Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с нарушениями речи

1
0
Материал опубликован 23 October

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»


В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Дефекты речи чаще всего сопровождаются нарушениями и других сторон развития ребенка, такими как двигательными,когнитивными, эмоциональными, психическими и др. В связи с этим дети могут проявлять агрессию или наоборот замыкаться в себе, а такое нарушение увеличивает время коррекции. Тяжелая структура нарушения требует системный комплексный подход, который включает в себя воздействие на все стороны развития ребенка. Для успешной коррекции необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Логопедические занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, а так же  ориентированы на:

  • развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
  • решение эмоционально-волевых проблем ребенка;
  • развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,
  • формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Теперь хотелось бы рассказать о своем опыте применения нетрадиционных материалов в логопедической работе логопедического пункта.

Логопедический пункт (сокращённо «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребёнка в другую (специализированную) группу. . На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов, логопедических групп) речевыми нарушениями.

Часто в детском саду оказываются дети с тяжелыми нарушениями речи, двигательной активности, эмоционально-  волевой сферы, для того чтобы помочь таким детям я в своей деятельности использую различные приемы работы.

Они могут использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте. Я не исключаю, что большинство проводимых мною и предложенных здесь игр не покажется вам чем-то новым и необычным.

 В таком случае просто вспомните их вместе с нами, а может, и узнаете для себя какие-то новые варианты уже знакомой игры.

 Игра «Повтор  по образцу»

Необходимые материалы : карточки с пиктограммами действий, листы картона с двухстороннем скотчем, материал для выкладывания.

 Детям предлагается повторить  картинку перед собой, используя различные материалы (крупы, орехи,  счетные палочки палочкиКюизенера или помпошки для рукоделия, такие задания детям очень нравятся. Для усложнения данного задания, можно просить ребенка проговаривать то, что он делает. Сложность заключается в зеркальном расположении частей, при проговаривании ребенку нужно вспомнить где право и лево у него и на картинке, а это часто вызывает трудности у ребенка.

Так же я использую игру «Улитка»

Материалы: картинки с примерами расположения цветных кругов, улитки черно-белые, круги из фетра разного размера.

Цель этой игры расставить круги из фетра так чтобы получилась улитка такая же как на картинке.  Данная игра  так же развивает зрительное восприятие, моторику  рук. Сложность в том, что ребенок видит вид сверху, а ребенку не всегда легко определить последовательность кругов.

Игра «Пирамида»

В основном использую с детьми старшей и средней группы. Данная игра развивает способность ребенка раскладывать поочередно детали от большого к маленькому и наоборот.

«Логопедическая лягушка»

Используется для объяснения правильного положения языка при произношении звуков, а так же при выполнении артикуляционных упражнений.

 И гра«Сложные предлоги»

Материалы: Фетровые квадраты и круги.


Данное пособие изготовлено из фетра и позволяет детям наглядно рассмотреть образ предлога и с помощью выкладывания составить схему .Оно используется мною с детьми при нарушении грамматической и связной речи.

Для детей с нарушением двигательной активности  с начала 2023 года в рамках кружковой деятельности «Веселая логоритмика», мною разработана и используется игра «Цветик - Семицветик».

Цель данной игры состоит в том, что дети пока играет музыка бегают вокруг игры, после того как музыка останавливается, детям предлагается выполнить упражнение, которое на лепестке рядом с ним. В этой игре я использую несколько вариантов выполнения:

1 для развития пространственной ориентации « Повтори за мной»

2 для развития артикуляционной моторики «Веселый язычок»

3 для развития эмоций « Веселый или хмурый».

Данное игровое пособие используется мною с октября текущего года, но детям оно очень понравилось и с удовольствием ждут задания с «Цветиком – Семицветиком». С помощью него можно комплексно корректировать двигательные нарушения ( если дети перевозбуждены, то музыка играет тихая, спокойная, и задания они выполняют медленно, а если наоборот, то используется ритмичная музыка). 




Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации