Статья «Использование оценочных листов для объективного оценивания учебных достижений обучающихся»
В настоящее время в связи с введением ФГОС в начальной и основной школе возникает проблема объективного оценивания учебных достижений обучающихся. Эта проблема возникла давно, но в настоящее время она становится наиболее актуальной, так как ФГОС выдвигают личностные, предметные и метапредметные требования к выпускнику. Поэтому оценивать как раньше уже невозможно. Одной из технологий объективного оценивания является использование оценочных листов.
Наша школа реализует ФГОС уже третий год, классы привыкли к тому, что перед триместровыми итоговыми контрольными работами или самостоятельными работами по предметам выдается оценочный лист. В нем изложены критерии оценивания контрольной работы, самоанализ ученика, анализ учителя, прописано максимальное количество баллов по каждому из критериев и разбалловка для отметки.
Оценочный лист выдается домой обучающимся перед контрольной. Выдается, чтобы обучающийся подготовился к контрольно работе, чтобы родители могли увидеть, что будет оценивать учитель и что спросить с ребенка.
Критерии составляет учитель по каждой конкретной контрольной работе или самостоятельной. Учитель биологии, к примеру, может проверять знание составляющих цветка, учитель физики может проверять, как обучающийся умеет использовать правило буравчика и т.д. Существуют и общие критерии для работы, такие как: готовность к уроку, аккуратное оформление работы, самостоятельность выполнения. Баллы по каждому из критериев могут быть разными, к примеру, за общие критерии можно поставить 1 балл (да – 1 балл, нет – 0 баллов), за критерий к заданию можно поставить от 0 до 3 баллов. Например, в задании по английскому языку проверяется знание группы простых времен (определить время в предложении): обучающийся может поставить себе 0 - совсем с заданием не справился, может поставить 1 балл - сделал несколько предложений, 2 балла – выполнил больше половины и 3 балла - если с заданием справился.
Таким образом, обучающиеся дома анализируют себя и выставляют в столбике «самооценка» баллы. Суммируя общее количество, можно увидеть какая отметка предположительно может быть, сколько баллов не хватает для более высокой отметки, какой из критериев нужно подтянуть.
Проработав дома по оценочному листу, обучающийся приносит его на контрольную работу и сдает его вместе с выполненной контрольной в конце урока.
Проверяя контрольную, в графе «оценка учителя» учитель выставляет баллы по каждому из критериев, подсчитывает общее количество баллов и выводит отметку. Оценочный лист выдается обучающимся во второй раз, чтобы сравнить ожидаемые результаты с итоговыми результатами. (Пример контрольной работы и оценочного листа см. в приложении №1.)
Работа учителя перед контрольной работой заключается в составлении критериев, подсчету максимального количества баллов, составлении разбалловки для отметки. После контрольной, учитель может провести анализ своей работы, составив сводную таблицу по классу. В нашей школе мы составляем три таблицы (1,2,3 триместр). В конце года получается большая таблица по каждому классу со всеми критериями. Эти критерии и составляют личностные, предметные и метапредметные требования к обучающимся, прописанные в рабочей программе каждого учителя. (Пример сводной таблицы см.в приложении №2.)
Для учителя использование такого метода оценивания помогает анализировать собственную деятельность, сравнивать результаты с предыдущими годами, разобраться в специфика класса, пронаблюдать за конкретным учеником и сделать выводы.
Для обучающихся работа с оценочными листами позволяет подготовится к контрольным, поставить перед собой цели и задачи, вырабатывается умение самоанализа, объективной оценки себя.
Для родителей данный метод не менее важен. Родитель видит требования, знает, в чем ребенку нужно оказать помощь и на что обратить внимание.
Таким образом, технология использования оценочных листов помогает наиболее объективно оценить результаты.
Приложение №1
Контрольная работа по английскому языку 4 класс
I. Прочитай сказку и поставь «+», если предложение верно, или «-», если предложение неверно.
Rabbit’s Clothes.
One day the rabbit was very hungry and ran to Mr. Grey’s garden. There were some sweet carrots, red tomatoes, big potatoes and red apples there! The rabbit was happy in this garden!
At 12 o’clock Mr. Grey came into the garden and started his work. Suddenly he saw Peter: “A rabbit in my garden!” Mr. Grey jumped up and ran after the rabbit. The rabbit jumped up and ran away from Mr. Grey. But he couldn’t see the garden door.
He lost his red shoes near the tomatoes. He had no shoes on! Now he could run on his four legs! Then he jumped out of his jacket. Now he had no clothes on and ran very fast.
Suddenly he saw the garden door. Closed! The rabbit went under it. How happy he was to be out of the garden!
Mr. Grey was happy too. He had no rabbits in his garden. When he saw a blue jacket and shoes, he got happier:
“Now I have got some nice clothes! Two red shoes and a blue jacket.”
Mr. Grey put the rabbit’s clothes on a scarecrow (пугало).
There were yellow bananas in Mr. Grey’s garden. ________
The rabbit had some clothes on when he came into the garden. _______
The rabbit liked to eat tomatoes and apples. _____
Mr. Grey didn’t like the rabbit in his garden. ______
II. Заполни таблицу.
давать |
give |
gave |
go |
||
платить |
||
get |
||
покупать |
||
made |
III. Составь из букв слова и соедини их с переводом на русский язык.
reatews ____________________ кепка
outrsers ____________________ свитер
shsoe ______________________ туфли
shrtso ______________________ брюки
oclthes _____________________ плащ
raintoac ____________________ одежда
pac ________________________ шорты
irtks _______________________ юбка
IV. Задай вопросы к выделенным словам.
Ann went to the park to ride a bike.
Why _____________________________________
Mother made a chocolate cake yesterday.
What ____________________________________
He read an English book the day before yesterday.
When _____________________________________
V. Заполни пропуски
please, help, much is , anything else, you are |
Shop assistant: Can I _____________ you?
Mary: Show me the dress, ______________
Shop assistant: Here ___________________
Mary: Great! It’s nice. How ____________ it?
Shop assistant: 54 pounds.
Mary: Here ___________________
Shop assistant: Good, ______________
Mary: No, thank you. That’s all.
Оценочный лист к контрольной работе
Критерии |
Самооценка |
Оценка учителя |
Готовность к уроку (1б) |
||
Умение аккуратно оформить работу (1б) |
||
Умение пользоваться словарем (1б) |
||
Понимание текста (3б) |
||
Умение составить диалог (3б) |
||
Умение образовать множественное число (3б) |
||
Умение задавать вопросы и отвечать на них (3б) |
||
Знание простого прошедшего времени и неправильных глаголов (3б) |
||
Знание лексики по темам: школа, одежда (3б) |
||
ИТОГО |
21 -18 баллов – оценка 5 17 -14 баллов – оценка 4
13 – 9 баллов – оценка 3 8 – 0 баллов - оценка 2
Приложение №2
Сводная таблица
Критерии |
Наташа Д. |
Алена К. |
Игорь В. |
Максим Ф. |
Диана Р. |
Софья У. |
Павел Ш. |
Сергей П. |
Ксения П. |
Мария Ч. |
Готовность к уроку (1б) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Умение аккуратно оформить работу (1б) |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
Умение пользоваться словарем (1б) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Понимание текста (3б) |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Умение составить диалог (3б) |
3 |
3 |
2 |
3 |
0 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Умение образовать множественное число (3б) |
2 |
3 |
1 |
3 |
0 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Умение задавать вопросы и отвечать на них (3б) |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Знание простого прошедшего времени и неправильных глаголов (3б) |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Знание лексики по темам: школа, одежда (3б) |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
ИТОГО |
19 |
21 |
12 |
17 |
11 |
16 |
20 |
13 |
18 |
21 |
«5» - 4 человека «4» - 2 человека
«3» - 2 человека «2» - 0 человек
Список литературы:
Текст контрольной работы взят с сайта http://nsportal.ru
Кадрия
Степанова Любовь Михайловна