12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зыбинская Галина Александровна17
Россия, Томская обл., Асино
0

Статья «Использование приема опорных конспектов для повышения качества исторических знаний в условиях перехода на ФГОС»

Использование приема опорных конспектов для повышения качества исторических знаний в условиях перехода на ФГОС

Зыбинская Галина Александровна

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 4 г. Асино Томской области

Аннотация: В работе представлен опыт применения приема опорных конспектов на уроках истории, раскрываются возможности повышения качества обучения в условиях усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности учащихся.

 

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. (Стандарты второго поколения, Москва, Просвещение, 2010). Согласно современному образовательному стандарту необходимыми теперь становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новое. Одним из важнейших приоритетов современной государственной политики в сфере образования является переориентация деятельности учителя на применение передовых образовательных технологий, создающих основу для получения качественно новых образовательных результатов.

Соответственно это предполагает поиск учителями новых форм, методов и приемов обучения, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе.

Использование приема опорных конспектов на уроках истории – считаю важным моментом в моей работе. На мой взгляд, одно из самых основных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выделять главное, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

Кроме того, современный преподаватель нередко сталкивается с тем, что историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на уроке обучающийся забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно-следственная связь. Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы цельные темы.

Если материал всей темы просто предлагается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает ученика, в его голове образуется каша из множества мелких под тем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, с выделенными, узловыми под вопросами и под темами, приводят к получению нового качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий - вот главная суть опорных конспектов на уроках истории.

Сочетание двух слов – опорные конспекты – объясняется просто: в этом методическом инструменте есть элементы, сохраняющие свойства конспекта (законченные фразы, угадываемые сокращения, словарные пояснения), но рядом с ними присутствуют символы, знаки, рисунки – смысловые опоры.

Красочные, многообразные и необычные, опорные сигналы притягивают ребят, создают на уроке соревновательную, игровую обстановку, побуждают к активному познанию, к поиску и, что в высшей степени важно, изменяют качество учебной деятельности, содействуют достижению высоких результатов.

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

По мере работы, с опорными конспектами обучающиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем.

Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

1. Блочное модульное построение учебного материала;

2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под

руководством учителя по усвоению знаний и умений;

4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования

учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории нет. Чтобы иметь некоторое представление об использовании мною приема опорных конспектов в преподавании истории, приведу несколько примеров.

Следует отметить, что данная методика используется мною по-разному в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся. Работа по составлению опорных конспектов в основном рассчитана на сильного, неординарно мыслящего ученика. Поэтому использование данного приема я начала практиковать с детьми, которые обучались по системе развивающего обучения. Такие дети обладают достаточно развитым кругозором, речью, творческими способностями.

Вначале ребята учились работать с текстом, выделяя в нем главные и основные фрагменты. Каждый фрагмент помечали карандашами разного цвета. После этого, находя основные понятия, факты, имена учащиеся пытались кратко изложить главную мысль текста. Затем организовывалась непосредственная работа по составлению опорного конспекта. Она проводилась либо в группах, либо в паре. Для этого учащимся предлагаются различные источники информации по заданной блок-теме, памятка по работе с опорными сигналами и карточки-задания, по мере выполнения которых дети должны были выявить нужные сведения и составить опорный конспект. При этом в 5-7 классе при составлении конспекта используются опорные сигналы, предложенные учителем, например в виде незаконченных предложений, которые необходимо дополнить учащимся. [приложение 1] Ребята 8-9 классов составляют конспект самостоятельно, зашифровывая главную мысль в слова-символы, рисунки, графические изображения. Далее следует, как правило, воспроизведение опорных конспектов несколькими учащимися и их обсуждение. В конце учебного занятия ребятам предлагается оценить свою деятельность, выявить какие этапы работы вызвали затруднения. После этого учитель дает задание для закрепления изученного материала (кроссворды, исторические задачи, вопросы) и выставляет оценки за урок. Листы с опорными конспектами разрешается учащимися вклеить в свои альбомы или рабочие тетради.

Использование приема опорных конспектов возможно не только на уроках изучения нового материала, но и на уроках обобщения и систематизации знаний. В этом случае ребята на уроке получают задание дополнить, дописать, пояснить, расшифровать конспект, предложенный учителем, либо, пользуясь опорным конспектом, дать характеристику определенного периода истории или раскрыть содержание какой-либо темы. [ приложение 2]

Следует отметить также, то данная методика требует от учителя немало времени при подготовке таких уроков.

