Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

6
0
Материал опубликован 5 June

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Мы живём в мире гаджетов, которые связывают нас с широким информационным пространством, не всегда положительно воздействующим на человека. Зачастую в этом информационном поле нашими мыслями и чувствами пытаются манипулировать. Поэтому мы должны уметь не принимать на веру всю полученную информацию, а критически осмысливать её, анализировать. Особенно сложно в этом огромном мире интернета приходится детям, и мы, педагоги, должны научить их, критически осмысливая информацию, грамотно её использовать.

Одним из педагогических инструментов, позволяющих достичь этой цели, является технология развития критического мышления через чтение и письмо, применяемая в нашей стране с 1997 года. Данная технология позволяет сфокусировать внимание обучающихся на проблемах и найти способы их решения.

Цель технологии РКМ - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Школьники учатся формулировать вопросы, находить проблемы, анализировать информацию, рассматривать явления с разных сторон, находить аргументы, принимать продуманные решения.

В основе данной технологии лежит трехступенчатая структура урока, включающая в себя стадию вызова, осмысление и рефлексию.

Стадия вызова позволяет обучающимся вспомнить всё, что им уже известно по новой теме, т. е. актуализировать знания, поставить новые образовательные задачи, заинтересовать и мотивировать на дальнейшее изучение темы.

Главная задача осмысления - поддержать активность обучающихся, их интерес к новой теме. На стадии осмысления школьник добывает и осмысливает новую информацию, соотносит её с имеющимися знаниями.

На этапе рефлексии происходит закрепление полученных знаний, проявление эмоций по поводу обретения новых знаний.

В технологии РКМ присутствует своя система приёмов, применяемых на разных этапах урока.

На стадии вызова с целью актуализации уже полученных знаний и проявления интереса мною чаще всего применяются приёмы: «кластер», «верные и неверные утверждения», «корзина идей», «знаю-хочу узнать - узнал».

Кластер – это схема, в центре которой записывается ключевое слово, от которого отходят стрелки с понятиями, относящимися к ключевому слову. Кластер – это способ графической обработки информации; он учит детей систематизировать знания и является универсальным приёмом, который можно использовать на любом этапе урока.

Фрагмент урока литературы в 9 классе по теме «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мёртвые души» с использованием данного приёма.

- С помощью каких художественных приёмов Гоголь создаёт образы помещиков? Давайте создадим кластер по теме «Образы помещиков». (Ребята называют художественные приёмы, с помощью которых создаются образы помещиков, а учитель записывает их на доске. Приёмы: портретная характеристика, изображение помещичьей усадьбы и отражение в ней характера героя, интерьер, отношение героя к хозяйству, речевая манера, отношение к продаже мёртвых душ, черта характера помещика, которую использует Чичиков для совершения сделки.)

Приём «верные и неверные утверждения» позволяет проверить степень усвоения школьниками материала. Пишутся утверждения, среди которых есть как верные, так и неверные. Обучающийся должен отметить верные и неверные утверждения.

Можно показать применение данного приёма на примере фрагмента урока литературы в 5 классе по теме: «Рассказ Фазиля Абдуловича Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»» на стадии проверки домашнего задания.

Найдите, какие из данных утверждений являются верными?

Детство Фазиля Искандера прошло в Армении.

Среднюю школу Искандер окончил с золотой медалью.

Окончил литературный институт в Ленинграде.

В начале своей писательской жизни Искандер писал стихи.

Проза Искандера начиналась с рассказов о детстве, о мире чувств и переживаний подростка.

Сборник рассказов «Тринадцатый подвиг Геракла» вышел в свет в 1976 году.

(Верные ответы: 2, 4, 5)

«Корзина идей» - приём, используемый на стадии вызова. В предполагаемую корзину складываются все идеи, понятия, знания по предлагаемой теме. Данный приём подходит как для индивидуальной, так и для групповой работы.

Использование данного приёма можно продемонстрировать на примере изучения произведения «Кочерыжка» Осеевой.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Осевой «Кочерыжка». Предположите, о чём может идти речь в рассказе с таким названием. (Ответы детей фиксируем на доске в воображаемой корзине)

Приём «ЗХУ (знаю-хочу узнать-узнал)» - способ актуализации опорных знаний, формирующий запрос на усвоение новой информации. Обучающиеся записывают, что они знают по новой теме в колонку «знаю», затем формулируют вопросы, на которые хотят найти ответы, и фиксируют их в колонке «хочу узнать». В конце занятия обучающиеся записывают, что нового узнали на данном уроке, в колонку «узнал» и проверяют, на все ли вопросы найдены ответы.

