Использование проектно-исследовательской деятельности
на уроках с младшими школьниками
(ФГОС)
Родительское собрание
«Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, он чувствует радость и обретает человеческую гордость.»
В.А.Сухомлинский
Проект
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата .
Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
(Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения)
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход.
Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.
Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте
Использование ПИТ способствует:
решению задач социальной адаптации младших школьников;
формированию коммуникативности (умению общаться со взрослыми и сверстниками);
развитию умения ставить и формулировать свои собственные цели и способы их достижения;
развитию положительной мотивации к обучению; созданию психологического комфорта для приобретения знаний, умений и навыков;
развитию индивидуальности, становлению личности, самосовершенствованию.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся.
В начальных классах родители – главные помощники в подготовке проекта.
Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Задача родителей – помогать ребёнку, а не делать работу вместо него.
Типология форм организации проектной деятельности
По виду деятельности. По содержанию
Монопредметный.
Метапредметный.
Надпредметный
Практико-ориентированный
Информационный
Исследовательский
Ролевой
Творческий
По длительности
Минипроекты
Краткосрочные
Среднесрочные
Долгосрочные
По количеству участников
Индивидуальный.
Парный.
Малогрупповой (до 5 человек).
Групповой (до 15 человек).
Коллективный (класс и более в рамках школы).
Использование ПИТ
Формы ПИТ:
экскурсии,
наблюдение, эксперимент,
уроки-минипроекты,
уроки-монопроекты,
уроки-исследования.
Виды исследовательских работ и способы деятельности учащихся:
сообщение,
доклад,
учебное исследование,
проект,
литературный обзор,
групповая работа,
ролевая игра,
самостоятельная работа.
1 этап. Подготовительный
2 этап. Планирование
3 этап. Исследование
4 этап.
Защита проекта
Этапы работы над проектом
Определение источников информации, формирование рабочих групп
Работа в библиотеке, с Интернетом, исследование, экскурсия, наблюдение
Определение способов сбора информации, планов работы
Урок-отчёт, сообщения, доклады, выставки рисунков, поделок
Уроки-проекты
«Красная книга растений и животных нашего края»
Отношение детей к проектно-исследовательской деятельности
Интересно ли было работать в группах?
(да - 100%)
Узнал ли ты для себя новое?
(да – 100%)
Хочешь продолжить исследование?
(да – 100%)
Отношение детей к проектно-исследовательской деятельности
Интересно – неинтересно
Нужно – ненужно
Приятно – неприятно
Полезно – бесполезно
Трудно – легко
Разнообразно – однообразно
Памятка
постановка проблемы, обоснование выбора;
тема проекта;
цель и задачи проекта;
гипотеза, предполагаемые результаты;
план работы;
продукт проекта;
итог проекта, выводы, рефлексия.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Задание: определите актуальность, проблему (гипотезу), цель, задачи, вид, возможный продукт проекта.
Источники проблем – противоречия между:
известным и малоизвестным
реальной ситуацией и идеальной
знаниями и умениями
сложностью задач и известными способами решения
потребностями и возможностями
Цель – решить проблему.
Задачи – как достичь цели
«Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
«Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
В.А.Сухомлинский
Спасибо за внимание, уважаемые родители!