Статья «Использование квест технологии на уроках русской литературы»
Применение Квест-технологии на уроках русской литературы.
Преподаватель русского языка и литературы Таукешова Майра Александровна.
Павлодарский технологический колледж
г. Павлодар Республика Казахстан
Одним из способов стимулирования интереса к литературе являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса студентов с использованием различных современных технологий обучения. Нестандартные подходы к организации занятий по языковым дисциплинам, учитывающие интересы подростков, основанные на самостоятельной исследовательской деятельности, стимулируют формирование познавательного интереса к предмету русская литература.
Интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия обучающихся между собой и педагогом, гарантирующих педагогически продуктивное познавательное общение, в результате которого создаются ситуации переживания обучающимся успеха в учебной деятельности и развития профессионально значимых компетенций.
Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса. Интерактивные игры позволяют изменить и улучшить формы поведения и деятельности субъектов педагогического взаимодействия и способствуют осознанному усвоению этих форм. В арсенале учителя много технологий, помогающих в реализации этой задачи. Одной из них является технология образовательных квестов.
Английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Квест-технологии в образовании основаны на поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи.
Квест - это игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.
Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.
Им были определены следующие виды заданий для веб-квестов:
- пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
- планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;
самопознание - любые аспекты исследования личности;
компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
- творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;
аналитическая задача - поиск и систематизация информации;
- детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;
- достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;
- оценка - обоснование определенной точки зрения;
- журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Также он предложил использовать ряд критериев, которые позволили бы дать оценку:
- исследовательской и творческой работы;
- качества аргументации, оригинальности работы;
- навыков работы в микрогруппе;
- устного выступления;
- мультимедийной презентации;
- письменного текста и т.п.
Для создания бланка оценки необходимо:
1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:
- достижение заявленной цели;
- качество процесса выполнения работы;
- содержание;
- сложность задания.
2. Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.
3. Подготовить описание параметров оценки
Выделяют 3 этапа работы над квестом:
Начальный этап (командный). Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта. Задачи: 1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап. Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Все квесты можно разделить на 2 вида: «живые» квесты и «виртуальные» квесты. «Живые» квесты проводятся, как правило, на определенной, специально подготовленной территории. А виртуальные могут проводиться даже в классе или дома, для их прохождения достаточно наличия интернета.
Попробуем разработать урок по изучению творчества Николая Гумилева.
В фойе висят листки с записями слов: поэт, судьба, запрещенный, Тифлис, Царское село, делал себя, памятливая гордость, «Путь конквистадоров», Анна Ахматова (Горенко), «Цех поэтов», акмеизм, «Огненный столп», трагедия.
Учащимся собирают эти листки с данными словами, ищут по интернету сообщение о Н.Гумилеве, раскрывают и дополняют слово, написав 5-6 предложений.
Знакомство с творчеством поэта. Определить тему и идею стихотворения.
Учитель читает стихотворение Гумилева “Слово” из сборника “Огненный столп”.
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя.
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это — Бог
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Учащиеся выписывают 6-10 слов или словосочетаний из стихотворения, зачитывают и дают название этой группе слов таким образом определяем тему, затем задается вопрос: для чего автор взял эту тему и определяем идею стихотворения. В классах со слабой подготовкой делим класс на 3 группы, стихотворение делится на 3 части.
Каждая группа выписывает ключевые слова и определяют тему и идею. Например, 1-ая группа выписывают слова: слова, ужас, луна. Тема 1-2 строф: слово, идея: слово –это ужас, слово-это луна, противопоставление свету, 2-ая группа выписывают слова: число, скот, добро и зло. Тема: число, идея: число-это не для людей, а скота, который не умеет разговаривать. 3-ья группа- слово, бог, Евангелие. Дети определяют тему: слово, а идея: слово и есть Бог, затем записывают вывод: в этом стихотворении автор размышляет о природе слова. Он противопоставляет два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей, — выражением его является “умное число”, и высший, Божественный путь, воплощенный в слове. Гумилев говорит, что именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, автор обращается к самому важному авторитету для человека христианской культуры — к Евангелию.
Учащиеся делятся на 3 группы, создают презентации, используя возможности интернета: 1 группа- «Николай Гумилев и Анна Ахматова», 2-группа- «Н.Гумилев и эпоха», 3-группа « Творчество Н.Гумилева».
Тема И.Бунин «Легкое дыхание». На уроке ставится проблема, которую нужно разрешить: Почему погибает Оля Мещерская? Кто виновен в ее смерти?