Приём «Знаю-хочу узнать-узнал» можно применять на уроках русского языка. Например, на уроке русского языка в 8 классе по теме «Обособленные определения и приложения».

После сообщения темы урока учителем обучающиеся записывают в колонку «Знаю» всё, что они знают по этой теме:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?

Определения бывают согласованными и несогласованными.

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложение может писаться с определяемым существительным через дефис.

Приложение может быть несогласованным.






В колонке «Хочу узнать» обучающиеся формулируют вопросы, на которые хотят найти ответы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?

Определения бывают согласованными и несогласованными.

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложение может писаться с определяемым существительным через дефис.

Приложение может быть несогласованным.


Что значит «обособленные»?

В каких случаях обособляются определения?

Когда обособляются приложения?



После осмысления данной темы ребята заполняют таблицу «Узнал»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?

Определения бывают согласованными и несогласованными.

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложение может писаться с определяемым существительным через дефис.

Приложение может быть несогласованным.


Что значит «обособленные»?

В каких случаях обособляются определения?

Когда обособляются приложения?


Обособляются любые определения и приложения, относящиеся к личному местоимению.

Определения, выраженные причастными оборотами и согласованные распространённые приложения, стоящие после определяемого существительного.

Обособляются согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного.

Обособляются согласованные определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, если: 1) они имеют дополнительное обстоятельственное значение; 2) отделены от определяемого существительного другими членами предложения.

Несогласованные определения, как правило, обособляются, если относятся к личному местоимению или имени собственному, если стоят после обособленных определений.

Обособляются согласованные приложения, стоящие после собственного имени существительного, кроме тех, которые сливаются с именем собственным по смыслу и в произношении.

Обособляется приложение с союзом как, если имеет оттенок причинности.

Обособляются – выделяются интонацией при произношении и запятыми на письме.


В целях экономии времени в колонках можно делать сокращённые схематичные записи.

На стадии осмысления я чаще всего применяю приёмы: «Двучастный дневник», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы».

Приём «Двучастный дневник» формирует умение интерпретировать информацию. Учащиеся знакомятся с небольшим текстом проблемного характера, выбирают цитаты (1 – 3) из разных частей текста и выписывают их в левую часть тетради, затем напротив пишут комментарии к выбранным высказываниям, которые отражают масли и эмоции читающего по поводу цитат. Затем организуется обсуждение цитат с комментариями.

Например, при изучении романа Лермонтова «Герой нашего времени» можно организовать заполнение обучающимися такого дневника на этапе знакомства с главным героем.

Славный был малый, смею вас уверить, только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, животики надорвёшь от смеха…

Такое описание поведения Печорина говорит о некой двойственности характера, недаром Максим Максимыч называет героя «странным».

В первой моей молодости я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия мне эти опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело. Влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие. Я стал читать, учиться – науки также надоели… Тогда мне стало скучно.

История Печорина очень похожа на историю Онегина. Печорину стало скучно, Онегиным овладела хандра. Оба они герои 19 века. Оба пресытились богатой жизнью.



Приём «Чтение с остановками» применяется на уроках литературы и развивает умение анализировать информацию. Обучающимся предлагается разделённый на смысловые блоки текст. Затем текст читается до первой остановки, а обучающиеся должны спрогнозировать, что произойдёт дальше, основываясь на определённых доказательствах, затем текст читается до следующей остановки, обсуждается, чьи версии оказались верными и высказываются предположения о дальнейшем развитии событий.

Данный приём я использовала при изучении рассказа Железникова «В старом танке» на уроке родной литературы. Вот фрагмент этого урока.

Читаем текст до слов «Для мальчишки встреча была неожиданной: думал застать здесь кого-нибудь из своих товарищей, с которыми можно было бы поиграть, а тут на тебе, взрослый чужой мужчина».

Задаём вопросы по прочитанному тексту.

- Почему герой залез в танк? (Не хотел сразу от него уходить, т.к. любил боевые танки)

- Почему для мальчишки встреча оказалась неожиданной? (Думал, что увидит друзей)

- Как вы считаете, как дальше поведут себя оба героя? (Звучат предположения) Почему вы так думаете?

- А чтобы узнать, чья версия оказалась верной, прочитаем следующую часть рассказа.

Чтение до слов «А он еще не мог уйти, что-то его держало в этом танке».

- Чьё предположение оказалось верным?

