Использование современных образовательных технологий на уроках музыкальной литературы (на примере разработки и апробации образовательного квеста)
Автор: Разова Елена Георгиевна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Методическая разработка
Использование
современных образовательных технологий
на уроках музыкальной литературы
(на примере разработки и апробации
образовательного квеста)
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Новосибирска
«Городская школа искусств №29»
Новосибирск 2018
Содержание
Образовательный квест по музыкальной литературе «И.С. Бах, или 10 шагов в музыкальное прошлое» 7
Предисловие
Методическая разработка представляет собой описание опыта автора, связанного с проектированием и апробацией технологии образовательного квеста в курсе музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ.
Технология образовательного квеста в настоящее время широко используется в общеобразовательной школе в учебной и внеурочной деятельности для активизации познавательной мотивации и коммуникативных умений учащихся и позиционируется как технология деятельностного типа в контексте современного подхода в образовании, ориентированного на системно - деятельностный подход.
В практике преподавания музыкальной литературы, несмотря на накопленный практический опыт использования современных образовательных технологий, возможности образовательного квеста, на наш взгляд, недооценены. При этом методический потенциал образовательного квеста достаточно высок: данная технология предполагает вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, развивает интерес к предмету, формирует навыки аналитической и исследовательской деятельности, способствует развитию культуры межличностных отношений.
Цель данной методической разработки - через описание опыта практического использования квест-технологии показать возможности ее применения в курсе преподавания учебного предмета «Музыкальная литература».
Структура работы включает в себя следующие разделы:
Введение, в котором кратко рассматривается образовательная квест-технология в контексте современного развития образования;
Описание образовательного квеста по музыкальной литературе на тему «И.С. Бах, или 10 шагов в музыкальное прошлое», в которое включены общая характеристика, технологическая карта и дидактические материалы квеста.
Раздел, включающий описание опыта апробации квеста на уроке музыкальной литературы в МБУДО ГШИ №29.
В приложениях размещен раздаточный материал, который можно использовать при проведении квеста.
Методическая разработка может быть полезна преподавателям музыкально-теоретических дисциплин ДМШ, ДШИ, других учреждений дополнительного образования; обучающимся музыкальных студий, школ искусств и музыкальных школ среднего и старшего возраста, а так же всем интересующимся историей музыкальной культуры. Во внеурочной деятельности материал разработки можно применять в викторинах, олимпиадах музыкальной тематики.
Введение
В учебных планах ДШИ и ДМШ предмет «Музыкальная литература» занимает особое место. Данная дисциплина входит в состав как общеразвивающих, так и предпрофессиональных образовательных программ в области искусств и является синтезирующим курсом, объединяющим в себе не только специальные музыкальные знания, но и целый комплекс общегуманитарных (литературу, историю, изобразительное искусство).
Круг учебно-воспитательных задач, который призван решать учебный предмет, весьма широк - формирование активных музыкально-слуховых представлений, приобретение музыкально-исторических знаний и аналитических навыков, расширение общего и музыкального кругозора. Решение данной совокупности задач нацелено на формирование музыкально-эстетической позиции ученика, его художественного вкуса, способности к эстетическому переживанию музыки.
В настоящее время и содержательное наполнение учебного предмета «Музыкальная литература», и методика его преподавания претерпевает значительные изменения, непосредственным образом связанные с современными реалиями.
А реалии таковы, что значительные метаморфозы произошли как с обществом в целом, так и с младшими поколением, в частности. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, открывшее пути к неограниченной информационной доступности, высокая скорость социальных преобразований, кризисные явления общества ведут к существенной трансформации всех областей жизни. Данные явления непосредственным образом отражаются и на современных детях, которым присущи совершенно другие психолого-педагогические характеристики по сравнению с их предшественниками.
Ученые, исследуя особенности современных детей на основе «теории поколений», выявляют следующие особенности детей, родившихся после 2000 года («поколение Z» (центениалы) в трактовке данной теории):
Для поколения характерно активное использование всевозможных гаджетов, «цифровые» дети не представляют себе мир без интернета, в результате чего в сознании происходит своеобразное слияние цифрового и реального мира и образование «гибридного».
