Статья «Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении»

7
0
Материал опубликован 2 June 2022 в группе

Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении

Педагог — ключевая фигура в системе образования. Успешность постижения знаний учениками напрямую зависит от личности преподавателя, уровня его творческого потенциала и наиболее важной составляющей — профессиональной компетентности. 

Под профессиональными компетенциями педагога имеется в виду способность преподавателя решать профессиональные задачи с помощью собственного опыта, знаний и практических навыков. Педагогу необходимо осознавать свои профессиональные возможности и уметь подбирать методики и создавать условия для развития способностей каждого ученика, его личности, интеллекта и склонности к творчеству.  

В далеком 1935 году И. В. Сталин в своем выступлении перед выпускниками военных академий произнес фразу «Кадры решают все», которая является актуальной и по сей день.

Одним из ключевых направлений национального проекта «Образование» является профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров.

23 декабря 2015 года В. В. Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования. Одно из поручений звучит следующим образом «Обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов». Данное направление получило отражение в задачах методической системы школы.

Организовать непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов возможно только, формируя актуальные компетенции на основе выявления и компенсации профессиональных дефицитов и удовлетворения образовательных потребностей.

При составлении карты профдефицитов педагогов надо ориентироваться на единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) новой модели аттестации учителей, которые позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога и учитывают требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

После выявления профессиональных дефицитов педагогов образовательной организации составляется план работы по повышению профессиональной компетентности педагогов с учетом 6 компетенций: предметная, цифровая, психолого-педагогическая, методическая, рефлексивная, коммуникативная.

Рассмотрим пример плана работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении.

План работы по повышению профессиональной компетентности педагогов на ________________учебный год


Мероприятие

Цель проведения мероприятия

Формы, методы

Предметная компетентность

1

Курсы повышения квалификации

Повышение предметной компетенции педагога

«Офлайн»

- на базе института повышения квалификации (региональный уровень)

-на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (муниципальный уровень)

- на базе образовательной организации:

организация системы наставничества. На основании анализа данных профессиональных дефицитов педагогов организация работы наставнических пар/групп, участники которых находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников;

- педагогическими работниками образовательной организации системно разрабатываются методические темы, отражающие их непрерывное профессиональное развитие. Ежегодно составляется план работы каждым педагогом по работе над методической темой, в конце года на школьных методических объединениях заслушиваются отчет о результатах работы (рефлексия отдельных аспектов самообразования);

- на заседаниях школьных методических объединений организуются образовательные квесты для изучения проблемных вопросов карты профдефицитов педагогов;

- постоянно – действующий семинар по повышению ИКТ – компетентностей педагогов;

- открытые уроки в рамках «Фестиваля педагогических идей» - освоение новых территорий своих возможностей.

«Онлайн»

Персонализированное повышение квалификации педагога за счет внешних ресурсов

Цифровая компетентность

1

Постоянно – действующий семинар по повышению ИКТ – компетентностей педагогов:

1. Выделение затруднений

педагогов и их

потенциальных

возможностей.

2. Создание инициативной

группы в соответствии с

поставленными задачами.

3.Обучающий семинар


4.Практические занятия

5. Планирование и проведение

развивающих занятий с

обучающимися с

использованием проектора, интерактивной доски

Разработка конспектов занятий с использованием

информационных

технологий

6. Педагогическая мастерская

«Презентация

педагогического опыта

работы по использованию в

В образовательном процессе ИКТ».

7. Участие в дистанционных

конкурсах и конференциях.

8. Обобщение опыта в СМИ и на сайте школы















Формулировка

проблем и

задач по освоению

образовательной практики «Повышение

ИКТ - компетентности педагогов»




Овладение навыками работы


Овладение навыками работы

Овладение навыками работы













Овладение навыками работы








Рефлексия




Рефлексия







Создание локальных актов – приказ, план работы










Образовательный квест. Создание методической продукции – справочник – навигатор

Создание методической продукции –памятки, рекомендации, шаблоны

Создание методической продукции – технологическая карта урока













Презентация педагогического опыта

















Презентация педагогического опыта







Презентация педагогического опыта




2

Изучение цифрового контента образовательных платформ

Овладение навыками работы


Персонализированное повышение квалификации педагога за счет внешних ресурсов

Психолого – педагогическая компетентность

1

Семинар «Психолого – педагогическая компетентность педагога»

Определение профессионально – значимых качеств личности педагога необходимых в эффективной педагогической деятельности

Диагностика, тренинг

Методическая компетентность

1

Работа школьных методических объединений (по отдельному плану)

Развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям Профстандарта педагога и требованиям федерального государственного стандарта

Участие в работе школьных методических объединений, посещение уроков коллег, изучение учебно – методической литературы, обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования

2

Педагогический совет

Развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям Профстандарта педагога и требованиям федерального государственного стандарта

Участие в работе педагогического совета школы

Педсовет – деловая игра, педсовет - конференция

3

Практические занятия в рамках работы постоянно – действующего семинара

Овладение современными технологиями, методами и приёмами

Организационно-педагогические мероприятия в рамках плана работы постоянно – действующего семинара

4

Открытые уроки

Представление опыта конструирования урока, занятия внеурочной деятельности в соответствии с требованием ФГОС

Презентация педагогического опыта


5

Школьный этап конкурса «Учитель года»

Выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя

Презентация педагогического опыта


6

Участие в дистанционных

конкурсах и конференциях

Выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя

Презентация педагогического опыта


Рефлексивная компетентность

1

Открытые уроки

Развитие индивидуального творческого потенциала через осмысление эмоционально-ценностного отношения к себе, вырабатывание способности к самоанализу, самооценке и саморегуляции в процессе профессиональной деятельности

Анализ открытых уроков коллег, самоанализ проведенного урока, занятия

2

Школьные методические объединения

Вырабатывание способности к самоанализу, самооценке и саморегуляции в процессе профессиональной деятельности

Заполнение информационных карт, самоанализ работы над методической темой

Коммуникативная компетентность

1

Работа школьных методических объединений

Формирование умений выстраивать коммуникацию

Организация «обучения в деятельности»

2

Педагогический совет

Формирование умений активного и пассивного слушания

Организация «обучения в деятельности»

3

Практические занятия в рамках работы постоянно – действующего семинара

Развитие умения работы в группе

Организация интенсивного приобретения и рефлексии нового опыта, организация ситуаций активного включения в новую деятельность

4

Открытые уроки

Формирование педагогического такта и толерантности

Организация «обучения в деятельности»

5

Конкурсы педагогического мастерства

Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях педагогического процесса, формирование способностей к адекватной самооценке

Рефлексия своей пробы как точки пути образовательного движения

Для эффективной организации работы по повышению профессиональной компетентности педагога необходимо соблюдение следующих условий:

Перспективное планирование с учетом профессиональных потребностей.

Контроль за реализацией плана.

Анализ проведенной работы.

Перенос приобретенных (усовершенствованных) компетенций в ежедневную педагогическую практику.

Организация повышения квалификации- процесс обязательный, а значит планируемый и контролируемый.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации