Доклад на тему «Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста по средствам фольклора»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кромского района Орловской области “Детский сад № 3″
ДОКЛАД
Тема: "Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста по средствам фольклора"
Выполнила воспитатель:
Мещерякова Надежда Александровна
Кромы 2020Одной из ценностей дошкольного возраста является повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Сочетание музыкально-педагогической деятельности с естественной эмоциональностью детей и использованием фольклора в работе с детьми позволяет построить учебный процесс с учетом российских законов и реализовать эмоциональную составляющую образования. Успех образования маленьких детей определяется не только знаниями, умениями, навыками, но и желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях. Ребенок переходит к овладению смыслом своих действий через чувства. Ведь только в состоянии эмоционального подъема ребенок может сосредоточить свое внимание на музыкальном произведении, запомнить события со всеми деталями и нюансами. Под влиянием эмоций по-разному проявляются внимание, мышление и речь. Раннее детство — это уникальный период в силе восприятия, формировании первоначальных представлений о духовных ценностях. Основная культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве.
Малые фольклорные формы - хороший материал, на основе которого ребенок развивает раннее понимание текста, развивает речь, музыкально-сенсорные способности, накапливает опыт различных движений. Репертуар фольклора огромен, и задача специалиста состоит в том, чтобы выбрать материал, из которого можно "зажечь" себя и "зажечь" эмоции своих детей. Стихи, песни, прибаутки отражают сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взглядом малыша – без лукавства и фальшивости. Поэтому значительное место в практике образования уделяется эмоционально-нравственной отзывчивости средствами музыкального фольклора. Период формирования основ эмоций и чувств - первые 3 года жизни.
Дети в раннем возрасте имеют особое восприятие и особое отношение к фольклору. Небольшие народные формы-прекрасный материал, на основе которого ребенок очень рано начинает обрабатывать понимание текста, приобретается семантическое содержание, развивается происходящее, сенсорные способности, возникает цепочка слуховых реакций, накапливается опыт различных движений, в том числе и мелкой моторике и все это на ожидаемой и эмоциональной основе.
Поэтому значительное место в практике воспитания уделяется эмоциональному воспитанию и эмоционально-нравственной отзывчивости именно средствами фольклора.
Эмоции - самая важная сторона психического совершенства. Задержка в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды (сенситивные), в которых дети лучше всего воспринимают определенные воздействия. Такой период для формирования основ эмоций и чувств-первые три года жизни.
Учитывая, что игровая деятельность очень важна для детей, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала эмоциональное отношение. Так как процесс воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости должен основываться на хорошем знании ребенка: его интересах и предпочтениях, музыкальном опыте, эмоциональных состояниях, связанных с возрастом психо-физических характеристик, провели анализ возрастных и индивидуальных особенностей развития детей в молодом возрасте.
Формирование репертуара является одной из основных сторон деятельности воспитателя, а основой для его строительства являются различные программы. Например, программа "Радуга" предлагает широкое пространство для творчества, самореализации и является стимулом для поиска новых-головоломок, забавных игр, песен, игр.
Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку — значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку - её метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно сложно. Во - первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно - ассоциативным поэтическим мышлением, а во - вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.
Ценны те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок фокусирует свое внимание на работе, объекте, запоминает событие со всеми деталями и нюансами.
Если ребенок с детства присоединяется к фольклору, то растет любознательным, общительным, быстро усваивает культуру речи. Итак, я понял, что использование фольклора в работе с детьми помогает им понять богатство и красоту русской речи, а также знакомит с окружающим миром.
Я считаю необходимым продолжать использовать народные формы в практике эстетического воспитания, которые способствуют воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости.
Используемая литература:
1. Воспитание детей раннего возраста/ Аксарина Н.М. - М: Просвещение, 1981.
2. Воспитание и развитие детей раннего возраста, под ред. Г.М.Ляминой. -М.: Просвещение, 1981.
3.Воспитание и обучение детей раннего возраста, под ред. Л.Н.Павловой. -М.: Просвещение, 1986.
4. Воспитание детей раннего возраста/ Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова и др. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.
5. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: метод, руководство для работающих по программе “Раду-га”/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г. Якобсон и др.- М.: Просвещение, 2005.