У поколения Z виртуальная коммуникация все больше начинает преобладать над реальной: они все меньше общаются друг с другом, но при этом при помощи соцсетей общаются все больше со всем миром, при этом очень часто предпочитая оставаться анонимными.
Характерно неумение концентрироваться, при этом есть желание узнать как можно больше информации в короткий срок, поэтому предпочтение отдается просмотру, а не чтению. Дети становятся более эрудированными, но менее знающими. Под влиянием Интернет-ресурсов, наполненных гиперссылками, поколению свойственно «перекрестное» восприятие информации.
Детям «поколения Z» свойственен синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), который проявляется в проблемах с контролем активности, сдержанности и вниманием.
Таким образом, социально-психологические особенности и ценности поколения центениалов значительно отличаются от предшествующих поколений.
Исследователи отмечают даже изменение типа мышления современного человека, которое наиболее ярко проявляется у детей - так называемое «клиповое» мышление. Ученые связывают процесс формирования такого типа мышления с адаптивными способностями человеческого мозга: невозможность переработать огромные потоки информации, информационная перенасыщенность заставляют мозг защититься от перегрузок посредством формирования нового вида мышления.
Основное качество мышления такого типа - не последовательное, линейное, а фрагментарное, отрывочное, поверхностное восприятие информации. Специалисты отмечают, что наряду с отрицательными качествами данного типа мышления, такими как снижение способности к длительной концентрации, запоминанию и анализу информации, неумение излагать свои мысли, постепенное притупление способности к сопереживанию, «клиповое» мышление обладает и положительными чертами. К плюсам ученые относят быстроту реакции и оперативность в резко меняющихся ситуациях, продуктивность в условиях многозадачности, умение быстро переключать внимание, способность к быстрому интеллектуальному росту. Некоторые исследователи считают, что такой тип мышления сформировался в настоящее время у 80% школьников.
Новый тип мышления требует и нового педагогического и методического инструментария, учитывающего особенности современных детей.
Что же происходит в практике преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ, в частности такого предмета как «Музыкальная литература» сегодня? Учитываются ли современные специфичные особенности младшего поколения?
В настоящее время разнообразие программ, авторских технологий и методик ставит преподавателя перед свободным выбором способов преподавания учебного предмета, исходя из особенностей школы, класса, индивидуальных качеств обучающихся. С одной стороны, традиционная «классическая» методика преподавания предмета, разработанная А.И. Лагутиным около 40 лет назад, достаточно популярна и востребована и в настоящее время. С другой стороны, уже с конца 80-х годов начинают формироваться альтернативные подходы к методике преподавания предмета, идут поиски новых технологий, которые представлены в работах Е. Лисянской Н. Брянцевой, Д. Михеевой, З. Осовицкой и А. Казариновой, Т. Фрумкис и других музыковедов. К тому же каждый преподаватель в процессе деятельности вносит свои коррективы в существующие традиции преподавания предмета. Таким образом, креативный подход к методике преподавания музыкальной литературы - характерная особенность настоящего времени.
Несомненное влияние на процессы, происходящие в методике преподавания предмета, вносит и общее образование. В настоящее время в системе общего образования последовательно идет процесс переориентации системы обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения по отношению к образовательной, информационной функции, перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися на формирование умений использовать информацию. В контексте современного подхода в образовании, ориентированного на системно - деятельностный подход, категория деятельности занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Соответственно, при системно-деятельностном подходе наиболее оптимально использование технологий деятельностного типа, таких как технология проблемного обучения, технологии исследовательской, проектной деятельности, информационные технологии и других.
Несомненно, что данные методы представляют интерес и для преподавания музыкальной литературы. Если в процессе обучения в ДМШ и ДШИ по таким предметам как специальный инструмент, сольфеджио деятельностный подход превалирует – учащиеся практически осваивают и закрепляют музыкальные навыки на занятиях, то вовлечь в учебную активность учащихся и сохранить ее на протяжении урока музыкальной литературы значительно сложнее. Поэтому насыщение урока практическими заданиями, проблемными ситуациями, стимулирующими творческую активность и самостоятельность учащихся, помогают преодолеть барьеры репродуктивности, присущие традиционной методике преподавания музыкальной литературы.
