Предварительный просмотр презентации
Межмуниципальный методический семинар «Точка Роста» Мастер-класс Использование цифровой лаборатории «Интлер» в проектной деятельности Урок – исследование с применением проектной технологии «ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ» Учитель Бабанина Ираида Александровна
Цель урока: Применение лабораторного и диагностического оборудования «Точка Роста» в исследовательском проекте краеведческой направленности
Задачи: Обучить технологии проектной деятельности в процессе исследовательской работы. Исследовать качество воды из местных источников питьевой воды лабораторными и органолептическими методами. Сформировать навыки работы с лабораторным оборудованием «Интлер» образовательного центра «Точка Роста» Формировать коммуникативные качества учащихся, их креативность и коммуникабельность в процессе создания и защиты творческого исследовательского проекта.
Актуальность 22 марта - всемирный день водных ресурсов Всемирный день водных ресурсов - ежегодное мероприятие Организации Объединённых Наций, посвящённое значению пресной воды, которое проходит ежегодно с 1993 года 22 марта. Этот день отмечается в ознаменование важности пресной воды и служит повышению осведомлённости о том, что 2,2 миллиарда человек живут без доступа к безопасным водным ресурсам. Вода необходима не только, чтобы утолить жажду и помочь в сохранении жизни и здоровья. Водные ресурсы также имеют огромное значение во всех сферах экономического, социального и человеческого развития. Однако, существует не только проблема нехватки пресной воды, но и снижение ее качества по многим показателям.
УЧЕНИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ» Цель: исследовать природные особенности источников питьевой воды, определить и сравнить качество водопроводной и родниковой воды при помощи высокотехнологического оборудования «Точка Роста» Задачи: Определить источники питьевой воды на территории Новоспасского сельского совета Исследовать и сравнить качество водопроводной и родниковой воды при помощи высокотехнологического оборудования «Точка Роста». Сделать выводы о качестве питьевой воды из различных источников, пригодности их для использования в хозяйственных нуждах.
Исследовательская работа ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Источник №1 (проба №1) - родник в с. Иловай-Бригадирское Источник №2 (проба №2) – колодец в с. Новоспасское Источник №3 (проба №3) – водопровод в п. Заводской ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: качество воды ГИПОТЕЗА: РОДНИКОВАЯ ВОДА ПО КАЧЕСТВУ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ ВОДОПРОВОДНОЙ
Источник №1 Родник в с. Иловай-Бригадирское Родник расположен на берегу ручья Бочаг, на северной окраине села Иловай-Бригадирское Первомайского района Тамбовской области. К роднику ведет грунтовая, хорошо наезженная дорога. Он находится за огородами улицы Заречной и за лугом, примыкающим к реке. Родник пользуется большой популярностью не только среди окрестных жителей, к нему за водой приезжают из соседних сел. И даже городские жители, дачники из Москвы, Мичуринска, п. Первомайский стараются набрать домой воды из этого родника. Исследования показали, что вода в роднике очень вкусная, чистая, без примесей, холодная. Родник надежно защищен со всех сторон. Он закрыт металлическим кольцом с крышкой. Вода истекает со скоростью 0,2 л/сек из металлической трубки. К роднику по склону ведут металлические ступеньки с решетками. В 2014 году над родником поставили сень, настелили пол, установили скамейки, сделали удобную лестницу для спуска к роднику; Администрацией сельсовета была обустроена кабина для купания. Местные жители направили в адрес епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена письмо с просьбой освятить источник. Владыка совершил чин малого освящения воды в день Рождества Пресвятой Богородицы , нарек источник в честь преподобного Сергия Радонежского. Местные жители заботятся об этом роднике. Загрязняющих объектов и веществ мы не обнаружили .
Родник в с. Иловай-Бригадирское
Источник №2 Колодец с питьевой водой в с. Новоспасское Колодец с питьевой водой находится на перекрестке ул. Советская и Набережная в с. Новоспасское Первомайского района Он расположен недалеко от притока реки Иловай – Сухой Иловай. К данному источнику ведет асфальтированная дорога и удобная тропинка. Жилых домов рядом нет. Колодец расположен в бетонных кольцах, сверху защищен плотно прилегающей металлической крышкой. Рядом с колодцем стоит удобная скамейка. Колодец пользуется не меньшей популярностью у местных жителей. Многие люди из соседних населенных пунктов приходят и приезжают к колодцу за чистой и вкусной водой.
