ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Учитывая, что в настоящее время бурно развиваются процессы национального самосознания народа и все чаще возникают вопросы: «Кто мы?», «Каковы наши истоки?», «На каких национальных обычаях, традициях воспитывать наших детей?», «Как сохранить свою индивидуальность, язык и культуру?», идёт целенаправленное использование регионального национального компонента на уроках иностранного языка, что стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся, обогащает их знания о малой родине, воспитывает патриотизм.
Урок английского языка «Фестиваль в Ханты - Мансийске» был разработан для старшеклассников с учётом их интересов и способностей. Цель урока определена как развитие коммуникативной компетенции у старших школьников на краеведческом материале.
Задачами урока являются:
-учебная - ввести и активизировать новые лексические единицы согласно теме;
-развивающая - развивать навыки аудирования с целью понимания основного содержания прослушанного, навыки говорения с целью выражения основного содержания прослушанного, а также умения говорения по теме; формировать УУД;
-воспитательная - способствовать формированию положительной мотивации в изучении иностранного языка и развитию положительного отношения к культуре, традициям и истории коренных народов Севера. В основе содержания урока - материал о жизни коренных народов Севера.
Урок состоит из восьми этапов: организационный момент, целеполагание, фонетическая и речевая зарядка, этап снятия трудностей перед прослушиванием, слушание, активизация лексического материала, говорение, рефлексия. Этап целеполагания на данном уроке начинается с объявления в местной газете «Варта» о проведении пятого международного фестиваля финно-угорских народов и предлагает посетить его. Поэтому форма урока может быть определена как виртуальная экскурсия на фестиваль. Настроиться на содержание урока обучающимся помогает слайдовое видео о жизни и быте ханты и манси. За кадром звучит колыбельная песня ханты, которая создаёт эмоциональный настрой и погружает обучающихся в языковое пространство. Обучающимся предлагается определить цель урока и написать её на розданных рисованных символах народов ханты и манси: чумы, сани, олени, рыба, лодки... Затем обучающиеся выходят к доске и прикрепляют символы к ней, создавая картину национального стойбища ханты или манси. Обобщая записанное, школьники делают вывод, что цель у всех одна - узнать больше о жизни народов Севера с помощью развития коммуникативной компетенции. Следующий этап предлагает обучающимся освоить необходимый тематический языковой материал, и учитель предлагает просмотреть презентацию, содержащую иллюстрационный материал о фестивале финно-угорских народов с английским сопровождением. На этапе снятия трудностей перед прослушиванием используется метод активного обучения (АМО). Обучающимся предлагается просмотреть видео с информацией о пятом международном фестивале финно-угорских народов без звукового сопровождения (можно видеофрагмент) и заполнить таблицу. Благодаря видео, а также информационным титрам, обучающиеся легко и точно заполняют таблицу - как называется данное событие, какова причина проведения фестиваля, кто посетил фестиваль, где он проходит. Отсутствие звукового сопровождения вызывает интерес и снимает напряжение у неуверенных в знаниях обучающихся. Для проверки точности заполнения рекомендуется проверить записи. С применением разноуровневой технологии можно прослушать по одному предложению, в то время как некоторые обучающиеся готовы описать событие связным монологом. На этапе слушания задания последовательность упражнений была построена по принципу от простого к сложному. Была проведена речевая подготовка, выполнены упражнения на выбор подходящего заголовка из нескольких предложенных, упражнения на содержание прослушанного (установление верных - неверных соответствий и определение правильной последовательности частей текста в соответствии с содержанием), упражнения на развитие навыков группового взаимодействия. Следующий этап работы с прослушанной информацией - это совершенствование навыков монологической и диалогической речи. Погружение в подготовленную речь началось с выполнения разноуровневого задания. Обучающиеся самостоятельно могут выбрать один из предложенных уровней: записать ответ рядом с вопросом, объединить ответы в рассказ с помощью опоры представить информацию, и, наконец, представить информацию без опоры. Для поддержания интереса на этапе используются визуальные упражнения, раздаточный материал, которые соответствуют принципу наглядности обучения. Этап рефлексии подводит итоги урока путём вопросно-ответного приёма на основе проработанного материала урока. В конце урока обучающиеся получают разноцветные стикеры, которые соотносят с наиболее удавшимися моментами урока: говорение, письмо (заполнение таблицы), слушание, ознакомление с новыми словами и новыми интересными фактами из жизни северных народов. В итоге на доске вырисовывается диаграмма из стикеров.
Ребята самостоятельно подводят итог усвоения материала данного урока. Урок при всей своей доступности в восприятии и реализации материала имеет достаточно высокий уровень сложности. Этот уровень достигается соблюдением и реализацией основных дидактических принципов, в том числе организацией разноуровневого обучения. Интеграция культуры края во время урока осуществляется через включение краеведческой информации из разных предметных областей, а именно истории и географии. Урок иностранного языка оценивается по тому, насколько он насыщен языковым материалом и плотным ритмом проведения, которые непременно являются одной из ведущих характеристик продуктивности урока. Проблемная ситуация и способность класса активно участвовать в ее разрешении, соотнесенность приемов работы, всей методической инструментовки с характером темы и уровнем класса, разнообразие и оправданность видов деятельности, органичное включение в урок аудио и видеоматериалов, очевидность движения в развитии каждого ученика - таковы основные параметры, по которым был оценён данный урок. Использование регионального национального компонента в обучении иностранному языку, несомненно, повышает эффективность педагогического процесса, воспитывает патриотические чувства обучающихся.