В данной работе хочется рассмотреть одну из образовательных технологий, отвечающую современным требованиям, которую можно эффективно использовать в курсе преподавания музыкальной литературы: технологию образовательного квеста.
Появление и развитие квест-технологии напрямую связано с развитием компьютерных технологий. Жанр квеста как определенной разновидности компьютерной игры, возникнув в 60-х годах прошлого века, постепенно проник и в сферу образования. Понятие «квест» как образовательной технологии связывают с именами Б. Доджа и Т. Марча (США, 1995), обосновавшими понятийный аппарат веб-квеста, его особенности и структуру.
В отечественной педагогике вопросами, связанными с изучением, разработкой и внедрением квест-технологий в образовательный процесс занимаются такие исследователи, как Андреева М.В., Быховский Я. С., Шаматонова Г.Л., Напалков С.В., Шульгина Е. М., Воробьёв Г. А. и другие.
Современные исследователи данной технологии отмечают незначительное распространении технологии квеста в российском образовательном пространстве, связывая это с недостаточной подготовкой педагогических кадров и техническим оснащением образовательного процесса.
Определение образовательного квеста, данное Игумновой Е.А. и Радецкой И.В. на наш взгляд наиболее полно отражает суть данной технологии. Исследователи позиционируют ее как интегрированную технологию, объединяющую идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающую целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету.
Исследуя сетевые ресурсы по данной проблематике, мы выяснили, что практическое освоение и применение образовательных квест - технологий в последнее десятилетие начинает активно использоваться в общеобразовательной школе как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом характерно включение в образовательный процесс не только виртуальных веб-квестов, но и так называемых «живых» реал-квестов. Педагогами разрабатываются и апробируются различные типы квестов: монопредметные, межпредметные, досуговые и другие. Ведется работа по исследованию методического потенциала квестовых технологий. Вместе с тем анализ интернет-источников показал, что в системе музыкального образования в ДМШ и ДШИ практически нет материалов по использованию данной технологии.
В данной работе мы попытались адаптировать квест-технологию для образовательного процесса ДМШ и ДШИ, в частности, спроектировать и апробировать образовательный квест на уроке музыкальной литературы.
Образовательный квест по музыкальной литературе «И.С. Бах, или 10 шагов в музыкальное прошлое»
Общая характеристика квеста:
по форме проведения это «живой» реальный квест;
по сроку реализации – краткосрочный, общая продолжительность - 1,5 академических часа;
по режиму проведения - в реальности, без использования виртуального режима;
по форме работы – групповой, предполагающий активное взаимодействие участников внутри команды;
по предметному содержанию - межпредметный квест;
по структуре сюжета – линейный, выстроенный по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, пока не пройдут весь маршрут;
по информационной образовательной среде - традиционная образовательная среда.
Данный квест ориентирован на материал, изучаемый в курсе зарубежной музыкальной литературы по теме «Жизненный и творческий путь И.С. Баха». Перед проведением игры учащиеся погружаются в учебный материал: на уроке, предшествующем квесту изучаются основные этапы жизненного пути композитора, дается домашнее задание: прочесть материал по учебнику (мы ориентируемся на учебник В.Н. Брянцевой «Музыкальная литература зарубежных стран») и составить хронологическую таблицу по биографии И.С. Баха. В процессе прохождения квеста дети, взаимодействуя между собой, сами обобщат уже известные факты, приобретут новые знания. Для преподавателя в данном случае квест является способом контроля усвоения знаний учащимися.
Тема квеста выбрана не случайно: курс зарубежной музыкальной литературы – достаточно сложный для обучающихся. Это связано с несколькими факторами – в силу возраста (11-13 лет) учащиеся достаточно смутно представляют себе эпоху того времени, географические особенности западно - европейских стран, ими сложно воспринимаются смысловое наполнение и эмоциональное содержание произведений того времени. Использование квест – технологии, на наш взгляд, в данном случае поможет не отпугнуть учащихся от сложно воспринимаемой темы, а стимулировать познавательную мотивацию детей через поисково-игровой характер деятельности, помочь стать активными участниками действия, способствовать развитию умения творчески взаимодействовать друг с другом.