Колодец в с. Новоспасское
Источник №3 – водопроводная вода В п. Заводской находятся несколько водонапорных башен, вода из которых поступает в дома жителей поселка. Она используется для питья, орошения, хозяйственных нужд местных жителей, а также для работы организаций и предприятий. Водопроводная вода из башни в п. Заводской поступает и в нашу школу. Она используется здесь для питья, приготовления пищи, уборки помещений и прочих нужд филиала №2 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п. Заводской.
Водонапорные башни в п. Заводской
Образцы проб воды
Исследуемые свойства воды: Изучаемое свойство Метод исследования Единицы измерения Прозрачность (светопроводимость воды) Органолептический (шрифт Снеллена) Колориметром цифровой лаборатории Сантиметры (см) Температура Датчиком температуры цифровой лаборатории Градус по Цельсию Цвет Органолептический Градус цветности от 0 до 120 Запах Органолептический Баллы от 0 до 5 Вкус Органолептический Баллы от 0 до 5 Водородный показатель качества воды - рН (кислотность) Датчиком рН – метра цифровой лаборатории рН – число единиц Жесткость Датчиком рН – метра цифровой лаборатории; Мыльным раствором градус жесткости (1°Ж), величина которого соответствует 1 мг-экв./л.
Преимущества цифровых лабораторий Помощь преподавателю. Для учителя цифровая лаборатория – это настоящее спасение, особенно при работе с большим классом, при необходимости донести информацию каждому ученику. Данное оборудование обязательно привлечет внимание учеников, что обеспечит качественную подачу материала учителем и взаимодействие с детьми. Наглядность и красочность материала. Дети и подростки воспринимают цветные иллюстрации куда охотнее, чем сухой текст. Цифровые лаборатории подают результаты опытов на экран в виде диаграмм, рисунков и графиков, что лучше скажется на усвоении материала. Развитие любознательности с малых лет. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» рассчитана на дошкольников и учеников младших классов. В итоге повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ № П.П. СВОЙСТВО ПРОБА №1 ПРОБА №2 ПРОБА №3 1 Прозрачность (светопроводимость воды) 2 Цвет 3 Температура (градус по Цельсию) 4 Запах 5 Вкус 6 Водородный показатель качества воды - рН (кислотность) 7 Жесткость
Прозрачность прозрачная; слабоопалесци-рующая; слегка мутная; мутная; сильно мутная
Цвет
Температура
Запах и вкус
Кислотность Согласно Государственным санитарным нормам, оптимальный показатель pH для питьевой воды от 6,5 до 8,5 единиц.
Жесткость
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ № П.П. СВОЙСТВО ПРОБА №1 ПРОБА №2 ПРОБА №3 1 Прозрачность (светопроводимость воды) Прозрачная Прозрачная Прозрачная 2 Цвет Бесцветная Бесцветная Бесцветная 3 Температура 19°С 19°С 19°С 4 Запах 0 0 1 5 Вкус 0 0 1 6 Водородный показатель качества воды - рН (кислотность) 6,5 слабощелочная 6,5 слабощелочная 6 щелочная 7 Жесткость 6 средняя 5 средняя 9 жесткая
ВЫВОД Исследование показало, что качество воды в исследуемых источниках соответствуют ГОСТу. Вода по исследуемым показателям пригодна для хозяйственного использования, в том числе и для питья. Вода из родника и колодца более качественная по всем параметрам. Водопроводная вода требует дополнительного смягчения и фильтрации, так как ее жесткость более высокая и имеется незначительный привкус железа, что возможно связано с устаревшими водопроводными магистралями в поселке. Для сохранения качества воды в природных источниках, необходимо проведение экологических природоохранных мероприятий на примыкающей к ним территории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Гипотеза подтвердилась: Родниковая вода отличается более высоким качеством по сравнению с водопроводной.
Цифровые лаборатории «Интлер» подходят для организации учебного процесса у детей любого возраста. позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах дают возможность производить удобную обработку результатов. обладают мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях». способствуют формированию творческой активности, самостоятельности, креативного мышления.