12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

Доклад на тему «Использование мимики и жестов для активизации речевой деятельности и воображения дошкольников»

Доклад

 

«Использование мимики и жестов для активизации речевой деятельности и воображения дошкольников.»

 

Подготовила

учитель-логопед

ГБОУ Школы № 1391

Колесникова Н.В.

 

 

Москва 2019 год

Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка. Своевременное овладение правильной речью, в том числе ее активное пользование, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

У старших дошкольников развитие речи достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, дают развернутые ответы на вопросы, достаточно четко артикулируют слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; могут изменять в зависимости от содержания высказывания силу голоса (говорить тихо, громко), темп речи (говорить быстро, медленно), правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми играет важную роль в активации речевого общения старших дошкольников. В процессе общения со взрослыми и со сверстниками развивается речь детей, расширяются их представления о многообразии окружающего мира, решаются спорные вопросы и конфликты.

Обычно дошкольники, занимаясь какой-либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют ее, но наблюдения свидетельствуют об ином: старшие дошкольники не так часто прибегают к речи по своей инициативе, им проще что-то показать, нарисовать, чем рассказывать о своей деятельности.

В нашем дошкольном отделении развитию речи уделяется большое внимание: проводится непосредственная образовательная деятельность по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу, во время которой дети произносят и запоминают отдельные слова, однако, как правило, почти не используют их в активной речи. В самостоятельной деятельности речевое общение детей между собой и с окружающими взрослыми крайне скудно. Поэтому, мы используем различные упражнения и дидактические игры для активизации речевого общения старших дошкольников.

Компонентами речевой активности являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развертывания синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывание других лиц.

Мы обращаем внимание на условия развития речевой активности:

общая активность, коммуникабельность, инициативность,

стремление к лидерству;

умение преодолевать скованность, застенчивость;

способность переходить от ситуативного диалога к монологу,

обдуманной, спланированной речи.

Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям. К сожалению, у современных детей всё чаще встречаются недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания, отмечаются признаки гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний,а также неясность, торопливость речи с ошибками в произношении. В своей работе мы используем систему педагогических воздействий, направленных на развитие речевой активности ребенка, формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности.

Для активизации деятельности детей мы используем игровые упражнения и этюды, влияющие на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки. Упражнения и этюды предлагаются в качестве разминки, средствами как включения в работу, так и развития. С этой целью необходимо использовать побуждения типа «Покажи, как...», «Изобрази, как...», «Повтори за мной...» и т.п. Дети обучаются восприятию и выражению основных эмоций через упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажмуриться, прищуриться, надуть или втянуть щёки и т.д.Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость, грусть). С этой целью разыгрываются несложные этюды с комментированием взрослого (объясняют и показывают, какие движения нужно выполнять для передачи того или иного состояния). Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции.

Примеры некоторых упражнений

 

«Зеркало». Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?». Используются два варианта определения мимики воспитателя: дети называют выраженное на лице эмоциональное состояние или самостоятельно, или с опорой на подсказку: «Мне грустно, когда на улице плохая погода. Мне рассказали смешную историю. Я ужасно боюсь грозы». При продолжении игры «зеркало» не только называет выражение, но и копирует его.

 

«Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.

Также мы уделяем внимание пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Пантомимика повышает интерес детей к непосредственной образовательной деятельности, расширяет их эмоциональный опыт, позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

 

«Походка и настроение». Педагог показывает движения и предлагает изобразить их: «Попрыгаем, как воробышек; походим как мишка, как маленький ребенок; полетаем, как синичка, как орел».

«День рождения». Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами дарят ему подарки, а именинник угадывает, что это за подарок. Указанные выше упражнения и этюды не только знакомят детей с мимикой, жестами, позами, походкой, отображающими основные эмоции, но и корректируют некоторые черты характера, а также самооценку детей. Для формирования адекватной самооценки можно предложить также следующие игры и упражнения.

«Кораблик». Взрослый предлагает детям представить себя на корабле. На слова «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» дети жмурятся, глядя на солнышко, улыбаются. Один ребенок (его заранее выбирают) громко кричит: «Буря!». И тогда дети голосом создают шум моря, грохот грома. Другой ребенок старается перекричать бурю словами: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!».