В процессе разработки квеста и структурирования всех его элементов мы ориентировались на технологическую карту образовательного квеста, предложенную Игумновой Е.А. и Радецкой И.В. Данная технологическая карта предлагает алгоритм создания образовательного квеста и помогает эффективно организовать процесс.
Технологическая карта образовательного квеста
Элементы структуры квеста |
Содержание квеста |
Название квеста |
Образовательный квест «И.С. Бах, или 10 шагов в музыкальное прошлое» |
Направленность квеста |
Предметы музыкальной направленности: квест может быть использован на уроках музыкальной литературы (зарубежная музыкальная литература, 2 год обучения); во внеурочной деятельности в ДМШ и ДШИ (олимпиады, викторины и т.д.). |
Цель |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизненный и творческий путь И.С. Баха», развитие познавательной мотивации и коммуникативных умений, изменение позиции обучающихся в образовательном процессе из потребителя информации в активного участника. |
Задачи |
Образовательные: систематизировать знания по биографии И.С. Баха, содействовать достижению предметных результатов, направленных на формирование у учащихся умений анализировать и находить нестандартные способы решения проблемных задач; применение изученных теоретических понятий на практике. Развивающие: развитие навыков работы в команде; навыков аналитической и исследовательской деятельности; умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве, развитие интереса к предмету, расширение кругозора. Воспитательные: воспитание творческой активности, культуры общения, ответственности за результат коллективной работы. Содействовать достижению личностных результатов, направленных на формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению жизни и творчества композитора; развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении практических заданий. |
Продолжительность |
50-60 минут |
Целевая группа |
Учащиеся ДМШ и ДШИ 11-13 лет (2-й год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература») |
Легенда |
Учащиеся в начале занятия информируются о том, что музыковедам удалось изобрести машину времени. В качестве эксперимента они отправили юных исследователей музыки в старинную Германию для того, чтобы учащиеся смогли не только познакомиться с личностью и творчеством И.С. Баха, но и узнать секреты его мастерства, собрав из отдельных слов известное выражение композитора, раскрывающее способы достижения творческого успеха. |
Основное задание/ основная идея |
В результате прохождения этапов - «шагов» квеста учащиеся должны собрать фразу И.С. Баха. Для данного квеста предусмотрен дидактический материал с заданиями для каждого этапа. На каждом этапе по мере выполнения заданий команды в качестве награды получают одно из слов фразы, которую нужно собрать |
Продвижение по сюжету |
Учащиеся делятся на две – три команды, каждой из них выдается карта квеста, состоящая из 10 шагов: Шаг 1. Математический; Шаг 2. Логический; Шаг 3. Географический; Шаг 4. Инструментальный; Шаг 5. Жанровый; Шаг 6. Мемориальный; Шаг 7. Монограммный; Шаг 8. Интеллектуальный; Шаг 9. Литературный; Шаг 10. Заколдованный. Команды проходят задания квеста на время. Время засекает выбранный командой участник квеста, который отслеживает его по секундомеру мобильного телефона. Время прохождения каждого этапа равно количеству километров, которые фиксируются на карте (1минута=1 км). При успешном выполнении задания команде выдается 1 слово (ключ) из фразы, которую нужно собрать в конце игры. Если команда не выполнила задание, она не получает слово, если задание выполнено частично, учащиеся получают ключ, а на карте фиксируются «штрафные километры» (5 км за каждое невыполненное задание). Побеждает команда, которая прошла все задания квеста, собрала ключевую фразу и набрала наименьшее количество «километров» |
Ресурсы квеста |
Для подготовки к квесту учащимся дается задание прочитать по учебнику В.Н. Брянцевой «Музыкальная литература зарубежных стран» материалы по биографии И.С. Баха и составить хронологическую таблицу основных событий из жизни и творчества композитора. Так же учащиеся могут воспользоваться интернет источниками по данной теме. Для выполнения квеста участниками используются: сотовые телефоны, раздаточный материал. |
Итог квеста/ результат |
Результат квеста соотносится с выполнением основного задания – из отдельных слов собрано высказывание И.С. Баха. По карте прохождения квеста подсчитывается количество километров, которое «прошли» участники, выявляется команда – победитель. Рефлексия организуется педагогом через обсуждение этапов прохождения квеста (что получилось лучше, почему, какие трудности испытывали). Важным результатом проведения данного квеста является личностный результат каждого участника ‒ его умение взаимодействовать с участниками команды и работать на совместный результат. |
Дидактический материал к проведению квеста
Вариант легенды.
