Статья «Использование приёмов активизации речевой деятельности для развития коммуникативной культуры младших школьников»
Ф.И.О. Чусовитина Анастасия Владимировна.,
Студент 3 курса
ГАПОУ СО «НТПК №1»
г. Нижний Тагил
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: статья посвящена использованию приемов активизации речевой деятельности для развития коммуникативной культуры младших школьников. Рассмотрено понятие коммуникативной культуры и проблема её формирования у младших школьников. А также описана речевая деятельность и способы её активизации у детей младшего школьного возраста. Приведены примеры приемов активизации речевой деятельности для развития коммуникативной культуры младших школьников.
Ключевые слова: приемы активизации речевой деятельности, коммуникативная культура младших школьников, активизация речевой деятельности, речевая деятельность младших школьников, приемы для развития коммуникативной культуры младших школьников.
Традиционная для российского образования методика преподавания русского языка в начальной школе, обеспечивающая на достаточно высоком уровне владение навыками чтения, а также глубокое знание грамматики и орфографии, в настоящее время не сориентирована на требования социального заказа, которые выражаются в необходимости владения младшими школьниками коммуникативной культурой. Содержание предмета русский язык в современной школе направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной культуры. Вместе с тем в настоящее время налицо противоречие в области обучения русскому языку: с одной стороны, ярко выраженная востребованность знания русского языка, с другой – недостаточная разработанность таких технологий обучения, которые бы отвечали современным целям образования. Это диктует необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс новых концепций, стратегий и технологий, обеспечивающих качественное овладение языком и речью, направленных на формирование коммуникативной культуры школьника. Актуальность коммуникативного образования младших школьников подтверждается и государственными документами.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования учитывает, что в младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, а также развитие коммуникативной культуры ребенка. В пояснительной записке программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемых Российской академией образования, в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе указано «развитие речи, мышления, воображения школьников».
Исходя из этого, сегодня возникает необходимость изменять и само содержание языкового образования (воспитания, обучения), и формы его организации, и структуру педагогического управления на каждом уровне образовательного пространства. Основные положения личностно-ориентированного, деятельностного подходов к развитию личности младшего школьника в процессе речевого взаимодействия рассматривали Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. А. Зимняя.
Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия изучали Б. Г. Ананьев, В.В. Богословский, Л.А. Венгер, Л. С. Выготский, В.А. Крутецкий, А. А. Леонтьев. Коммуникативный подход к обучению языку и представлен в трудах А. К. Аксеновой, Н. В. Галунчикой, С. Ю. Ильиной, Л. Ф. Климановой, С. В. Комаровой, Ю. А. Кругловой, А. Ю. Купаловой, Т. А. Ладыженской, Г. В. и др.
Проблеме становления и развития речи младших школьников, включая устную речь детей младшего школьного возраста, уделяли внимание Н. Н. Жинкин, Т. А. Ладыженская, М. И. Лисина, М. Р.Львов, Ж.Пиаже, А. И. Савостьянов. Методическим аспектам развития речевой культуры школьников посвящены исследования А. М. Бруссер, Е. А. Быстровой, Е. Ф. Глебовой, Т. К. Донской, И. И. Зарецкой, А. Ю. Купаловой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, С. И. Львовой и др.
Проблема исследования: какие приемы активизации речевой деятельности для развития коммуникативной культуры младших школьников наиболее эффективны. Этим обусловлена актуальность выбранной темы «Использование приемов активизации речевой деятельности для развития коммуникативной культуры младших школьников».
Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые, в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка. Уровень коммуникативной культуры, сформированность которого у младших школьников часто зависит от выбранных методов и правильно организованной учебной и воспитательной работы в школе.
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача) – специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Коммуникация всегда целенаправленна, ее цель – результативность, то есть обмен информацией, а также сообщение и выявление коммуникативных намерений, выполнение коммуникативных задач [1, с.106]. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает и коммуникативный аспект. По мнению И. М. Михайловой, коммуникация – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями 2, с. 188.
Т.А. Яндукова рассматривает формирование коммуникативной культуры младших школьников как структурный компонент системы обучения и воспитания, как развитие социально-коммуникативной деятельности, как обеспечение возможности самореализации личности учащегося начальной школы [3, с.246].
Анализ научной литературы позволил сделать вывод о сложности понятия коммуникативная культура, содержание которого, как считает Е. Ю. Фетисова, определяется многоаспектным пониманием культуры как процесса и результата, субъект-субъектного взаимодействия, направленного на обмен знаниями, умениями, опытом, идеями и ценностями. Современные ученые говорят о том, что, несмотря на усилившееся внимание педагогов к данной проблеме, на практике пока ещё не выявлен надлежащий уровень формирования коммуникативной культуры младших школьников.
Наиболее эффективным средством активизации развития речевой деятельности учащихся начальных классов и, способствующим повышению уровня познавательного интереса, являются игры и игровые упражнения. Повышение речевой культуры невозможно без становления речевой деятельности как сущностно-личностной характеристики, которая формируется в жизнедеятельности человека, в том числе и в процессе школьного образования.
В качестве примеров использования приемов активизации речевой деятельности для развития коммуникативной культуры младших школьников можно привести следующие упражнения:
Коммуникативное упражнение «Передать одним словом».
Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации и развить навыки речи.
Описание: учащимся предлагается произнести слова с той интонацией, какая написана в карточке.
Плюсы упражнения: развивает умение правильно распознавать и передавать эмоции, способствует формированию у учащихся позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче, учащиеся смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении.
Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон».
Цель: показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов.
Описание: Учитель просит выйти 7–10 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 6–9 человек выходят за двери, одному (тот, кто остался) учитель зачитывает текст.
Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику.
Плюсы упражнения: развивает речь, слуховое восприятие, память, способствует формированию навыков активного слушания, учащиеся смогут лучше доносить свои мысли, понимать, воспроизводить и передавать информацию.
Применительно к младшему школьному возрасту коммуникативную культуру следует понимать как интегральное личностное образование, которое позволяет ребенку в процессе повседневного общения на русском и изучаемых иностранных языках совершать речевые поступки целесообразного, воздействующего, гармонизирующего характера. Данное личностное единство как система качеств базируется на совокупности полученных на начальной ступени образования лингвистических и риторических знаний, умений и навыков, положительного опыта и речевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к культуре межличностных контактов.
Проблемы речевой деятельности и речевой культуры – тесно взаимосвязанные проблемы. Речевая деятельность – это активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений. В широком смысле – это процесс реализации мысли в слове. Овладение речевой деятельностью будет успешным в том случае, если учитель в ходе учебной деятельности грамотно проведет работу по введению системы понятий, использует методы, формы, средства, составляющие основу речевой деятельности.
Рассмотренные приемы направлены на развитие коммуникативной культуры младших школьников через активизацию речевой деятельности.
Данные приемы развивают склонности детей, расширяют их кругозор, воспитывают в них высокие нравственные качества. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что выбранные приемы будут эффективны.
Библиографический список
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) : Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : ИКАР, 2009. – 448 с.
Михайлова И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности : И.М. Михайлова.- Москва : Псков. ПГПУ, 2005. – 188 с.
Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников средствами коммуникативных действий // Вестник Самарского государственного университета. № 4, 2011. – С. 246- 249