Реализация принципов системно-деятельностного подхода через урочную деятельность (из опыта работы)

4
1
Материал опубликован 27 March 2016

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(краткое описание опыта работы)


 

« Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

ВВЕДЕНИЕ

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования.

Традиционное обучение ориентировано на формирование определенной суммы знаний учащихся. Однако, в настоящее время достаточно часто приходится сталкиваться с функциональной неграмотностью - явлениями неприменения человеком нужных знаний в конкретных жизненных ситуациях. Выявляется слабая практическая и гуманитарная ориентация школьных знаний.

Противоречия системы образования

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы!

А учит ли этому школа?

Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения.

Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)

Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Структура традиционного урока

1. Учитель проверяет д/з учеников

2. Учитель объявляет новую тему

3. Учитель объясняет новую тему

4. Учитель организует закрепление знаний учениками

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

В итоге создаются благоприятные дидактические условия. Но проблема в том, что обучающиеся перегружены учебными занятиями, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Анализ успеваемости за последние годы показал, что качественная успеваемость снижается в среднем звене. Возникло противоречие между деятельностью обучающихся на уроке и результативностью по предмету.

Это определило проблему: отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время деятельности обучающихся.

Цель моей работы: выявить методы, способы и формы организации деятельности обучающихся как средство повышения мотивации к предмету, развития у школьников системного мышления, формирования свободной личности.

Задачи:

1.Проанализировать и оценить основные положения деятельностного подхода в обучении

2. Выявить возможности применения системно-деятельностного подхода в школьных курсах географии и биологии.

3. Подобрать технологии обучения в школьных курсах естественнонаучного цикла, соответствующие требованиям системно-деятельностного подхода.

4. Подготовить методические разработки уроков в соответствии с учетом целей и задач обучении и воспитания, условий образовательной деятельности, запросов общества

5. Разработать задания для выполнения уровня творческого мышления, в т.ч. проблемные, подобрать актуальные темы проектов

6. Сформировать диагностический инструментарий для оценки продуктивности использования образовательных технологий.

 

СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Системный подход как общенаучный метод

Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятель­ности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный метод неза­меним в познании и конструировании сложных динамических целостностей.

На современном этапе развития науки теоретические разработки систем­ного подхода и использование его как метода уже настолько широки, что можно говорить об общенаучном «системном движении», имеющем ряд на­правлений.

Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в на­уке, является бурный рост количества информации — «информационный взрыв». «Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с по­мощью системной реорганизации знания» (А.И. Уемов).

Системный подход выступает как средство формирова­ния целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром. Видимо, наука приближается к тому вит­ку своего развития, который аналогичен состоянию знания в античное время, когда существовала целостная, нерасчлененная совокупность знаний о мире, но более высок по уровню, отвечает новому планетарному мышлению.

В чем же суть системного подхода, чем обусловлена его эффективность как метода? Особенность системного подхода обусловлена тем, что рассмотрение объекта как системы означает рассмотрение его только в определенном отношении, в том отношении, в ко­тором объект выступает как система. Системные знания - это результат по­знания объекта не в целом, а определенного «среза» с него, произведенного в соответствии с системными характеристиками объекта.

В последнее время представители гуманитарных областей знания стали обращать внимание на деятельностный подход как метод решения научных проблем. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, мето­дологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» (Э.Г. Юдин).

Говоря о соотношении системного и деятельностного подходов, следует сразу отметить, что последний по сфере использования уже: его применение ог­раничено рамками науки о социуме, ибо «деятельность есть специфически че­ловеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание ко­торой — целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Э.Г. Юдин). Вместе с тем идея деятель­ности и идея системности тесно связаны, тяготеют друг к другу. В соедине­нии с системным деятельностный подход обретает большую эффективность, методологически усиливается.

Имеет смысл остановиться на основных понятиях теории систем.

Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточ­ное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определен­ных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находя­щихся в целесообразных отношениях друг с другом.

Элемент - внутренняя исходная единица, функциональная часть систе­мы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы. «Элементарность» элемента состоит в том, что он есть предел членения дан­ной системы, поскольку его внутреннее строение в данной системе игнори­руется, и он выступает в ней в качестве такого явления, которое в философии характеризуют как простое. Хотя в иерархических системах элемент тоже мо­жет быть рассмотрен как система. А от части элемент отличает то, что слово «часть» указывает лишь на внутреннюю принадлежность чего-либо объекту, а «элемент» всегда обозначает функциональную единицу. Всякий элемент — часть, но не всякая частьэлемент.

Состав - полная (необходимая и достаточная) совокупность элементов системы, взятая вне ее структуры, то есть набор элементов.

Структура - отношения между элементами в системе, необходимые и до­статочные для того, чтобы система достигла цели.

Функции - способы достижения цели, основанные на целесообразных свойствах системы.

Функционирование - процесс реализации целесообразных свойств систе­мы, обеспечивающий ей достижение цели.