Представьте себе, что музыковедам удалось изобрести машину времени! В качестве эксперимента они отправили юных исследователей музыки в старинную Европу - в эпоху, барокко. Так оказалось, что местность, в которую машина времени перенесла исследователей, называлась Тюрингия, находилась она в Германии. Естественно, что юным музыковедам сразу захотелось познакомиться с самым известным композитором того времени, проживающим в тех местах – Иоганном Себастьяном Бахом, встретиться с ним и узнать у него секреты его мастерства. Встретившись с композитором, юные исследователи выяснили, что путешествуя из города в город, И.С. Бах потерял свой дневник, в который записывал свои размышления о музыке и творчестве, остались только отдельные слова, которые он вспомнил. Соверши путешествие в музыкальное прошлое и попробуй восстановить известное выражение И.С. Баха, помогающее понять секреты творчества великого композитора.
Командная траектория продвижения по этапам квеста.
Учащиеся делятся на команды (тянут жребий с номером команды) и располагаются в соответствии с выбранным номером. Каждой команде выдается карта квеста, участники обсуждают и выбирают название команды, вписывая его в карту квеста. Далее выбирается один из участников, кто будет контролировать время прохождения каждого этапа.
Карта квеста
Участникам квеста озвучиваются правила прохождения шагов: команда должна выполнить задание на время, время переводится в километры, которые фиксируются в карте квеста. При успешном прохождении этапа команда получает ключ – 1 слово из высказывания И.С. Баха. Если команда не справилась с заданием, то не получает ключ; если команда выполнила задание частично, получает ключ и штрафные минуты – «километры», которые заносятся на карту.
Шаг 1. Математический.
Командам выдается карточка с заданием, в котором необходимо сложить даты жизни композитора отдельными цифрами (1+6+8+5 и т. д) и написать 2 ответа цифрами на карточке: возраст композитора и дату. После выполнения задания командам выдается слово – ключ «Мне.
Карточка с заданием №1
Шаг 2. Логический
Карточка с заданием №2
Карта квеста
В таблице, представленной на карточке с заданием, необходимо соотнести даты и события и в пустой столбик вписать цифру, соответствующую определенной дате из жизни композитора (даты пронумерованы цифрами справа). Например, в строчке «рождение композитора» в пустой ячейке вписывается цифра 3 и т.д. Ключ, выдаваемый командам в конце – слово «заниматься».
Шаг 3. Географический.
На данном этапе квеста командам необходимо совершить «путешествие» по городам Германии, связанным с именем И.С. Баха в хронологическом порядке. При выполнении задания необходимо стрелками обозначить «географию» жизни композитора (возможно обозначение цифрами). Правильным считается выполнение задания, когда города обозначены в соответствии с описанием в учебнике В.Н. Брянцевой. Если учащиеся обозначат дополнительные города, где композитор был проездом, то команде можно начислить бонусы (убрать количество минут - «километров»). Ключ – слово «будет».
Карточка с заданием №3
Карточка с заданием №2
Шаг 4. Инструментальный.
Командам выдается карточка, необходимо выполнить 2 задания: отгадать анаграммы и подчеркнуть правильные инструменты. Для продвинутых групп можно добавить дополнительный вопрос: какого инструмента, на котором умел играть И.С. Бах здесь нет?. За правильный ответ можно начислить бонусы.
Карточка с заданием №4
Карточка с заданием №2
Карта квеста
Ключевое слово, получаемое командами при выполнении задания – «пришлось».
Шаг 5. Жанровый.
Пятый «шаг» квеста тоже включает 2 задания: разгадать кроссворд и определить жанр. При этом можно упомянуть, что в начале (перечне произведений композитора) есть жанры, которые встречаются в кроссворде.
Ключ, выдаваемый командам в конце – слово «будет».
Карточка с заданием №2
Карточка с заданием №4
Карточка с заданием №5
Шаг 6. Мемориальный.
В начале этапа каждой команде выдается конверт, внутри которого - 2 перемешанных пазла с изображением 2-х домов-музеев И.С. Баха: - в Эйзенахе и Лейпциге.
Сопроводительный текст и задания, которые нужно выполнить представлены на карточке, выдаваемой вместе с конвертом: собрать паззлы, определить город, в котором находится музей и дату его открытия, пользуясь подсказками из сопроводительного текста. Ключевое слово – «прилежен».
Карточка с заданием №6
Карточка с заданием №6
Шаг 7. Монограммный.
Для задания данного этапа выбраны ноты фрагментов музыкальных произведений разных композиторов, в которых встречается музыкальная монограмма B-A-C-H. Командам необходимо найти 5 музыкальных монограмм B-A-C-H и обозначить их буквами. Если найдено меньше, то за каждую ненайденную командам начисляются штрафные баллы (+1 км). Ключевое слово, получаемое командами при выполнении задания – «так же».
Карточка с заданием №7
Карточка с заданием №6
Шаг 8. Интеллектуальный.
На карточке, выданной командам на 8-м этапе, зашифрованы 3 высказывания И.С. Баха. Необходимо догадаться, как можно прочитать эти головоломки и написать разгаданные выражения. Ключевое слово – «кто».
Карточка с заданием №2
Карточка с заданием №8К
Карточка с заданием №5
Шаг 9. Литературный.
На этом этапе командам даются 3 текста, в которых описаны факты из жизни И.С. Баха. В каждом тексте есть пропущенные слова. По смыслу нужно догадаться, о чем идет речь в предлагаемом тексте, и вставить пропущенные слова. Ключевое слово в конце этапа – слово «прилежно».
Карточка с заданием №9
Карточка с заданием №9
Карточка с заданием №6
Шаг 10. Таинственный.
На изображении вензеля И.С. Баха команда должна найти и выделить каким-либо цветом инициалы композитора в прямом и зеркальном отображении – JSB. Пояснительные комментарии даются в карточке перед заданием. Ключевое слово – «того же».
Карточка с заданием №9
Карточка с заданием №10
Карточка с заданием №6
На заключительном этапе квеста команды должны сложить фразу И.С. Баха из полученных при прохождении квеста слов-ключей: «Мне пришлось прилежно заниматься, кто будет так же прилежен, достигнет того же». По карте прохождения квеста подсчитывается количество километров, которое «прошли» участники, выявляется команда – победитель. Обсуждается работа каждой команды в процессе игры, достижения и проблемы, которые возникали при прохождении квеста.
Из опыта апробации квеста
Образовательный квест по музыкальной литературе «И.С. Бах, или 10 шагов в музыкальное прошлое» был апробирован на уроке музыкальной литературы в Городской школе искусств №29 г. Новосибирска среди учащихся 5(7) класса музыкального отделения. В составе групп - учащиеся различных исполнительских специализаций: фортепиано, классическая гитара, флейта, скрипка, академическое и эстрадное пение. Квест состоялся в двух группах (всего участвовали 4 команды), в соответствии с расписанием занятий (по учебному плану на предмет «Музыкальная литература» отводится 1,5 академических часа).
В процессе реализации данного квеста отдельно нужно отметить подготовительный этап. Самым длительным по времени оказался процесс подготовки квестовых заданий: испытания должны были быть интересными, познавательными, развивающими, содержать проблемные моменты и соответствовать уровню понимания детей данной возрастной группы. При составлении заданий использовались различные источники, материал подбирался с учетом уровня подготовки учеников (несмотря на изучение темы на предшествующем уроке и домашнее задание по теме, не все учащиеся смогли подготовиться, поэтому в ходе квеста пришлось активнее работать в команде, пытаясь решить проблемные задания).
Во время проведения квеста наиболее сложными оказались задания, связанные с:
математическими подсчетами (№№1,6). Учащиеся считали и столбиком, и при помощи калькулятора, но долго не могли получить правильные цифры.
разгадыванием кроссворда (№5). В кроссворде присутствуют названия «непривычных» жанров, и, несмотря на то, учащиеся были с ними знакомы, в непривычной обстановке они не смогли быстро сориентироваться.
поиском музыкальной монограммы(№7). Все монограммы представлены
в басовом ключе и это вызвало определенные сложности.
Достаточно оперативно команды выполнили задания наглядные и литературные (№3, 4, 6, 8, 9, 10). Хочется отметить нестандартный подход некоторых учащихся в прохождении заданий №8 и №10: при решении задания они пытались воспользоваться зеркалом. Так же быстро и успешно было выполнено задание по сбору изображений музеев: в собирании паззлов особенно ярко проявился командный дух.
О командном взаимодействии необходимо сказать отдельно. Перед началом квеста команды формировались не по желанию детей, а случайным образом, через лотерею. В одной команде оказывались учащиеся, которые обычно не общаются между собой. Поэтому в реальном времени преподавателю можно было наблюдать процесс развития коммуникации, взаимодействия в команде. Было наглядно видно: те команды, где все работали дружно, умели договариваться, совместно разрешать проблему, проходили задания быстрее. При подведении итогов квеста на это было обращено особое внимание.
Преподавателем данный квест использовался не только для активизации познавательной деятельности и развития коммуникативных качеств учащихся, но и в качестве оценочного средства по заявленной теме. Методом включенного наблюдения оценивалась деятельность учащихся по следующим критериям:
знание основных терминов и фактического материала темы, умение применить теоретические знания на практике;
умение работать с предоставленной информацией, анализировать и выделять главное;
работа в команде – организация работы, сплочённость команды, работа каждого учащегося в процессе выполнения заданий; степень самостоятельности работы группы;
творческий подход к выполнению заданий.
Первый опыт использования квест-технологии показал не только позитивные результаты, но выявил и определенные организационные проблемы:
на начальном этапе квеста необходимо акцентировать внимание на распределении ролей в команде, чтобы каждый член команды, помимо выполнения основного задания, вносил в работу команды свой вклад. Это поможет задействовать в процесс всех учащихся.
при прохождении этапов преподавателю необходимы помощники - координаторы. Один преподаватель в процессе квеста выполняет множество функций: и раздает задания, и собирает их, и оценивает, поэтому не всегда команды получали следующее задание сразу после прохождения предыдущего, приходилось ждать команду, которая еще не выполнила задание. Привлечение помощников (можно из числа учащихся) позволило бы оптимизировать процесс и привнести в квест бОльший элемент состязательности.
В целом, можно отметить эффективность использованной технологии в образовательном процессе:
повышение познавательной активности учащихся при использовании квест-технологии;
учащиеся включены в творческую учебную деятельность на протяжении всего урока;
учащиеся получают опыт работы в команде, нарабатывают умения творчески взаимодействовать друг с другом, которые пригодятся им не только в курсе изучения музыкальной литературы;
в процессе наблюдения прохождения квеста учащимися преподаватель, помимо оценки знаний учеников, получает немало ценных сведений об обучающихся, полезных для индивидуализации обучения.
Фотоотчет апробации образовательного квеста
Подводя итог, можно отметить следующие основные моменты:
Технологию образовательного квеста как интегрированную технологию, объединяющую в себе несколько методов, возможно использовать на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ как один из компонентов целостной системы обучения.
Квест-технология обладает качествами, учитывающими социально-психологические особенности современных детей.
Данная технология открывает возможности вариативности учебной деятельности, изменения привычных стереотипов организации учебного занятия, позволяет организовать эффективное взаимодействие всех субъектов обучения, способствует развитию познавательной мотивации и коммуникативных умений учащихся, помогает позиционировать обучающихся как активных участников образовательного процессе, а не только как «потребителей» информации.
Модель образовательного квеста представляет собой своеобразный «технологический» цикл - от постановки проблемы до путей её решения, представления результата и рефлексии.
Для структурирования всех элементов квеста можно использовать технологическую карту, которая позволяет упорядочить процесс проектирования.
Разработанный автором образовательный квест «И.С. Бах, или 10 шагов в музыкальное прошлое» прошел апробацию на уроках музыкальной литературы в МБУДО ГШИ №29 и показал эффективность использования данной технологии в образовательном процессе.
