Дидактический материал при изучении темы «Односоставные предложения» в 11 классе
Дидактический материал при изучении темы «Односоставные предложения» в 11 классе (на материале рассказов М. Горького
«Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»)
Автор Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель МБОУ «Гимназия № 5» г.Брянска
Задание1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните основы предложений, найдите среди них односоставные и укажите их вид.
Разве ты дума…шь что ты кому(то) нужен? Ты не хлеб не палка и не нужно тебя (н…)кому.
Послетекстовые задания
1. Подберите синонимы к слову РАЗВЕ.
2. Укажите местоимения и их разряд по значению.
3. Объясните стилистическую роль однородных членов.
Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните основы предложений, найдите среди них односоставные и укажите их вид.
Нужно говорит он жить (н…)так как ты сам хочешь а так как сказа(н,нн)о в божьем слове. Богу покоряйся и он даст тебе все что попросишь у него.
Послетекстовые задания
1.В каком значении употреблено слово ПОКОРЯЙСЯ?
2. Укажите союзы и их разряд по значению.
3. Объясните стилистическую роль односоставных безличных предложений.
Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните основы предложений, найдите среди них односоставные и укажите их вид.
О ней этой Радде словами и (не)скаж…шь (н…)чего. Может быть ее красоту можно бы на скрипке с…грать, да и то тому кто эту скрипку как свою душу знает.
Послетекстовые задания
1.Какой троп помогает рассказчику передать его восхищение красотой героини?
2. Укажите местоимения и их разряд по значению.
3. Объясните стилистическую роль сравнительных оборотов.
Задание 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните основы предложений, найдите среди них односоставные и укажите их вид.
В…ротился я в табор и ра…сказал обо всем старикам. Подумали и решили подождать да п…смотреть что будет из этого.
Послетекстовые задания
1.В каком значении употребляется ссслово ВОРОТИЛСЯ?
2. Укажите местоимения и их разряд по значению.
3. Объясните стилистическую роль односоставных неопределенно-личных предложений.
Задание 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните основы предложений, найдите среди них односоставные и укажите их вид.
Тогда пошли искать девушку но (не)нашли ее. И в(скоре) соверше(н,нн)о забыли о ней как забывают обо всем на земле.
Послетекстовые задания
1. Подберите синонимы к слову ТОГДА.
2. Укажите наречия и их разряд по значению.
3. Объясните стилистическую роль односоставных неопределенно-личных предложений.
Задание 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните основы предложений, найдите среди них односоставные и укажите их вид.
Долго говорили с ним и наконец увид…ли что он считает себя первым на земле и кроме себя (не)видит (н…)чего. Всем даже страшно стало когда поняли на какое одиночество он обр…кал себя. У него (н…)было н… племени н… матери н… скота н… жены и он (н…)хотел (н…)чего этого.
Послетекстовые задания
1.Подберите синонимы к слову ОДИНОЧЕСТВО
2. Укажите союзы и их разряд по значению.
3. Объясните стилистическую роль односоставных безличных предложений.
Задание 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните основы предложений, найдите среди них односоставные и укажите их вид.
А еще страшней было когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел точно гр…зил и пел похоро(н,нн)ую песню тем людям.
Послетекстовые задания
1.Какой троп помогает автору изобразить страшную картину надвигающегося на людей леса?
2. Укажите союзы и их разряд по значению.
3. Объясните стилистическую роль односоставных безличных предложений.
Задание 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните основы предложений, найдите среди них односоставные и укажите их вид.
Но им стыдно было созна(т,ть)ся в бессили… и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко человека который шел (в)переди их.
Послетекстовые задания
1. Подберите и запишите синоним к слову ОБРУШИЛИСЬ.
2. Укажите местоимения и их разряд по значению.
3. Объясните стилистическую роль односоставных безличных предложений.
Ответы
1. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.
2. Нужно, говорит он, жить не так, как ты сам хочешь, а так, как сказано в божьем слове. Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь у него.
3. О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.
4. Воротился я в табор и рассказал обо всем старикам. Подумали и решили подождать да посмотреть, что будет из этого.
5.Тогда пошли искать девушку, но не нашли ее. И вскоре совершенно забыли о ней, как забывают обо всем на земле.
6. Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.
7. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям.
8. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их.