12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Андреева Юлия Владимировна41 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении
Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении
Педагог — ключевая фигура в системе образования. Успешность постижения знаний учениками напрямую зависит от личности преподавателя, уровня его творческого потенциала и наиболее важной составляющей — профессиональной компетентности.
Под профессиональными компетенциями педагога имеется в виду способность преподавателя решать профессиональные задачи с помощью собственного опыта, знаний и практических навыков. Педагогу необходимо осознавать свои профессиональные возможности и уметь подбирать методики и создавать условия для развития способностей каждого ученика, его личности, интеллекта и склонности к творчеству.
В далеком 1935 году И. В. Сталин в своем выступлении перед выпускниками военных академий произнес фразу «Кадры решают все», которая является актуальной и по сей день.
Одним из ключевых направлений национального проекта «Образование» является профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров.
23 декабря 2015 года В. В. Путин подписал перечень поручений по итогам
Организовать непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов возможно только, формируя актуальные компетенции на основе выявления и компенсации профессиональных дефицитов и удовлетворения образовательных потребностей.
При составлении карты профдефицитов педагогов надо ориентироваться на единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) новой модели аттестации учителей, которые позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога и учитывают требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
После выявления профессиональных дефицитов педагогов образовательной организации составляется план работы по повышению профессиональной компетентности педагогов с учетом 6 компетенций: предметная, цифровая, психолого-педагогическая, методическая, рефлексивная, коммуникативная.
Рассмотрим пример плана работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении.
План работы по повышению профессиональной компетентности педагогов на ________________учебный год
№ | Мероприятие | Цель проведения мероприятия | Формы, методы | |
Предметная компетентность | ||||
1 | Курсы повышения квалификации | Повышение предметной компетенции педагога | «Офлайн» - на базе института повышения квалификации (региональный уровень) -на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (муниципальный уровень) - на базе образовательной организации: – организация системы наставничества. На основании анализа данных профессиональных дефицитов педагогов организация работы наставнических пар/групп, участники которых находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников; - педагогическими работниками образовательной организации системно разрабатываются методические темы, отражающие их непрерывное профессиональное развитие. Ежегодно составляется план работы каждым педагогом по работе над методической темой, в конце года на школьных методических объединениях заслушиваются отчет о результатах работы (рефлексия отдельных аспектов самообразования); - на заседаниях школьных методических объединений организуются образовательные квесты для изучения проблемных вопросов карты профдефицитов педагогов; - постоянно – действующий семинар по повышению ИКТ – компетентностей педагогов; - открытые уроки в рамках «Фестиваля педагогических идей» - освоение новых территорий своих возможностей. «Онлайн» Персонализированное повышение квалификации педагога за счет внешних ресурсов | |
Цифровая компетентность | ||||
1 | Постоянно – действующий семинар по повышению ИКТ – компетентностей педагогов: 1. Выделение затруднений педагогов и их потенциальных возможностей. 2. Создание инициативной группы в соответствии с поставленными задачами. 3.Обучающий семинар 4.Практические занятия 5. Планирование и проведение развивающих занятий с обучающимися с использованием проектора, интерактивной доски Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий 6. Педагогическая мастерская «Презентация педагогического опыта работы по использованию в В образовательном процессе ИКТ». 7. Участие в дистанционных конкурсах и конференциях. 8. Обобщение опыта в СМИ и на сайте школы | Формулировка проблем и задач по освоению образовательной практики «Повышение ИКТ - компетентности педагогов» Овладение навыками работы Овладение навыками работы Овладение навыками работы Овладение навыками работы Рефлексия Рефлексия | Создание локальных актов – приказ, план работы Образовательный квест. Создание методической продукции – справочник – навигатор Создание методической продукции –памятки, рекомендации, шаблоны Создание методической продукции – технологическая карта урока Презентация педагогического опыта Презентация педагогического опыта Презентация педагогического опыта | |
2 | Изучение цифрового контента образовательных платформ | Овладение навыками работы | Персонализированное повышение квалификации педагога за счет внешних ресурсов | |
Психолого – педагогическая компетентность | ||||
1 | Семинар «Психолого – педагогическая компетентность педагога» | Определение профессионально – значимых качеств личности педагога необходимых в эффективной педагогической деятельности | Диагностика, тренинг | |
Методическая компетентность | ||||
1 | Работа школьных методических объединений (по отдельному плану) | Развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям Профстандарта педагога и требованиям федерального государственного стандарта | Участие в работе школьных методических объединений, посещение уроков коллег, изучение учебно – методической литературы, обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования | |
2 | Педагогический совет | Развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям Профстандарта педагога и требованиям федерального государственного стандарта | Участие в работе педагогического совета школы Педсовет – деловая игра, педсовет - конференция | |
3 | Практические занятия в рамках работы постоянно – действующего семинара | Овладение современными технологиями, методами и приёмами | Организационно-педагогические мероприятия в рамках плана работы постоянно – действующего семинара | |
4 | Открытые уроки | Представление опыта конструирования урока, занятия внеурочной деятельности в соответствии с требованием ФГОС | Презентация педагогического опыта | |
5 | Школьный этап конкурса «Учитель года» | Выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя | Презентация педагогического опыта | |
6 | Участие в дистанционных конкурсах и конференциях | Выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя | Презентация педагогического опыта | |
Рефлексивная компетентность | ||||
1 | Открытые уроки | Развитие индивидуального творческого потенциала через осмысление эмоционально-ценностного отношения к себе, вырабатывание способности к самоанализу, самооценке и саморегуляции в процессе профессиональной деятельности | Анализ открытых уроков коллег, самоанализ проведенного урока, занятия | |
2 | Школьные методические объединения | Вырабатывание способности к самоанализу, самооценке и саморегуляции в процессе профессиональной деятельности | Заполнение информационных карт, самоанализ работы над методической темой | |
Коммуникативная компетентность | ||||
1 | Работа школьных методических объединений | Формирование умений выстраивать коммуникацию | Организация «обучения в деятельности» | |
2 | Педагогический совет | Формирование умений активного и пассивного слушания | Организация «обучения в деятельности» | |
3 | Практические занятия в рамках работы постоянно – действующего семинара | Развитие умения работы в группе | Организация интенсивного приобретения и рефлексии нового опыта, организация ситуаций активного включения в новую деятельность | |
4 | Открытые уроки | Формирование педагогического такта и толерантности | Организация «обучения в деятельности» | |
5 | Конкурсы педагогического мастерства | Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях педагогического процесса, формирование способностей к адекватной самооценке | Рефлексия своей пробы как точки пути образовательного движения |
Для эффективной организации работы по повышению профессиональной компетентности педагога необходимо соблюдение следующих условий:
Перспективное планирование с учетом профессиональных потребностей.
Контроль за реализацией плана.
Анализ проведенной работы.
Перенос приобретенных (усовершенствованных) компетенций в ежедневную педагогическую практику.
Организация повышения квалификации- процесс обязательный, а значит планируемый и контролируемый.