Выступление «Использование приёмов визуализации при обучении основам безопасности жизнедеятельности»

0
0
Материал опубликован 25 November в группе
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование приёмов визуализации при обучении

основам безопасности жизнедеятельности» (слайд 1)

В настоящее время человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных катастроф, сопровождающихся гибелью людей. В мире не снижается количество погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов. Это связано с неумением населения предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях. (слайд 2)

Для выживания в сегодняшних кризисных условиях каждому человеку нужно ориентироваться в различных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких. Именно поэтому вопросы формирования личности безопасного типа выходят на первый план, и поэтому в последние годы актуальность преподавания основ безопасности жизнедеятельности значительно повышается.

В связи с этим хотелось бы вспомнить восточную мудрость: «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». (слайд 3)

Мой небольшой опыт работы преподавателем - организатором ОБЖ подтверждает, что на сегодня, пожалуй, нет такого сложного и до конца еще не освоенного предмета в образовании, каким является курс ОБЖ. Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Для того чтобы реализовать эти задачи, в своей работе я делаю акцент на деятельностный подход при работе с обучающимися. (слайд 4)

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. В процессе обучения по развивающей системе ученик выступает в роли деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя — создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться — того, что тормозит развитие.

Обозначу основные подходы, которыми я руководствуюсь в преподавании ОБЖ. Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны. Межпредметные связи помогают моим учащимся не просто заучивать материал на уроке, но и понимать его смысл, помогают повысить интеллектуальный уровень обучающихся.

Повышаю эффективность своих уроков с помощью организации межведомственного взаимодействия с организациями, деятельность которых изучается в курсе ОБЖ, в плане обеспечения безопасности жизнедеятельности, обороны государства и здоровья граждан: это пожарная часть, военный комиссариат, полиция, ГАИ (слайд 5,6)
Кабинет ОБЖ оборудован автоматизированным рабочим местом, и я имею возможность систематически проводить
Интернет - уроки, а именно, включаю материалы всемирной сети в содержание урока, таким образом формирую устойчивые мотивации школьников к обучению. Использование информационных технологий позволяет мне объяснять новый материал, выполнять практические работы, повторять пройденный материал.

В изучении курса ОБЖ ведущую роль играют передовые средства обучения. Это объясняется особенностями курса ОБЖ и прежде всего его многопрофильностью и практической направленностью.

Но более подробно хотелось бы остановиться на одном из основных средств обучения при изучении раздела «Основы медицинских знаний» - тренажере-манекене. По моему мнению, отказ от его использования влечет за собой неумение действовать в тяжелой жизненной ситуации (слайд 7,8)

Применяя на своих уроках такие средства обучения, хочется выделить ряд положительных факторов, значимость которых довольно высока:

безопасность обучения;

неограниченная возможность создания и моделирования различных ситуаций;

у обучающихся формируется четкое представление о приемах жизнеподдержания пострадавшего;

ускоренный процесс обучения ( слайд 9,10)

Как обучить ученика приемам оказания первой помощи при проведении искусственной вентиляции легких абсолютно безопасного для него самого? Как научить накладывать жгут безопасно для ребенка? Без применения тренажеров это невозможно. Ранее такие приемы как «Искусственная вентиляция легких», «Непрямой массаж сердца», «Наложение жгута» и многие другие приемы первой помощи в экстренных ситуациях не отрабатывались вообще или обучение проводилось с нарушением техники безопасности, подчас приводя к травме ребенка. Тренажеры-манекены сводят уровень травма опасности при обучении к нулю.

С применением тренажеров учитель получает возможность моделировать ситуации по своему усмотрению, создавая при этом различные картины происходящих событий. Педагог получает возможность обучить ребенка навыкам оказания первой помощи в быту и на улице. Разобрать ситуации на производстве и в разных сферах деятельности. Моделировать ситуации по месту произошедшего, виду транспорта, характеру видимых повреждений и т.д.

Все это позволяет сформировать у ребенка четкое представление о приемах оказания первой помощи. Применяя тренажеры системно и комплексно на уроках ОБЖ, учитель способен довести действия учащихся до автоматизма. Освоив, таким образом, все необходимое, ученик не будет тратить драгоценное время на лишние разговоры или действия. Он или она чётко знают, что им делать: в какую сторону повернуть голову, как перебинтовать пострадавшего, как остановить кровотечение, как наложить шину при переломе. Обучающийся сможет приступить к оказанию помощи без промедления, а это очень важно, так как во время спасения пострадавшего важна каждая секунда.

Проведение уроков ОБЖ с применением манекенов-тренажеров – это мощный стимул в обучении, средство позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность обучающихся, увеличить эффективность урока.

В тоже время есть ряд характерных ошибок учителей, применяющих на своих уроках манекены-тренажеры, которые в существенной степени снижают качество и эффективность их применения:

при обучении приемами поддержания жизни пострадавшего манекен расположен не на полу, а на приподнятой поверхности (стол, парта и т.п.);

манекен используется только в качестве наглядного материала, без практической части;

применение интерактивных функций тренажера с первых же занятий;

применение тренажера, только для обучения комплексу сердечно-легочной реанимации;

нарушение алгоритма действий при оказании первой помощи.(слайд 11,12)

Большое значение при обучении навыкам оказания первой помощи имеет правильное расположение манекена. Зачастую преподаватель располагает манекен на столе или парте, таким образом, у обучаемого формируется абсолютно неправильный навык. В реальной жизни пострадавший всегда лежит на земле или на полу, что существенно изменяет процесс оказания первой помощи. Пример, при обучении комплексу сердечно-легочной реанимации, важным элементом является сообщить учащимся о необходимости выполнения правильного наклона над пострадавшим, о необходимости выполнения компрессионных движений за счет мышц спины, а не за счет сгибания и разгибания рук. Работая с манекеном на парте ученику, приходится сгибать локти, что является грубой ошибкой. Моделируя такую ситуацию на полу в кабинете, педагог контролирует и угол наклона, и отсутствие сгибания рук в локтевых суставах. Обучаемый, проделав комплекс реанимации на полу, меньше утомляется, а также при выполнении упражнения таким образом на позвоночник ребенка ложится меньшая нагрузка.

Немаловажным является применение манекена не только в качестве наглядного материала на уроке. Ученик должен сам попробовать, ведь, как известно, теория без практики не работает. Многие ссылаются на недостаточность учебного времени на уроке, но это не может являться объективной причиной для отказа от практической части. Для решения этой проблемы, свои уроки можно построить, разбив учеников на группы и на станции, у каждой группы будет своя задача и свое время работы на станции, которое необходимо продумать заранее.

Еще одним заблуждением является применение тренажера только для проведения комплекса «Сердечно-легочной реанимации». Большинство тренажеров в школах, это полноценный манекен, выполненный в рост взрослого человека. Такой тренажер позволяет обучать навыкам, извлечения из транспортного средства, навыкам бинтования, наложения давящей повязки, жгута, навыкам извлечения инородного тела из дыхательных путей пострадавшего. Все это важно, так как неизвестно с чем возможно придется столкнуться обучаемому в жизни.

Применяя тренажер, важно не забывать о существующем алгоритме оказания первой помощи. Иногда при обучении педагог намеренно в целях экономии времени сокращает и не выполняет каждый этап в отдельности. В таких случаях необходимо после создания первоначального впечатления о приеме, напомнить с чего все начинается при оказании первой помощи и в какой последовательности выполняется.

Учитывая все вышеперечисленное, хочется сказать о необходимости обязательного применения манекенов-тренажеров на уроках ОБЖ при изучении раздела «Основы медицинских знаний». В тоже время учителям необходимо анализировать свою деятельность и стараться не допускать ошибок при обучении.(слайд 13)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.