При подготовке опорных конспектов к уроку, прежде всего:

1.Учителю необходимо ознакомится с содержанием учебного материала, провести структурно-функциональный анализ текста и определить, какие параграфы учебника, другие источники можно объединить в блок, для изучения на одном уроке.

2. Учитель оформляет листы конспекта с опорными сигналами.

Разработав листы опорных конспектов, необходимо сделать с них небольшие по размеру копии, которые используются в качестве раздаточного материала.

3. Создать задания для самопроверки и контроля знаний.

В заключении хотелось бы отметить, что опыт работы по данной теме показал, что использование приема опорных конспектов на уроках истории способствует развитию памяти, логического мышления, формирует способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. Таким образом, такая форма работы способствуют повышению качества умственного труда школьников. 
Уроки с использованием опорных конспектов, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса учащихся, систематизирует знания, развивают коммуникативные навыки. Наконец, работа с опорными конспектами ориентирована на эффективное решение образовательно-воспитательных задач, поставленных новым образовательным стандартом, в условиях усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности учащихся.

 

Библиография:

1. Инновационные технологии в преподавании истории. Использование опорных конспектов. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1783401.html 2. Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории. http://www.vevivi.ru/best/Igrovye-momenty-i-opornye-konspekty-na-urokakh-istorii-ref30121.html

3. Мелехина Т.С. Использование опорных конспектов на уроках истории. http://yandex.ru/clck/jsredir?from

4. Оберман В.Я Опорные конспекты и схемы на уроках истории// Преподавание истории в школе 1996 г. № 3 с. 20

5. Шибаева С. В. Опорный конспект как средство развития познавательной активности обучающихся. http://nsportal.ru

Приложение 1.


 

Карточка № 1. Блок-тема «Рыцарский замок»

1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

А) Учебник Агибаловой, Донского. Пункт 1. Параграф 11 с. 91-92

Б) Замок рыцаря. Огнева О. Рыцари. Турниры. Оружие. Энциклопедия. М. 2000 г. с. 50-52

В) Энциклопедия Всемирной истории. На рубеже тысячилетий. Жизнь в замке М. 1999 с. 88-89

2. Рассмотрите иллюстрации.

3. Выполните задания и составьте рассказ.

Замок - это …

Замок часто возводили на ( …..) или на (….). Его окружали широким ….


 

Донжон – это …


 

Зачем феодалам так необходимы были замки?



 

Карточка №2. Блок-тема «Снаряжение рыцаря»

1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

А) Учебник Агибаловой, Донского. Пункт 2. 92- 93 (до последнего абзаца) Параграф 11

Б) Текст. Всеобщая история. История средних веков. Средневековый замок и рыцари.

В) История средних веков Т. 1 М. 1952 г. с. 157

2. Рассмотрите иллюстрации.

3. Выполните задания и составьте рассказ.

1. Выпишите определения понятий:

- палица;

- кольчуга;

- латы;

- забрало.

2. Опишите вооружение рыцаря. Обозначьте на рисунке: палицу, кольчугу, латы, забрало, щит, меч.

3. Зачем феодалам было необходимо тяжёлое вооружение?

Приложение № 2.

Раскройте содержание опорного конспекта.

Схема «СМУТНОЕ ВРЕМЯ»

СВ – это …

? – 1613гг.

ПРИЧИНЫ: ▼

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Прекращение династии Ŕ

голод 1600-1603гг.

Поражение в LW → появление самозванцев

восстание И.И.Болотникова

@ → интервенция Швеции, Польши

правление «семибоярщины»

создание народного ополчения

( Ŕ – Рюриковичи; L W – Ливонская война; @ - опричнина)

с о б ы т и я

появление самозванцев: ► Лжедмитрий I - ______________________

Лжедмитрий II - ______________________

? причины недовольства политикой Лжедмитрия I

? за что Лжедмитрия II прозвали «тушинским вором»

Восстание И.И.Болотникова

дата выступления

 

состав участников

 

территория

 

требования

 

историческое значение

 

создание народного ополчения

Н О – это _________________________

↓ ↓

I II

дата: ______ _______

руководитель: ________ _____________________

деятельность: ______________________________________________

? в чём основная причина убийства казаками Ляпунова

? в чём проявилась поддержка со стороны русского общества

второму ополчению

НС – это _____________________________________________________

( НО – народное ополчение; НС – национальное самосознание)

ИТОГ:

Приложение 3.

Этапы работы с опорными сигналами:

  1. Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

    Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

    Сделайте черновой набросок сокращённых записей на листе бумаги.

    Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

    Объедините сигналы в блоки.

    Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

    Выделите значимые элементы цветом.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.