
Самое главное условие – это наличие компьютера, телефона, планшета и доступ к интернету. Родители получали информацию каждый день в течение рабочей недели. Например, срветы по созданию в домашних условиях среды, способствующей развитию ребёнка, укреплению его здоровья. Напомнили о необходимости соблюдения режима дня, дали советы по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики. Родители ознакомились с комплексом гимнастики для расслабления, успокоения.
Оказывали необходимую помощь родителям в области реализации мероприятий коррекционной направленности: рекомендовали ежедневно делать с детьми артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, петь логопедические песенки. Давали подробное описание гимнастики или видеоролик.
Родители получили содержательные подборки для развития детей по темам недели, по направлениям детского развития.
Мы занимаемся целую неделю по одной теме. Например, тема первой недели апреля – дикие животные. Родители получили методические рекомендации по проведению дидактических игр по развитию речи, элементарных математических представлений, по экологии, по ознакомлению с предметным миром, игр по правилам дорожной и пожарной безопасности, сенсорных игр с детьми дома. Посоветовали родителям побеседовать с детьми о диких животных, поиграть с детьми в сюжетно – ролевые игры «В лесу», «Зоопарк».
Такую же информацию родители получили и по остальным темам этого месяца: «Домашние животные», «Перелётные птицы», «Насекомые», «Аквариумные рыбы».
Рекомендовали родителям проводить с детьми опыты, эксперименты. Объясняли, для какой цели они проводятся, что должен узнать ребёнок в результате проведённых действий.
Для проведения продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования) указывали тему занятия и то, чему должен научиться ребёнок. Родители получали описание техники выполнения работы. Всё это сопровождалось картинками, презентациями или видеофайлами.
По конструированию давали общую тему, без опоры на вид конструктора. Например: автостоянка, зоопарк и т.п. Прилагались карты и схемы изготовления поделок и построек.
Для формирования математических представлений предлагали логические задания, игры, головоломки. Всё с подробным описанием, картинками. Объясняли родителям, что наличие материала не обязательно, т.к. для развития пространственной ориентировки можно предложить, например, найти спрятанный предмет, для формирования навыков количественного счёта можно предложить пересчитать игрушки и т.д.
По обучению грамоте предлагали игры с указанием цели игры, последовательности действий. Например, игры на словообразование, придумывание тематических кроссвордов, мнемотаблицы, ребусы.
По ознакомлению с художественной литературой прикрепляли текст произведения, чтобы родители его не искали, опорную таблицу для заучивания.
В заключении предлагали детям выполнить творческую работу. Это даёт возможность убедиться, что материал усвоен, и в процессе выполнения творческой работы ребёнок использует полученные знания. Например, при изучении темы «Весна» предложили родителям вместе с детьми понаблюдать за весенними явлениями в природе, сделать зарисовки. Затем оформили выставку детских рисунков «Пришла красавица - весна».
Кроме информации об изучаемом программном материале, родители получали советы специалистов по воспитанию и обучению детей.
В дальнейшем в нашем детском саду было организовано онлайн обучение. Мы составили расписание занятий и согласовали его с родителями. Занятие проводили с подгруппой детей (6 человек). Обучающийся ребёнок с родителем и педагог находились у автоматизированного рабочего места. Присутствие родителей нужно, чтобы при необходимости оказать помощь. Сам ребёнок не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Зачастую взрослые начинают слишком активно помогать ребёнку. Объясняли родителям, что не надо сразу выполнять задание за ребёнка, надо дать возможность ребёнку подумать.
При такой форме обучения родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога. В результате повышается уровень педагогической компетентности родителей, отношения между детьми и родителями становятся более близкими.
При работе с компьютером дети утомляются, поэтому давали физминутки с описанием движений и текста, зрительную гимнастику, игры малой подвижности.
Но всё – таки при онлайн обучении возникла проблема: в связи с различным графиком работы не все родители могут присутствовать на занятии в определённое время.
Поэтому мы перешли на оффлайн обучение, при котором местонахождение и время не является существенным, так как всё взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Дистанционное занятие в режиме оффлайн выкладывается на электронный ресурс и родитель может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно. Родители сами определяют, в какое время ребёнку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
К сожалению, встречаются семьи, не имеющие возможность получения дистанционного обучения в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование: компьютер, интернет. В этом случае родители самостоятельно занимались с детьми на основе обратной связи через телефон.
Опыт использования дистанционного образования в дошкольном учреждении, конечно же, небольшой, но этот опыт может пригодиться после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по различным причинам не могут посещать детский сад.
Список использованной литературы
1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
2. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М.: ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского», 2017. - №3(4). - С. 94-111.
Кияйкина Наталья Федоровна