Цель — это то, чего система должна достигнуть на основе своего функци­онирования. Целью может быть определенное состояние системы или иной продукт ее функционирования. Цель - системообразующий фак­тор. Объект выступает как систе­ма лишь относительно своей цели. Цель, требуя для своего достижения опре­деленных функций, обусловливает через них состав и структуру системы. К примеру, является ли системой груда строительных материалов? Всякий абсолютный ответ был бы неверным. В отношении цели жилья — нет. А вот как баррикада, укрытие, вероятно, да. Грудой строительных материалов нель­зя пользоваться как домом, даже при наличии всех необходимых элементов, по той причине, что между элементами нет нужных пространственных отно­шений, то есть структуры. А без структуры они представляют собой только состав - совокупность необходимых элементов.

Системный подход имеет два аспекта: познавательный (описательный) и конструктивный (используемый при создании систем). У каждого из этих ас­пектов — свой алгоритм реализации. При описательном подходе внешние про­явления системы (ее целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство — состав и структуру. При проектировании же системы процесс идет по следующим кате­гориальным ступеням: проблемная ситуация - цель - функция - состав и структура - внешние условия. В то же время конструктивный и описательный аспекты системного подхода тесно связаны и взаимодополняют друг друга.

Основной формой организации обучения остается урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода,  необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока. В основе педагогических приемов и  техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Структура уроков введения нового знания и особенности некоторых его этапов в рамках системно-деятельностного подхода

1. Мотивационно-целевой этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется: ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действия, фиксация индивидуального затруднения и установление причин затруднения – тех конкретных знаний или способов деятельности, которых недостает для решения учебной задачи. Затруднение и будет целью. В этом случае актуальной становится осознанная школьником необходимость и возможность дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, овладеть новым способом или открыть его. Установив, какой именно информации недостает, учащиеся в коммуникативной форме обдумывают, каким способом можно ее получить, т.е. проектируют будущие учебные действия: согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а далее и с помощью исследовательских методов.

2.Процессуальный этап. На данном этапе осуществляется разрешение возникшего противоречия через реализацию построенного проекта. В зависимости от сложности задания работа организуется в коллективной, парной или индивидуальной форме. Результаты работы в виде продукта деятельности (устного ответа или знаковой модели) обсуждаются, сопоставляются, уточняются, корректируются через наводящие вопросы и сопоставления. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате выполнения задания уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

На данном этапе используется и индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. В завершении организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершениеисоотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. В зависимости от содержания, характера и результатов деятельности используются различные виды рефлексии:

познавательная – что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…;
- социальная – как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…;
- психологическая – как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…

Структура уроков ведения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения

Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Данная структура урока помогает учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.

Критерии результативности урока

Цели задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

Систематическое осуществление рефлексивного действия

Разнообразие форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности обучающих

Использование технологии диалога

Эффективное сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения

Четкие критерии самоконтроля и самооценки

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя специальные приемы

Оценивается реальное продвижение каждого ученика, поощряются минимальные успехи

Учитель планирует коммуникативные задачи

Учитель принимает и поощряет собственную позицию ученика, обучает корректной форме ее выражения

Стиль отношений создает атмосферу сотрудничества, психологического комфорта

Осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик»

Технологии деятельностного подхода

При организации системно–деятельного подхода на уроках использую следующие технологии:

Технологии мыслительной деятельности. Мы и наши учащиеся стоим перед проблемой выбора информации. В своей деятельности больший акцент я делаю на технологии развития критического мышления. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. На современном этапе предлагается множество разных интересных приемов, техник и способов активизировать мыслительную деятельность (технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ), стратегии технологии развития критического мышления (ТРКМ),  коллективная мыследеятельность, логико-смысловое моделирование и т.д.).

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами.

Технология проблемного обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, формируются умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

К урокам биологии мною собран богатый материал проблемных заданий и для курса «Многообразие живых организмов» (использование фольклорного материала при изучении Царств Растения и Животные) а так же для раздела «Человек и его здоровье» (интересные факты о строении и жизнедеятельности органов и систем, «Мир человека в математических задачах»)

К урокам географии подобраны отрывки из произведений русской и мировой художественной литературы в качестве и эпиграфов к урокам, и заданий проблемного и творческого характера

Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Работа над проектом всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний.

Специфика предметов естественного цикла позволяет использовать данную технологию и на уроке, и во внеурочное время. Ребята с удовольствием и работают над проектами, и защищают их на конференциях разного уровня.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Помимо этого я задалась целью исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута гипотеза: если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:

умение ставить вопросы;

умение выделить главное;

умение делать сравнение;

умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Для оценивания результативности были разработаны критерии:

развитие логического мышления

развитие критического мышления

применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях.

В ходе работы подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики.

Критерии

Показатели

Параметры

Методы отсле-живания 

1.Развитие критического мышления

1.Умение ставить вопрос

Допустимый уровень – умение ставить разные типы вопросов. 
Средний уровень – умение ставить простые вопросы и обобщающие. 
Низкий уровень – умение ставить только простые вопросы.

-стратегия «Вопросительные слова»

2. Умение работать с информацией

Допустимый уровень – умение систематизировать информацию до знакомства с основным источником, умение работать с новой информацией самостоятельно. 
Средний уровень – те же умения, но с помощью группы учащихся. 
Низкий уровень – не сформированы данные умения.

-приемы «Составление кластера», «Маркировка текста» 
 

2.Развитие логического мышления

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

В ходе тестирования выясняют какие мыслительные операции потребовались при решении задач, чтобы прийти к правильным обобщениям

Методика «Обобщение»

http://hr9.narod.ru/

Metodyo/obobshcenie.html

Словесно – логическое мышление

0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 высокий

Методика «Тип мышления» (Г,Резяпкина)

3.Применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях

Способность проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности других.

 

Метод наблюдения

Наряду с методиками, указанными в таблице, мною применяется такой метод исследования, как педагогическое наблюдение. Я наблюдала за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Такая работа ума развивает следующие качества:

готовность к планированию; 
• наблюдение за собственными действиями; 
• поиск компромиссных решений; 
• готовность исправлять свои ошибки; 
• настойчивость в достижении цели.

Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизненных различных ситуациях. Установка на критическое мышление формирует такие качества у школьников.

Результаты исследования, хотя еще пока и незначительные, показывают, что использование технологии развития критического мышления развивает мыслительную деятельность учащихся, формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Методы и приёмы технологии способствуют: 
• лучшему запоминанию изученного материала; 
• активизируют деятельность учащихся на уроке; 
• формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.

 

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НОВОЙ ПАРАДИГМЕ.

Изменение целевых ориентиров деятельности системы образования требует изменения форм и средств контроля.

Основанием для построения системы мониторинга стал тезис, сформулированный Л.А. Венгером, о том, что “диагностика - это лишь термометр, позволяющий установить, соответствует ли уровень развития ребенка средневозрастной норме или отклоняется от нее в ту или другую сторону”. При этом “уровень развития” мы понимаем в широком смысле - как соответствие исследуемых формально-мыслительных, ценностных и содержательных параметров эталонным (средним в возрастной группе). Таким образом, целью данной системы мониторинга является диагностика результатов обучения, выявление условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.

Необходимым для деятельности системы образования является разработка критериев и унифицированных средств контроля, позволяющих проводить анализ качества результатов обучения. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы является компьютерное средство мониторинга успеваемости - “Электронное приложение к учебникам”.

Основными целями электронного приложения к учебникам являются:

1) предоставление учителю объективной экспертной информации об уровне подготовки класса по каждому навыку на основе сравнительного анализа результатов класса и возрастной группы;

2) своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития каждого ученика и класса в целом на протяжении всего учебного года, что позволит учителю эффективно управлять учебным процессом, учитывая текущую ситуацию в классе и обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку;

3) устранение негативных моментов в системе отношений между всеми звеньями образовательной системы как внутри школы, так и за ее пределами, вытекающими из рассогласованности критериев оценивания и отсутствия универсальных средств мониторинга успеваемости;

4) включение компьютера в арсенал педагогических средств учителя, что не только усовершенствует всю его дальнейшую деятельность, но и создаст благоприятные условия для реализации программ по широкомасштабной компьютеризации современной школы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом данной работы является стабильный интерес обучающихся к предмету, активное участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального и всероссийского уровней

В результате использования методов, средст, сочетание различных технологий системно – деятельностного подхода наблюдается повышение мотивации обучающихся к предмету и динамика качества успеваемости.

Выпускники ежегодно выбирают сдачу экзамена по биологии и географии и показывают хорошие результаты и продолжают обучение в высших учебных заведениях, выбрав предмет сферой своей будущей профессиональной деятельности.

Работая над темой в течении трех лет я пришла к выводам:

1. Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся учебные и общеучебные компетенции.

2. Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся.

3. Подготовить выпускников к успешной сдачи выпускных экзаменов ГИА, ЕГЭ.

Таким образом, особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности. В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
  2. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. — Красноярск, 2004. — 112 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.
  4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
  5. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. – 2010. – №6 с. 2-11.
  6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
  7. Технологии деятельностного подхода в обучении: выбор и возможности использования на различных этапах урока. Методические рекомендации. – ХК ИРО, 2013
  8. Селихова Т.Ю. Системно-деятельностный подход на уроке. https://sites.google.com
  9. Гин. А.А. Приемы педагогической техники. https://docs.google.com/document
  10. Серебренникова Г.В. Приемы педагогической техники. http://www.openclass.ru/node/67368
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Для меня, как для молодого специалиста, эта информация актуальна! Вся необходимая информация по вопросу системно-деятельностного подхода изложена в одной статье!Спасибо за отличный материал!

29 January 2017

Похожие публикации