«Попугай». Педагог или кто-то из детей произносит короткую фразу: «Я играю». Другой ребенок должен произнести фразу так, чтобы выразить задуманное им чувство. Все дети отгадывают, какое чувство он задумал.

«Ролевая гимнастика». Ребенок рассказывает стихотворение или повторяет предложение: шепотом, громко, как медленно ползущая черепаха, как пулеметная очередь.

«Молчок», «Делай, как я», «Походка и настроение», «Проигрывание ситуаций», «Какой я?», «Турнир», «Веретено». Эти и аналогичные им упражнения я включаю в ход занятия (в его середине) - они выполняют функцию переключения, двигательной и эмоциональной разрядки, активного отдыха.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых — обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр — в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

 

Примеры некоторых игр и упражнений

«Любопытный». Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто?», «Что делает?», «Какой?», «Когда?», «Зачем?» и т.п. Задача играющих — отвечать как можно скорее. Например, объявлен звук р. Возможные ответы: рак, рисует, розовый, ранним утром. Если ребенок затрудняется с ответом, «любопытный» обращается к другому участнику. За быстрый ответ игрок награждается фишкой.

«Подбор прилагательных». Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту, например: стол - деревянный, кухонный, столовый, старый, новый, удобный и т.п. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков, чем другие.

«Сочиним историю» или «Сказка по кругу». Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили-были...», следующий продолжает и так далее по кругу.

«Пара к паре». Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии. Например, «огурец – овощ, а ромашка… (цветок); телефон – ухо, а телевизор… (глаз)».

«Домашние животные». Из предложенных слов дети выбирают название домашнего животного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные игры можно проводить по темам «Транспорт» (только воздушный), «Овощи» (только красные).

А также: «Кто быстрее?», игра с мячом «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Кто скажет больше?», «Телефонный разговор», «Шкатулка сказок».

 

Активизация речи детей происходит в разных видах деятельности. Мы используем моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации. Побуждаем детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погулять? Узнай у Димы, куда он уезжает? Леночка, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости». Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуется включать задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений.

Также вводим задания, в которых детям приходится выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи. Такие ситуации различаются по степени сложности, поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в их предъявлении. Описание ситуаций или формулировка речевой задачи, содержащая лексико-грамматические элементы ожидаемого высказывания, намечает схему ответа ребенка.

Например: «Представь, говорится ребенку, что ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы друзья приняли тебя в игру». Через несколько занятий языковые опоры исключаются, и задания предъявляются в другой форме. Роли распределяются так, чтобы несколько детей в диалоге были более активными, остальные — менее.

Например, в игре «Гости» дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Предлагается детям пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребенок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об игрушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. Затем, играющие меняются ролями.

Более сложными являются задания, которые предполагают равное участие партнеров в диалоге, например«Катя болеет». Детям говорится о том,что их подруга заболела и не приходит в детский сад, предлагается навестить Катю, принести ей что-нибудь, рассказать о чем-либо, рассмешить, утешить. Каждый должен задать Кате вопрос, а она — ответить на него. Отрабатываются различные варианты: например, Дима расскажет Кате о новом мультфильме, Аня — о новой девочке в группе, Сережа — о новых игрушках и т.д. На прощание дети должны пожелать Кате выздоровления.

 

В процессе словесных игр мы обращаемся к ребенку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры. Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр- драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно- ролевых игр, игр-импровизаций, с правилами, направленными на дальнейшее осознание ребенком своего социального статуса. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов и грима, использование декораций, сюрпризных моментов. На занятиях мы используем стишки, потешки, песенки, сопровождая их движениями. Это помогает почувствовать ритм, развивает внимание, пантомимику, координацию. Мы отхлопываем, отстукиваем разные ритмы, а также используем музыкальные инструменты (барабаны, металлофоны, ложки). Дети учатся общению друг с другом. Непроизвольное запоминание стихов-диалогов в процессе деятельности тренирует память. Дома дети (по желанию) рисуют или лепят обыгранные сюжеты, что способствует развитию творческого воображения.

 

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.

Проводимая нами целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимодействие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.