- Как вы думаете, что могло держать героя в этом старом танке? И залезет ли в этот танк мальчишка? Почему?


Приём «толстых и тонких вопросов»способ развития учебно-познавательных компетенций. Данный приём может быть использован на любой фазе урока, но чаще всего я использую его на стадии осмысления. Толстые вопросы – это вопросы, требующие анализа, доказательной аргументации. Тонкие вопросы – это вопросы на знание текста. Часто задаю детям в качестве домашнего задания придумать «толстые и тонкие» вопросы к прочитанным дома художественным текстам.

Примером использования данного приёма может служить фрагмент урока литературы в 5 классе по теме: «Образ Герасима».

Тонкие вопросы:

Как зовут главного героя рассказа «Муму»?

Где он жил до того, как попал к барыне?

Какие обязанности были у Герасима в деревне?

Как исполнял Герасим свои обязанности в городе?

Как относится Герасим к барыне?

Как относится Герасим к Муму?

Толстые вопросы:

В чём причина строгого и серьёзного нрава Герасима?

Объясните, почему работа в городе Герасиму показалась лёгкой?

Как вы думаете, почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?

Как вы считаете, присуще ли Герасиму чувство собственного достоинства? Свой ответ докажите цитатами из текста.

Какие качества, на ваш взгляд, отличают Герасима от челяди?

Какие черты характера Герасима проявляются в его чувствах к Татьяне? Свой ответ докажите текстом.

Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Почему Герасим сам вызвался лишить жизни Муму?

Почему Герасим ушёл в деревню, ослушавшись барыни?

Как вы думаете, что символизирует в произведении немота Герасима?

На этапе рефлексии я применяю приёмы: синквейн, эссе, закончи предложение.

Синквейн – способ организации творческого переосмысления информации. Синквейн состоит из 5 строк: первая строка – одно слово (тема); вторая строка - два прилагательных, относящихся к первому слову; третья строка - три глагола, относящихся к первому слову; четвертая строка - предложение из четырех слов, призыв; пятая - одно слово – синоним первому или ассоциация с ним.

Например, на уроке литературы в 9 классе по теме: «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мёртвые души» в рамках проверки домашнего задания были озвучены синквейны о помещиках Манилове и Чичикове по изученным на предыдущем уроке главам.

Примеры написанных обучающимися синквейнов.

Чичиков.

Степенный, приятный.

Приезжает, расспрашивает, очаровывает.

Умеет хорошо держать себя.

Льстец.


Манилов.

Пустой, бесхозяйственный.

Мечтает, не понимает, заискивает.

Чёрт знает что такое.

Маниловщина.



Приём «Закончи предложение» - способ организации рефлексии в конце занятия. Педагог предлагает обучающимся высказаться в конце урока, закончив любое предложение: «Урок заставил меня задуматься над..» или «Мне показалось интересным…», «Сегодня на уроке я научился…».

Фрагмент урока литературы в 5 классе по теме: « Роль тяги к знаниям в жизни человека» с применением приёма «Закончи предложение».


- Вам понравилась наша работа на уроке сегодня? Выразите, пожалуйста, свои впечатления от урока с помощью любой из фраз, написанных на доске:

Сегодня я понял, что…

Сегодня я научился…

Сегодня мне понравилось…


Эссе - свободное письмо на заданную тему. Данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания по теме. Обычно в таком эссе ребята отвечают на вопрос «Что я узнал и чему научился на уроке?» На написание эссе в конце урока отводится примерно 5 минут.

Пример эссе по теме урока литературы в 9 классе «Праведница земли русской»

Сегодня на уроке я понял, что иногда рядом с нами живут люди, которых мы не замечаем, и лишь после их смерти задумываемся над тем, каким был человек. Матрёна – обычная русская крестьянка, но Солженицын называет её праведницей. Я думаю, что праведность Матрёны заключается в её доброте, сострадании, желании помочь ближним, а главное – в бескорыстии. Она не похожа на других жителей деревни, потому что «за обзаводом не гналась», поросёнка не держала и помогала всем не за деньги, а по доброте душевной.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что применение технологии развития критического мышления позволяет педагогу удерживать внимание школьников, повышать мотивацию в обучении, снижать утомляемость. Использование на уроках приёмов ТРКМ способствует самовыражению обучающихся, проявлению их творческих и интеллектуальных способностей, развивает коммуникативные навыки. Благодаря приёмам ТРКМ достигается активное участие школьников в образовательном процессе и повышается эффективность уроков.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей