Предварительный просмотр презентации
МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
К . Д. Ушинский писал: К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В наше время хорошая память это один из залогов успеха. При этом важно понимать, что память не дар, это навык! А навыки, как мы знаем, можно и нужно тренировать. И помочь в этом может методика "Мнемотехника ". Данная методика направлена на формирование у дошкольников навыков эффективного запоминания текстовой информации и овладение приёмами, позволяющими в полном объёме и с высокой степенью точности запоминать сложную, объёмную и мало структурированную информацию (тексты, стихотворения, цифры, фамилии, названия и т.п.).
Проблема речи детей дошкольного возраста: Недостаточный словарный запас; Употребление нелитературных слов и выражений; Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; Неспособность построить монолог; Односложная речь; Отсутствие навыков культуры речи, Плохая дикция.
МНЕМОТЕХНИКА - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Цель обучения мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи
Основные задачи мнемотехники: Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые художественные произведения; Развивать у детей психические процессы; Развивать у детей сообразительность, наблюдательность; Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач; Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
МНЕМОТАБЛИЦА – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы могут использоваться Для обогащения словарного запаса; При обучении составления рассказа; При пересказа художественной литературы; При отгадывании и загадывании загадок; При заучивании стихов, скороговорок, чистоговорок.
Последовательность работы с мнемотаблицами: Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Разучивание стихотворений: На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник. «ВЕСНА»
Заучивание стихов: «Новый Год» Встали девочки в кружок, встали и примолкли. Дед Мороз огни зажёг на высокой ёлке. Наверху - звезда, бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, пусть горит всегда!
Пересказ сказок:
Описательные рассказы по лексическим темам:
Обогащения словарного запаса
Рассказы по мнемотаблицам:
У ДЕТЕЙ РАСШИРЯЕТСЯ КРУГ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ; ПОЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТЫ, ПРИДУМЫВАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ; ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС К ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ И ПОТЕШЕК, СКОРОГОВОРОК, ЗАГАДОК; СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ВЫХОДИТ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ; ДЕТИ ПРЕОДОЛЕВАЮТ РОБОСТЬ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, УЧАТСЯ СВОБОДНО ДЕРЖАТЬСЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. Итоговый результат: