12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Виноград Инна Викторовна42
Украина, г. Донецк
1

Статья «Возможности использования педагогического опыта В.А. Сухомлинского в работе с детьми дошкольного возраста»

Доклад Подготовила Виноград И.В.

Тема. Возможности использования педагогического опыта В.А.Сухомлинского в работе с детьми дошкольного возраста.

В основу положены принципы и идеи талантливого педагога и просто глубоко порядочного человека - Василия Александровича Сухомлинского.

В свете современного подхода к обучению, воспитанию и развитию ребёнка дошкольного возраста основным является личностно ориентированный  подход. Центром всего воспитательного процесса является ребёнок со своим внутренним миром, уровнем развития умственных способностей, интересами и т.д.

В произведениях В.А.Сухомлинского, его статьях и работах, данная терминология отсутствует, но смысл всех принципов базируется на воспитании всесторонне развитой личности, которую, по мнению Василия Александровича, невозможно увидеть без соблюдения ряда принципов. Без использования которых не вырастет счастливого, всесторонне развитого и духовно богатого человека.

В основу педагогики В.А.Сухомлинского положено несколько принципов. Использовать их изолировано или в контексте он не видел смысла, потому что все принципы взаимосвязаны. Очень естественно вытекают один из другого и каждый из них, как считал педагог, является значимым в воспитании всесторонне развитой личности.

Фундаментом всей педагогики Василия Александровича является принцип неповторимости каждого ребёнка. И, как следствие, вытекающий из этого, другой принцип – отсутствие бездарных, неспособных детей. Естественно, гениями и вундеркиндами рождается мало детей, но это вовсе не значит, что другие глупы и бесталанны. Ошибок в воспитании и образовании легко избежать, если применять принцип учёта умственных способностей детей.

Для успешного образовательного процесса необходимо использование индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Василий Александрович считал, что педагог обязан подобрать к каждому ребёнку ключик, найти свой подход. А этого невозможно добиться, если воспитатель и учитель не увидят в каждом ребёнке личность и не признают её. Как следствие, к ребёнку надо относиться с достоинством, не ранить его гордость, а своим добрым отношением и примером добиваться, чтобы воспитанники захотели стать ещё лучше. Главная задача педагога – сделать жизнь ребёнка радостной, счастливой, ведь радость – это позитивная эмоция. Отсюда следующий принцип – получение только позитивных эмоций от процесса обучения и воспитания. А этого возможно достичь. Если ребёнок будет не только сторонним наблюдателем, а будет сам принимать активное участие в процессе – принцип экспериментального подхода.

В.А.Сухомлинский считал, что дети от педагога должны видеть и и чувствовать человеческое, доброе, сердечное отношение. Отсюда вытекает принцип чуткости и такта по отношению к детям.

Исходя из последнего принципа, Сухомлинский определил необходимые личные качества, которыми, по его мнению, должен обладать каждый педагог. Это:

- любовь к своей работе;

- высокая квалификация;

- высокие моральные личные качества педагога;

- творческий подход к процессу воспитания и обучения.

Вот эти положения и являются фундаментом, на которых базируются педагогические принципы В.А.Сухомлинского.

Хотелось бы ещё рассмотреть концептуальные идеи этого замечательного педагога. Условно их можно разделить как:

Когда Василия Александровича однажды спросили. Что он считает самым главным в своей жизни, он ответил: «Любовь к детям». И именно эту любовь он пронёс через всю свою педагогическую жизнь. Сухомлинский считал, что педагог (воспитатель и учитель) должен стать для ребёнка таким же дорогим и близким человеком, как мать. Вера воспитанника в педагога. Взаимное доверие. Доброта, человечность – вот то, что необходимо воспитателю и то, что хотят видеть в себе дети.

Очень интересна эволюция взглядов Сухомлинского на наказание, как принцип воспитания. В начале своей карьеры педагог считал наказание необходимостью. Но постепенно изменил свои взгляды. Павлышевская школа воспитания без наказания стала основным принципом в работе педагогического коллектива. Он считал, что грубое отчитывание, высмеивание. Унижение достоинства ребёнка недопустимо. Система воспитания – оценивание только позитивных результатов. Сухомлинский признавал огромную роль детского коллектива, который в воспитательных целях надо использовать очень осторожно. Воспитатель никогда не должен выпускать из вида эмоции детского коллектива. Он считал, что настоящий коллектив формируется только там, где есть любящий грамотный педагог.

Одной из концептуальных идей Сухомлинского является его отношение к прекрасному. Он считал, что в «мире есть не только нужное и полезное, но и красивое…»

Природа – это живительный источник воспитания человека. Среди разнообразных способов воспитания - воспитание красотой стоит на первом месте. Сухомлинский сначала учит чувствовать. Видеть красоту искусства, и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Воспитание чувств – самое тяжёлое в работе педагога.

Одна пословица гласит: «Ученье и труд рядом идут», но далеко ли они заведут, если нет рядом красоты. От красоты природы до красоты слова, музыки, живописи.

Слова и книга – главный способ эстетического воспитания. Сухомлинский не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического воспитания никакого воспитания вообще нет.

Дать ребёнку радость поэтического вдохновения. Разбудить в его сердце живительный источник поэтического творчества – важная задача. Привлекая ребёнка к миру прекрасного, Василий Александрович всегда использовал ряд психологических моментов:

- воспитание прекрасным базируется на позитивных эмоциях;

- мир прекрасного для ребёнка начинается в семье.

В педагогике Сухомлинского существует культ матери, как самого близкого, дорогого, прекрасного существа для человека.

В.А.Сухомлинский считал, чтобы сделать ребёнка счастливым, прежде всего, ему надо помочь учиться. Интерес поддерживается успехом, а успех ведёт к интересу.

Слово – первый шаг к мысли ребёнка. Педагог должен уметь подобрать такие слова, чтобы найти путь к сердцу ребёнка.

В детях необходимо воспитывать понимание того, что «учёба – это труд. Он должен быть радостный»

Василий Александрович считал, что педагогически организованный труд невозможно ничем заменить. «От труда идут прочные нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному и физическому развитию».

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видел в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами развития: физической, умственной, этической и эстетической. Чувствовать, понимать, ценить и созидать.

Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, потом красоту искусства и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты- красоты человека, его труда. Труд, человек и красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость. И отдельно, по одному, им в душу ребёнка не проникнуть.

 

Педагогические труды Василия Сухомлинского занимают особое место в системе педагогики. Это не простые рекомендации к воспитанию детей, это рекомендации и советы, касающиеся всего образа жизни читателей и учеников, а не только сугубо учебного процесса. Наработки ученого и выводы педагога очень интересны и ценны не только для учителей и воспитателей, но и для родителей!   Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей — в этом одна из важнейших предпосылок к тому, чтобы маленькие люди, переступающие порог класса, стали воспитуемыми. Когда мои дети начинают жить в коллективе, первая моя забота о том, чтобы самой большой бедой каждого ребенка стала чужая беда, самой большой радостью и утешением была мысль о том, что он принес радость другому человеку. Воспитатель коллектива маленьких детей — это дирижер, по мановению палочки которого каждый участник оркестра творит чужое счастье и благодаря этому переживает первое гражданское счастье коллективиста. Тот, кто живет заботами о других людях, становится восприимчивым, чутким к слову, заключающему в себе призыв к идеалу нравственности, к творению красоты в самом себе. Там, где дети творят радость людям, слово воспитателя становится могучей силой.     Чем меньше ребенок, чем больше у него радостей, предоставляемых в готовом виде старшими, тем важнее, чтобы главным стало творение радости для других людей: товарищей, матерей и отцов, стариков. Очень важной задачей воспитателя является пробуждение эмоциональной зоркости, внимательности, тонкости чувств. Мой идеал в том, чтобы буквально каждый ребенок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей духовной жизни, почувствовал красоту слова и образа. В этой сфере воспитания каждое сердце требует своего, очень тонкого прикосновения. Мир красоты вокруг нас неисчерпаем и безграничен. Сумейте открыть этот мир так, чтобы в душе ребенка, как музыка, зазвучало слово, чтобы мучительный поиск слова стал для ребенка ни с чем не сравнимой радостью. Если в душе вашего питомца заиграла музыка слова, он станет вашим воспитанником. Ваше слово — этическое поучение дойдет до самых сокровенных уголков его души и пробудит желание быть прекрасным. Исключительно важно, чтобы в духовной жизни каждого вашего питомца наступил момент озарения, изумления красотой, восторга перед красотой.       Такими проникновенными словами убеждал Василий Сухомлинский всех педагогов и родителей к истинному, не шаблонному воспитанию дошкольников. Когда воспитание проходит на уровне сердца и на личном примере, когда каждый из нас, взрослых, выбирает действительно «быть», а не «казаться».
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.