Статья «Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении»
«Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении»
Ежегодные изменения, которые происходят в современной системе образования, требуют постоянного повышения профессиональной компетентности педагога.
Так, с 1 сентября 2022 года вступает в действие обновленный ФГОС НОО, который будет полностью соответствовать современным реалиям. Важная роль в данном стандарте образования отводится развитию цифровой компетенции у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе. Также особое внимание уделяется развитию функциональной грамотности у обучающихся: приобретаемые знания должны использоваться для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Для выполнения поставленных задач, каждый педагог должен пройти повышение квалификации. Учителю следует самостоятельно осознавать необходимость повышения собственных профессиональных качеств.
Можно выделить две формы повышения профессиональной компетентности педагога: внешкольная и внутришкольная.
Внешкольная форма предполагает повышение квалификации путем прохождения курсов в региональных университетах, институтах и центрах развития образования.
На школьном уровне повышение квалификации учителей происходит посредством самообразования, участия в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п., обобщения и распространения собственного педагогического опыта, проведения конкурсов, олимпиад, блиц-игр на различных уровнях (учреждения, муниципальном, региональном), подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах. Также важную роль играет работа предметных школьных методических объединений и самоанализ педагога. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального роста.
Таким образом, педагоги нуждаются в постоянном развитии. Повышение компетентности и профессионализма педагога является необходимым условием повышения качества педагогического процесса. От профессиональной компетенции учителя зависит успешность реализации ФГОС, прохождение аттестации, достижение вершин профессионализма.