Статья «Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении»
«Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении»
(из опыта работы по направлению: Формирование профессионального трека развития педагога).
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход,
который привел вас к этой проблеме.
Альберт Эйнштейн
Вопрос профессионального развития педагогических кадров всегда стоял достаточно остро и занимал одно из значимых направлений в системе образования.
В настоящий момент времени, изменения претерпевает не только сама система, но и подходы к процессу обучения, изменяются механизмы внедрения информационных ресурсов, трансформируются способы трансляции и применения знаний на опыте, что в силу своих особенностей требует от педагогических кадров постоянного совершенствования собственных компетенций, отвечающих актуальным потребностям.
Динамичность образовательного процесса создает эффект своего рода «функционального колодца» препятствующего профессиональной эффективности педагога.
И основная сложность заключается в том, что педагогические кадры не успевают отслеживать изменения в системе образования, и не имеют возможности идти с ними в одном ритме.
И это скорее не связано с нехваткой кадрового потенциала, сколько связано с дефицитом надпрофессинальных навыков, отвечающих современным (актуальным) потребностям.
Современность диктует свои условия, возникают новые технологии в обучении и от педагогов нельзя требовать того, в чем он не компетентен.
Именно поэтому и возникает потребность в разработке программы личностного развития педагогических кадров, направлением которой и будет ликвидация профессионального дефицита и развитие актуальных компетенций.
В качестве метода повышения профессиональной эффективности педагога, нами была разработана программа формирования профессионального трека педагога, с применением SMART инструментов, дающих возможность «прокачать» собственные ресурсы и выявить личностные деструкторы, понижающие профессиональную эффективность.
Программа повышения профессиональной компетентность предполагает обучение по принципу четырехфакторной модели эффективности GAIN (прирост):
Goals – цели: распределяющие и общие
Alignment – согласованность и ясность распределения собственных ресурсов
Individual – индивидуальность подхода
Norms – четкость формулирования единых норм.
И анализ структурной модели профиля компетенций:
Применение на практике GANI-инструментов, позволяет определить 4 ведущих психотипа педагога по параметрам характеристик особенностей индивидуального поведения.
Анализ этих характеристик дает возможность выстроить индивидуальный трек профессионального развития педагога, позволяющий сформировать универсальные педагогическое компетенции ,способствующие качественному использованию собственных профессионально-личностных ресурсов, и развитию надпрофессиональных компетенций.
Вспомогательные источники:
Бредберри Т., Гривз Дж. Эмоциональный интеллект 2.0. –М.: – МИФ, 2017
Далио Р. Принципы. Жизнь и работа. – М.: – МИФ, 2018
Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. – М.: – Академия, 2011
Институт Арбингера. Открытое мышление. –М.: – МИФ, 2017
Ливифер Л. Искусство объяснять. – М.: – МИФ, 2013
Маркова А. К. Психология труда педагога. – М.: – Просвещение, 2013
Микалко М. Рисовый штурм. И еще 21 способ мыслить нестандартно. – М.: – МИФ, 2015
Снайдер Г. В поиске идей. – М.: – МИФ, 2018
Феррацци К., Рэз Т. Никогда не ешьте в одиночку. И другие правила нетворкинга. – М.: – МИФ, 2010
Калягина Ирина Владимировна