Данный образовательный квест можно применять как в практике преподавания музыкальной литературы, так и во внеурочной деятельности учащихся в ДМШ и ДШИ. Раздаточный материал, представленный в Приложении к методической разработке, включает материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности.
На основе материалов разработанного квеста преподавателям ДШИ и ДМШ, заинтересованным в реализации данной технологии можно разработать свой образовательный квест по интересующей их теме.
Список литературы
Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
Березовская И.П. Проблема методологического обоснования концепта "клиповое мышление»: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-metodologicheskogo-obosnovaniya-kontsepta-klipovoe-myshlenie.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,2000г.
Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения предмету. М., 2000.
Буданцова А.А Современный ребенок: новый тип сознания: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rebenok-novyy-tip-soznaniya
Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». [Электронный ресурс].
Гротха Ф. А. Некоторые аспекты преподавания музыкальной литературы в детской школе искусств: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/6783/1/it_mho_2008_049.pdf
Ермолаева М. Г., Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие. Из-во «КАРО», С-Петербург, 2011 г.
Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в образовании: учебное пособие. Чита: ЗабГУ, 2016.
Жебровская О.О. Международный вебинар «"Живые" квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html
Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения// Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf
Кулакова А.Б. ПОКОЛЕНИЕ Z: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: https://cyberleninka.ru/article/v/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt.
Лагутин А., Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. Издательство «Музыка», Москва, 1982 г.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2005.
Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.
http://music-fantasy.ru/materials/bah-venzel-i-kody-baha.
http://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/iogann-sebastyan-bakh.
http://www.turizm.ru/germany/eisenach/places/dom_baxa/.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=18552.
http://www.de-online.ru/news/vosem_istorij_iz_zhizni_i_c_bakha/2015-03-21-410.
https://www.musicaneo.com/ru/sheetmusic/sm21528_shest_fug_na_imya_bach_op_60.html.
https://www.musicaneo.com/ru/sheetmusic/sm24371_shest_variacij_na_temu_bach_op_10.html.
https://barucaba.livejournal.com/287020.html
http://nauka ‑it.ru/attachments/article/1947/shulgina_iv_katerinburg_konf14.pdf
https://www.mk.ru/daily/newspaper/2014/7/11/
Приложения
Раздаточный материал образовательного квеста
Каждый дом-музей разделен на 16 фрагментов одинакового размера – всего 32 фрагмента. |
Фон для конверта к заданию
Фон для конверта к заданию №6 и шаблон конверта
Ответы
№ задания |
ответ |
ключ этапа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 1 |
33, 1718 |
«Мне |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 2 |
|
заниматься, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 3 |
Эйзенах, Ордруф, Люнебург(Гамбург), Веймар(Дрезден), Кетен, Лейпциг. |
будет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 4 |
Барабан, гитара, домра, скрипка, саксофон, клавесин, орган, флейта, фортепиано, альт. |
пришлось |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 5 |
|
прилежен |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 6 |
Дом-музей в Эйзенахе, открыт в 1907 году (1865+222) |
так же |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дом-музей в Лейпциге, открыт в 1950 году (1750+200) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 7 |
достигнет |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 8 |
1.«Играть на любом музыкальном инструменте очень легко: все, что для этого требуется, — нажимать в нужное время на нужную клавишу. А играть он будет сам». 2. «Цель музыки – трогать сердца». 3. «Чтобы хорошо выспаться, следует ложиться не в тот же день, когда нужно просыпаться». |
кто |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 9 |
История с лунным светом (ноты) А где соперник?...(Маршан) Бах сердится (парик) |
прилежно |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 10 |
того же» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог |
Высказывание: «Мне пришлось прилежно заниматься, кто будет так же прилежен, достигнет того же». |
Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения// Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf
Березовская И.П. Проблема методологического обоснования концепта "клиповое мышление»: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-metodologicheskogo-obosnovaniya-kontsepta-klipovoe-myshlenie.
Ястребов Л. Клиповое мышление грозит катастрофой. Интервью в газете «Московский комсомолец» №26569 от 11.07 2014: https://www.mk.ru/daily/newspaper/2014/7/11/
Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в образовании: учебное пособие. Чита: ЗабГУ, 2016.