Статья «Использование современных форм и методов профориентационной работы в образовательном учреждении СПО»

2
0
Материал опубликован 23 January 2020

Использование современных форм и методов профориентационной работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования (на примере ГБПОУ ВО «Бобровский аграрно-индустриальный колледж имени М.Ф. Тимшовой»)

Брагина Наталья Александровна

ГБПОУ ВО «БАИК»

г.Бобров, Воронежская облать


Роль практической профориентации в нашей стране приобретает особую актуальность и значимость. Данные услуги все больше востребованы населением, и этому есть ряд причин. Во-первых, мир профессий стал более дифференцированным, количество образовательных организаций и направлений работы увеличилось в разы. Поэтому для многих делать профессиональный выбор стало все сложнее, соответственно, актуальность помощи в этом возросла.

На сегодняшний день «Бобровский аграрно-индустриальный колледж» в своей работе выделяет и использует четыре подхода к профориентации:

информационный;

диагностико-консультационный;

развивающий;

активизирующий.

t1579809839aa.png

Информационный подход. Его цель – обеспечение абитуриента разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

Примеры:

образовательные выставки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, встречи со специалистами, представителями различных организаций, презентации, семинары, посвященные профориентационной тематике;

справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы;

сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий, полезные статьи, рейтинги образовательных организаций и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы;

поисковые системы в интернете – банки вакансий для соискателей и работодателей.

Сегодня недостатка в информации нет. Бурно развивается интернет, обширный и постоянно обновляемый источник сведений обо всем, включая профессии, образовательные организации и организации-работодатели. У человека, выбирающего профессию или место работы, есть все для самостоятельного поиска информации, главное – это уметь искать и четко понимать, что же ему нужно.

Диагностико-консультационный подход. Его цель – установление соответствия абитуриента тому или иному виду деятельности путем сопоставления его особенностей и требований к профессиям.

Примеры:

интервью-собеседование и анкетирование;

профориентационное и психологическое консультирование;

профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции).

Этот подход применяется в профориентации для выбора профильного обучения, учебного заведения, профессии, сферы деятельности, карьерного консультирования и т. п.; также диагностико-консультационные методы применяются в сфере HR для отбора кандидатов, аттестации сотрудников, формирования команды, исследования степени удовлетворенности персонала и т. п. В случае компьютерной диагностики максимальная результативность этого метода достигается благодаря индивидуальной консультации психолога по результатам тестирования.

Развивающий подход. Его цель – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.

Примеры:

тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения («Моя профессия», «Облака знаний», «Внимание-сила» и другие тренинги);

деловые оргдеятельностные игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе;

коучинг;

психотехнические упражнения, развивающие навыки саморегуляции;

компьютерные программы («Интеллект-тренажер»);

обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда.

Развивающий подход актуален как для подростков, так и для взрослых.

Подросткам он помогает преодолеть неуверенность в себе, чувство неопределенности, разобраться в себе. К таким формам развивающих методов относятся тренинги личностного роста, тренинги повышения учебной и трудовой мотивации, профориентационные тренинги. Еще один пример такого подхода – принятый в Японии метод «Фукуяма-тест», позволяющий школьникам попробовать себя в различных видах профессиональной деятельности, чтобы почувствовать, насколько они им подходят, и получить объективную оценку своей успешности от преподавателя.

Взрослые, уже работающие специалисты могут получить практические знания и навыки, необходимые для построения успешной карьеры, пройдя тренинги профессионального роста, тренинги командообразования, тренинги продаж и переговоров, тренинги публичных выступлений; развить коммуникативные способности и способы самопрезентации, научиться составлять успешные резюме.

Компьютерные программы, улучшающие различные способности и психические функции, и психотехнические упражнения, формирующие навыки саморегуляции, актуальны в любом возрасте.

Эффективность развивающих методов можно проверить путем сопоставления результатов тестирования по проблемным факторам до и после применения этих методов.

Активизирующий подход. Его цель – формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.

Этот подход пользуется большой популярностью среди школьных психологов, хотя рассчитан на самые разные возрастные категории клиентов.

Основная особенность этого подхода заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у клиента интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития. Именно эти размышления и открытия позволяют более осознанно делать выборы.

Примеры:

активизирующие опросники («Будь готов!», «За и против» и др.);

активизирующие карточные игры («Профессьянс», «Кто? Что? Где?»,

«Человек-Судьба-Черт» и др.);

активизирующие настольные игры («Или-Или», «Бизнес-мусор» и др.);

системы принятия решений («Схема альтернативного выбора» и др.).

К активизирующе развивающим подходам также можно отнести прохождение практики, стажировки и т.п., в процессе которой человек может попробовать себя в нескольких областях и выбрать наиболее предпочтительную. Данный прием используется во многих западных компаниях в стажировке молодых специалистов.

О пролонгированном сопровождении профессионального развития

В идеале профориентационная помощь должна быть системной и многоступенчатой, она должна быть доступна на протяжении всего периода профессионального развития.

Основная задача абитуриента – определиться с учебным заведением. Для этого необходима конкретная информация об образовательном учреждении, днях открытых дверей, подготовительных курсах. Структура мотивации, личности и интеллекта к этому возрасту становится уже более устойчивой, и здесь полезным оказывается комплексное профориентационное тестирование, позволяющее подобрать оптимально подходящие абитуриенту профессии, а на консультации с психологом он сможет выяснить, в каких вузах ему лучше освоить выбранную специальность. Допустим, соответствие индивидуальных особенностей профессии установлено, но помимо этого важным является и смысловой аспект выбора: «Для чего я получаю это образование? Позволит ли учеба и будущая профессия реализовать мои ценности? Что я буду делать после окончания ОУ?» Здесь снова эффективно помогают активизирующие методы. С помощью психолога абитуриент может построить личную жизненную перспективу, составить цепочки возможных выборов и выделить из них оптимальные, с помощью специальных таблиц сопоставить наиболее значимые факторы и варианты выборов. В процессе этой работы он может осознать препятствия, мешающие ему на пути к своей цели, – это могут быть трудности в учебе по отдельным предметам, неумение сконцентрироваться, неуверенность в себе, страх перед экзаменами и т.п. В этом случае незаменимыми окажутся развивающие тренинги и учебные курсы.

Для студентов и выпускников ОУ, для молодых специалистов становятся актуальными вопросы о выборе конкретной организации, в которой можно будет реализовать свой потенциал и удовлетворить потребности, будь то потребность в творчестве, общении, материальной обеспеченности, стабильности и т.п. Многие студенты с трудом представляют себе, чем именно им предстоит заниматься с полученным образованием, в чем специфика работы в отечественных и зарубежных, крупных и небольших, государственных и коммерческих организациях. Информацию об этом можно получить из Интернета и других средств массовой информации: на сайтах компаний-работодателей, на форумах и в тематических сетевых блогах и сообществах профессионалов (см. www.proforientator.ru, www.e-xecutive.ru/professions, www.ucheba.ru/prof и другие ресурсы). Банки вакансий (www.rabota.ru, www.HeadHunter.ru, www.job.ru и т.д.) предоставляют всем желающим возможность в режиме онлайн найти работу по самым разным критериям: специальность, способности, форма занятости, предполагаемый уровень зарплаты и т.п.

Ярмарки вакансий дают возможность молодым специалистам сравнить самых разных работодателей, выбрать наиболее подходящие варианты и здесь же оставить свое резюме и анкету соискателя. Кроме того, ярмарки вакансий – удачная возможность завязать новые полезные контакты.

Полезной может стать карьерная профориентация – тестирование и консультация психолога, направленные на построение индивидуальной стратегии профессионального развития. В нашем колледже такое направление профориентации представлено услугами «Профкарьера», «Стратегия поиска работы» и «Резюме».

Таким образом, основная цель профориентации состоит в том, чтобы не оставить молодого человека предоставленным самому себе при выборе профессии, помочь ему в процессе успешного профессионального самоопределения.

Профессиональная ориентация представляет собой непрерывный процесс, который начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего периода профессионального становления, распространяясь далее на всю трудовую жизнь.

Как показывает практика и данные самообследования по выбору профессии, что у многих обучающихся к окончанию школы не сформированы профессиональные намерения («что я хочу») и не раскрыты индивидуальные возможности («что я могу»). Поэтому одним из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы является профессиональное просвещение, основная цель которого – познакомить обучающихся с будущей профессией и помочь в осознанном еѐ выборе. Профессиональная информация должна дать обучающимся как можно больше социальных, экономических, технологических сведений о профессии.

В целях качественного проведения профессионального просвещения особое внимание следует уделять разработке и обновлению информационного материала о колледже. Рекламный материал должен содержать не только необходимую для абитуриента информацию, но и быть привлекателен по своему оформлению.

Так презентация колледжа представлена видеороликом, отражающим специфику профессиональной подготовки по всем специальностям. Разработаны современные буклеты для поступающих – различные по содержанию и оформлению; анкеты для школьников и их родителей. Профессиограммы, в которых представлена информация об основной и дополнительных профессиях, необходимых знаниях и умениях. Подготовлены красочные альбомы по специальностям, сопровождаемые иллюстрациями.

Ведется работа со средствами массовой информации в целях рекламы техникума и формирования его имиджа. Студенты принимают активное участие в общегородских мероприятиях, что также освещается в СМИ.

Экскурсия по учебным аудиториям позволяет сформировать у будущего абитуриента его мотивационную сферу, разбудить интерес к профессии. Экскурсия по колледжу, как показал опыт, продолжается больше отведенного для нее времени, но это и неудивительно, поскольку непосвященному всегда интересно взглянуть на то, что может в дальнейшем определить их жизненный путь.

t1579809839ab.png

С целью эффективного проведения профориентационной работы в колледже создан координационный Совет, состоящий из членов приемной комиссии, профориентаторов во главе с директором колледжа. Как показывают исследования по самообследованию в выборе профессии, большую роль в самоопределении играют родители и друзья. Следовательно, более активно профориентаторы должны сотрудничать с родителями, выступая на школьных родительских собраниях; привлекать к профориентационной работе студентов (например, под девизом «Учимся сами – приглашаем друзей») и выпускников.

Таким образом, заблаговременная, спланированная, системно проводимая, грамотно построенная профориентационная работа поможет нынешним школьникам найти свое место в жизни.


Список источников:

1 Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. СПб.: Питер, 2007. - 216 с.

2 Денисенко В.А. Инновационное направление развития современной науки образования // Инновации в образовании. 2006. - № 3.- С. 3-11.

3 Концепция демографической, политики Российской Федерации на период до 2025 года.

4 Соловцова Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность. Что такое одаренность, способность и зачем их надо учитывать при профориентации//Народное образование. - 2006.-№ 8. - С.189-193.

5 www.proforientator.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации