Использование проектной деятельности в обучении математике
Использование проектной деятельности в обучении математике
Недавние изменения в обществе сформировали новый социальный порядок деятельности образовательной системы, который характеризуется тем, что сама способность извлекать информацию, работать с информацией, обрабатывать и отключать избыток и изолирование существенного, становится более значительным, чем само знание. В результате этих тенденций в настоящее время преобладает индивидуальность школьника, его способность к самоопределению и самореализации, принимать самостоятельные решения и доводить их до исполнения, анализировать и планировать собственную деятельность.
Важнейшим элементом образовательной системы является математическое образование. Значение математической науки в мире растет с каждым годом, поэтому высокий уровень математического образования является залогом успеха во всех сферах деятельности. Вместе с тем в последнее время отмечается некоторое снижение уровня математической подготовки школьников. Негативное отношение к этой науке формируется у учащихся в школе, что приводит к нежеланию продолжать изучение этого сложного предмета.
Большое количество разнообразной научной информации в разных областях, ее динамичное изменение делает невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе математики, в полном объеме. Использование проектной деятельности в обучении математике позволяет выйти за рамки устоявшихся традиционных подходов к обучению, работать в режиме, стимулирующем поиск новой информации, самостоятельную продуктивную деятельность, направленную на развитие
критического и творческого мышления учащихся.
Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, которая предполагает, с одной стороны, использование различных методов, а с другой стороны, интеграцию знаний и навыков из различных областей науки, техники и творческих областей. Работа по проектному методу предполагает не только наличие и осознание проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, который включает в себя четкое планирование действий, наличие плана или гипотезы для решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), то есть задачи для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты завершенных проектов должны быть, “осязаемыми”, предметными, то есть если это теоретическая проблема, то это конкретное решение, если практическое, то результат конкретный и практичный, готовый к использованию.
Для достижения этой цели необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя знания из других областей, навыки прогнозирования результатов и возможных последствий различных решений, навыки вывода причинно-следственных связей.
Следует отметить, что проектное обучение используется в современной педагогике не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Кроме того, метод проектов соответствует одной из главных задач школы, которая заключается не только в том, чтобы дать учащимся знания, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к учебе, стремление к самосовершенствованию и подготовить учащихся к жизни в современном обществе.
Считается, что метод проектов зародился в Соединенных Штатах во второй половине девятнадцатого века и его истоки связаны с исследованиями американского философа и педагога Джона Дьюи (1922). Основная идея, заложенная автором в методике, заключается в том, что обучение на активной основе посредством целенаправленной деятельности учащегося должно быть соотнесено с личной заинтересованностью школьника именно в этих знаниях. Согласно концепции Джона Дьюи (1922), обучение сводится к трудовой и игровой деятельности, где действие ребенка - это инструмент его познания через личное открытие и способ осознания истины. Результатом такого обучения должны стать навыки мышления. Навыки мышления понимались как способность к обучению.
Основной идеей было получение знаний при работе над проектами, главным в этой работе была самостоятельная деятельность детей, которая их интересовала. С учетом личностных особенностей у каждого ребенка был создан мотив к приобретению знаний посредством самостоятельной работы.
Критерии оценки
Наиболее сложным и наименее разработанным компонентом проектного метода являются критерии оценки проектной деятельности, без которых невозможно оценить эффективность любого метода. В предлагаемой методике оценки проектной деятельности специфические свойства и качества личности школьника оцениваются через их внешние проявления в ходе выполнения проекта и защиты проекта. Поэтому при разработке рассматриваются критерии оценки проектной деятельности учащихся, ее различные аспекты, и каждый из них имеет свой собственный набор критериев.
В свою очередь, аспекты оценки соответствуют объектам оценки:
- продукт (материализованный результат) - продукт, производительность, стенд и т.д;
- процесс (работа по реализации проекта) - защита проекта, пояснительная записка; видеоряд (эскизы, схемы, рисунки, графики, макеты и т.д.);
- дизайн проекта - пояснительная записка, видеоряд;
- защита проекта - процесс защиты проекта, поведение докладчика;
- менеджмент - материалы проекта.
Исходя из аспектов и объектов оценки, можно разработать следующие критерии оценки, которые можно разложить на три составляющие качества образования, а также три уровня сформированности компетенций:
2 - выше среднего, 1 - средний, 0 - ниже среднего.
1. Объективно-информационная составляющая (максимальное значение – 6 баллов):
- знание основных терминов и фактического материала по теме проекта (2 балла);
- знание существующих точек зрения (подходов) на проблему и путей ее решения (2 балла);
- знание источников информации (2 балла).
2. Деятельностно-коммуникативный компонент (максимальное значение – 14 баллов):
- умение определить проблему и обосновать ее актуальность (2 балла);
- умение формулировать цель, задачи (2 балла);
- умение сравнивать, обобщать и делать выводы (2 балла);
- умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и примеры (2 балла);
- способность соотносить результат (конечный продукт) с целью (2 балла);
- возможность поиска необходимой информации в различных источниках (2 балла);
- умение говорить быстро, эмоционально, свободно (2 балла).
3. Компонент ценностной ориентации (максимальное значение – 8 баллов):
- понимание актуальности темы и практической значимости работы (2 балла);
- выражение собственной позиции, ее обоснование (2 балла);
- возможность оценить достоверность полученной информации (2 балла);
- умение эффективно организовывать индивидуальное информационное и временное пространство (2 балла).
Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%). Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%). Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%). Максимально возможное количество баллов: 28.
