12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Александровна493
Россия, Саратовская обл., Саратов
6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Сафарова Марина Александровна, Королева Елена Анатольевна, Фролова Галина Николаевна

МБОУ Лицей №15 Заводского района г.Саратова

E-mail:smdal@mail.ru



В современном обществе, особенно среди учащихся, наблюдается в последние время устойчивое снижение интереса и потребности к чтению, что можно объяснить развитием компьютерных технологий: текст предлагается на аудио и видео носителях, для получения материала любого характера не стоит утруждать себя поисками нужной информации, перечитывая большое количество литературы – достаточно ввести запрос в сети интернет. Да и сам круг чтения учащихся сводится, как правило, к текстам развлекательного характера, постерным картинкам, кратким изложениям учебных и художественных текстов.

Трудно ожидать, что при такой «тяге» к чтению, учащиеся обладают высокой техникой чтения, владеют основными принципами смыслового чтения. В настоящее время, согласно результатам международных исследований PISA и PIRLS, выявлены затруднения в прочтении заданий, что приводило учащихся не неверному выполнению заданий. При выполнении заданий ГИА и ЕГЭ, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в знаковые формы (таблицу, схему, условие задачи) даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов, суждений и пр. Отмечается также фактическое отсутствие критичности восприятия любой информации.

А ведь читательская компетентность – одна из основ успешного обучения, развития личности, и каждый обучающийся, согласно ФГОС, должен уметь отбирать самостоятельно необходимые источники информации, оценивать, анализировать тексты, обрабатывать, извлекать информацию из них, составлять таблицы, конспекты, развернутые ответы, применять данные для решения задач разного характера, т.е. владеть основами смыслового чтения.

В примерных образовательных программах «Стратегия развития смыслового чтения и работы с текстом» ориентирована на формирование трех групп умений работы с текстом: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение информации из текста в учебно-практических задачах. Читательская компетенция важна не только на уроках литературы, незаменима она на уроках естественно-научного цикла и при подготовки к экзаменам.

Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Целью смыслового чтения является способность при чтении текста правильно оценить его смысл, вникнуть в детали и практически правильно оценить информацию, применить в полученные знания на практике. Естественно, развитие смыслового чтения способствует развитию навыков устной и письменной речи, продуктивному обучению, успешной подготовке к экзаменам. Рассматривая термин «грамотность чтения» в приложении к естественно-научным дисциплинам подразумевается не только грамотное прочтение текста, но и извлечение информации из текста, графиков, карт и таблиц, но и грамотная интерпретация текста, собственная оценка информации, выделение проблем в реальных ситуациях, получение обоснованных выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Как известно, сам процесс чтения включает в себя три этапа:

1) «черновое» чтение с первичным восприятием текста, извлечением основного смысла, ознакомление с содержанием;

2) чтение с извлечением глубинного смысла, интерпретация текста с привлечением имеющихся навыков и умений;

3) осмысление и обобщение текста, отработка собственных гипотез, применение обобщений и выводов для решения практических задач.

При работе на уроках, подготовке к экзаменам по естественно-научным предметам, как правило, используется несколько видов текстов:

1.) тексты научной информации (учебники, справочники, пособия), используемые для конспектирования, табулирования, усвоения информации при подготовке к урокам и экзаменам.

2.) художественные и научно-популярные тексты для вычленения из них научной тематики, оценки ее правильности или использование таких текстов для иллюстрации изучаемых явлений и процессов.

3.) таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, кластеры, навык чтения и анализ которых, способствует развитию универсальных учебных компетенций учащихся, позволяет установить причинно-следственные связи и актуализировать информацию перед экзаменами.

4) тексты, используемые для формулирования заданий (вопросы ОГЭ или ЕГЭ). Могут иметь выбор эталонных ответов или требовать развернутых решений. Умение правильно и глубоко интерпретировать тексты вопросов позволит дать правильные ответы на экзаменах.

5) тексты для выполнения творческого задания используются на уроках и во внеурочной деятельности для составления всевозможных эссе, презентаций, собственных заданий и пр.

При работе с текстами различной направленности при подготовке к экзаменам можно применять следующие приемы:


1. Приём «Инсерт». Данный прием очень полезен для самостоятельного изучения научного текста и применяется для стимулирования осмысленного чтения. В процессе такого чтения учащийся делает метки на полях текста, выделяя новое, главное, непонятное соответствующими маркерами: Уже знал (V), Узнал новое (+), Думал иначе  (–), Есть вопросы (?).

 2. Составление «проблемных» вопросов. Учащиеся после работы с текстами составляют несколько «толстых» и «тонких» вопросов по тексту. «Тонкие» вопросы требуют односложного ответа, «толстые» вопросы требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умния анализировать текст.

3. Составление кластера или схемы по тексту.

Составление схемы или кластера по тексту с выделением главных смысловых единиц текст и обозначением основных связей между ними способствует вариативности мышления, активизирует познавательную деятельность, способствует лучшему усвоению информации.

Этапы работы над кластером: посередине чистого листа (классной доски), записывают ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.  Вокруг «накидывают» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)  По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.  В итоге получается структура, которая графически отображает суть темы, полученную информацию из литературы.

4. Прием «пятиминутное эссе». Данный вид работы с текстом может быть применен при завершении работы по теме и требует от учащихся развернутого ответа на заданный вопрос.

5. Составление собственных «экзаменационных» заданий.

Составление заданий по тексту позволяет осмыслить содержание текста с другой стороны, с привлечением альтернативной информации. Такое задание может даваться на дом и требует глубокого анализа текста.

6. Составление краткого условия задачи.

Зачастую 50% успеха решения задачи составляет правильная запись ее условия. Поэтому перенесению текстовой информации в графическую при записи условия задачи следует уделять особое внимание.

Оформить условие задачи можно любым удобным, но эффективным способом.

7. Составление глоссария.

Составление словарика происходит в процессе обучения двумя способами: при чтении текста учебника выписываются основные понятия; при чтении научного текста или текста тренировочного задания выписываются непонятные термины, а затем к данным терминам выписываются соответствующие определения для дальнейшей подготовки.

Возможно оформление записи в виде мини-таблицы:

Название термина

Мое понимание термина

Научная трактовка термина






8. Прием «Ассоциативный куст». К конкретному термину, веществу, понятию записывают ряд слов, ассоциативно связанных с данным.

Например, алканы: неактивные, реакции замещения, горючие, нерастворимые в воде, газ и нефть, одинарные связи и т.д…


9. Прием «Инфокарусель» позволяет последовательно с участием разнообразного материалы по заданной теме составить полную картину явления или процесса для каждой группы учащихся, а затем представить работу каждой группы для общего обсуждения.

Например, тему «углерод» можно изучить с разных позиций: строение атома; физические свойства; химические свойства; нахождение в природе; применение и т.д.

10. Приемы «Установи соответствие», «Дополни предложение» позволяют учащемуся проработать методики выполнения заданий повышенной сложности, используя возможности анализа текстов.

В работе с естественно-научными текстами при подготовке к экзамену нужно помнить о специфике предметов и обратить особое внимание на знание формулировок, классификационных признаков, законов, физических, химических, биологических свойств веществ и пр.

Уровень читательской компетенции школьника в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Приемы смыслового чтения помогают не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формируют основные навыки работы с текстами, как: умение делать выводы, обобщения и анализ тестов различной направленности; построение причинно-следственных связей; вычленение главного от несущественного; способность классификации и анализа. Такие умения позволят выпускнику не только с легкостью освоить предлагаемый объем материала, но и правильно записать условия заданий и логически верно выстроить ответы на предлагаемы вопросы. Использование разнообразных приемов при работе с текстами позволит превратить каждодневный образовательный процесс в результативную созидательную работу, а выпускникам не только сдать экзамены, но и подготовиться к обучении в средне-специальных или высших учебных заведениях, оперативном решении жизненных проблем социальной и профессиональной направленности.


Список литературы

1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, 2011. 159 с

2. Пяткова О. Б., Аверина Т. Г. Приемы смыслового чтения на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 916–920. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970198.htm.

3. Плечова О.Г. «Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках химии» – URL: http://teacher-chem.ru/priemyi-razvitiya-smyislovogo-chteniya.html
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.