В итоговой оценке учебного процесса школьник должен четко видеть: каковы были его успехи в освоении учебного материала в целом; на каком уровне он его усвоил; каковы его способности и навыки; какова оценка его творческой деятельности; в какой степени он способен проявить свои личные качества.
Ход и описание эксперимента
Проектная деятельность учащихся должна быть организована в соответствии со следующими этапами:
1. Организационный этап - ознакомление учащихся со спецификой проектной деятельности, разделение на группы.
2. Этап целеполагания - постановка целей, ознакомление с темой.
3. Подготовительный этап - составление плана работы по проекту, распределение функционала внутри групп.
4. Практический этап - поиск информации, подготовка результата проектной работы.
5. Этап презентации - представление и защита проекта в классе.
6. Заключительный этап - оценка результатов проектной деятельности.
Организационный Этап
На этом этапе школьники знакомятся со спецификой проектной деятельности, делятся на группы. Существует 5 групп: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, исследователи, историки. Разделение на группы основано на дифференцированном подходе. Самые сильные учащиеся объединены в группы “аналитики” и “следователи”.
Совместное приобретение знаний в процессе самостоятельного обучения позволяет сосредоточиться на формировании отношения детей друг с другом, развивает способность слушать и понимать, оказывать поддержку и устанавливать контакты.
Этап постановки целей
Этот этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Постановка цели - это выделение цели с помощью учителя.
Подготовительный Этап
Разработка проекта - это план действий по достижению поставленной цели. В ходе этой работы составляется план мероприятий по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план корректируется только в случае необходимости. Далее определяются основные разделы проекта. Здесь необходимо уточнить, что проектирование рассматривается как разработка, конкретная тема, результатом которой является определенный результат.
Распределены функции каждого участника проекта в каждой группе и определены руководители, ответственные за работу группы в целом.
Практический Этап
Этот этап самой проектной деятельности. Реализация проекта (конкретная практическая деятельность или ряд практических шагов к цели). Работа ведется в группах. Более того, работа может быть организована по-разному. Каждый раздел разрабатывается каждой группой по очереди. Тогда результат проектирования каждого раздела будет состоять из промежуточных продуктов деятельности групп. Такая форма организации удобна на первых уроках, когда школьники обучаются и требуется руководство преподавателя. В будущем каждой группе можно доверить развитие своего раздела и тем самым повысить степень самостоятельности детей.
На данном этапе очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый школьник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью. На данном этапе участники проекта активно пользуются Интернет-ресурсами не только для поиска информации, но и для взаимодействия, сотрудничества, ведь уровень развития современных интерактивных инструментов позволяет работать над проектом виртуально.
Этап Презентации
Этап презентации необходим для демонстрации результатов учащихся. Грамотная презентация конечного продукта в соответствии со всеми требованиями является наиболее выгодной и производит самое благоприятное впечатление. С другой стороны, хотя на первый взгляд кажется, что работа была направлена на создание определенного продукта, но результатом проектной деятельности является в первую очередь сам процесс, то есть то, как участники проекта работали в группах, осознавая себя, как они проявили свою самостоятельность, какими навыками и умениями овладели.
Если рассматривать этот вопрос в таком ключе, то результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.
Например, группа с условным названием “Аналитики” представляет медиа-презентацию в виде новостной программы с элементами интервью, дети придумывают название программы и передают атмосферу журналистского телешоу. “Экспериментаторы” с помощью ролевой игры показывают, как работают правила математики. “Иллюстраторы” для демонстрации математических правил показывают коллаж с фотографии в различных масштабах. «Следователи» представляют кроссворд, полный и подробный, охватывающий все термины темы. “Историки“ могут показать инсценировку о математиках древности.
Заключительный Этап
Это самоанализ проектной деятельности. Во время самоанализа учащиеся рассматривают положительные и отрицательные аспекты их деятельности. Происходит подведение итогов работы в целом.
В заключении
Использование метода проектов позволило изменить подход к преподаванию математики. Следует отметить, что школьники приобретают не только необходимые знания по теме, но и улучшают свои коммуникативные и исследовательские навыки, а также понимают, как обучение связано с практикой. Более того, многим школьникам удается реализовать свой творческий потенциал, попробовать свои силы в различных профессиональных ролях (актер, журналист, фотомастер и т.д.). Следует учитывать, что результатом успешной проектной деятельности является скоординированная работа на всех этапах, то есть ценность имеет не только конечный продукт, но и сам процесс работы над проектом.
Работая над проектом, не следует упускать из виду тот факт, что приобретение математических знаний и навыков имеет первостепенное значение. Ведь главной задачей должно быть сохранение математической составляющей, подчеркивание ключевых идей по осваиваемой теме.
Подводя итог по использованию проектной деятельности на уроках математики, следует отметить, что, хотя она и не является принципиально новой в педагогической практике, она считается образовательной технологией XXI века, поскольку обеспечивает способность адаптироваться в быстро меняющемся мире. С точки зрения этой проблемы главной задачей преподавателя является не только предоставление готовых знаний и формирование базовых навыков, но и предоставление учащимся возможности использовать и развивать когнитивные способности, которыми они уже обладают.
Основным результатом внедрения проектной деятельности в преподавание математики, является очевидное повышение эффективности преподавания соответствующих разделов школьной программы по математике, следовательно, данный метод может стать одной из базовых технологий проблемного обучения. Таким образом, в современной педагогике проектная деятельность приобретает особое значение, поскольку позволяет стимулировать интерес школьников за счет нестандартного подхода к изучению материала и повышает мотивацию детей к овладению новыми знаниями, а также развивает творческие способности за счет создания проектного продукта.