Задание №1:
Определить персонаж рассказа, дополнить рисунок, составить портрет героя. В шкафу лежат рисунки:
1) на рисунке изображена женщина с вязанием на руках
2) рука дамы в лайковых перчатках
3) офицер с пистолетом в руке
4) мужчина сидит в тарантасе
Задание №2:
В классе спрятаны предметы (записная книжка, портрет царя, косынка, клубок ниток, женские туфли). Рассказать, как этот предмет связан с персонажем рассказа «Легкое дыхание» и как эта вещь характеризует героя.
Задание №3:
В классе в разных местах лежат листочки со словами: легкомыслие, доброжелательность, жестокость, ревность, заботливость, равнодушие, беспечность, озлобленность, безвыходность, отчаяние, ранимость, безответственность.
Каждый ученик зачитывает одно слово и «приставляет» одному из героев рассказа и объясняет свой выбор.
Задание №4:
1-ая группа готовит презентацию на тему: «Какие трудности могут встречаться на жизненном пути у девушек от 15 до 18 лет. Как их преодолеть»?
2-ая группа готовит презентацию на тему: «Неразделенная любовь. Найти выход».
3-ья группа готовит презентацию на тему: «Наши жизненные ценности».
В коридорах колледжа висят листочки, на которых записано:
№1. «В эту зиму она как будто сошла с ума…».
№2 «Теперь я знаю, что нужно делать…».
№3. «Знаешь, я чувствую, что у меня легкое-легкое дыхание…».
Необходимо выбрать одно из высказываний и написать эссе.
Рассмотрим урок по изучению творчества А.П.Чехова
Ребятам предварительно дается задание сделать презентацию по творчеству писателя.
1-группа: «Смех сквозь слезы»
2-группа: «Тема маленького человека»
3-группа: «В человеке все должно быть прекрасно…»
В фойе колледжа развешаны листы с отрывками из произведений А.П.Чехова. Участникам необходимо угадать название произведения и, возможно, персонажа.
Задания
«- Я вчера приходил беспокоить ваше -ство, -забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с..., а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...» (Смерть чиновника)
«Благородный отец и простак Щипцов, высокий, плотный старик, славившийся не столько сценическими дарованиями, сколько своей необычайной физической силой, «вдрызг» поругался во время спектакля с антрепренёром и в самый разгар руготни вдруг почувствовал, что у него в груди что-то оборвалось. Антрепренёр Жуков обыкновенно в конце каждого горячего объяснения начинал истерически хохотать и падал в обморок, но Щипцов на сей раз не стал дожидаться такого конца и поспешил восвояси. Брань и ощущение разрыва в груди так взволновали его, что, уходя из театра, он забыл смыть с лица грим и только сорвал бороду.
Придя к себе в номер, Щипцов долго шагал из угла в угол, потом сел на кровать, подпёр голову кулаками и задумался…».(Актерская любовь)
«— Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл! Такая ещё простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая — из головы вышибло...» (Лошадиная фамилия)
«И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:
— Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло». (Человек в футляре)
«— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину. — Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!» (Хамелеон).
Учащиеся каждой группы выбирают рассказы и дополняют свои презентации.
В шкафах лежат рисунки к рассказу нужно описать их, раскрывая главные черты характера героев.
Урок по изучению рассказа Куприна «Гранатовый браслет».
Учитель спрашивает, кто родился весной, летом, осенью, зимой, ребята рассаживаются группами. Учитель: поговорим о дне рождения, какие подарки вы хотели бы получить, объяснить, почему, поздравьте друг друга и скажите пожелания. А теперь посмотрите, что лежит у вас под партой. 1-группа находит перчатку, 2-группа- гранатовый браслет, 3-группа-лист с симфонией Бетховена, 4-группа-сердце, простреленное стрелой.
Дома ребята читали рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Задание: Рассказать, как эти предметы связаны с героями рассказа.
-Звучат сонаты Бетховена, определить, о какой сонате идет речь в письме Ж.Ж. Как она воздействует на Веру Николаевну? Что в ней изменилось после этого?
-Так, что же такое любовь? Работа с текстом.
-Вспомните, в начале рассказа гости Веры Николаевны говорили о любви. Выпишите высказывания одного героя и составьте презентацию «Любовь глазами героев».
Судьба человека
“Игра в портреты”. По колледжу развешаны пронумерованные портреты поэтов серебряного века.
Задача участников – отгадать, кто изображен на портрете. Дополнительные баллы получают те, кто также указал произведения, созданные этим автором.
Отметим, что по окончании конкурса важно прикрепить к каждому портрету действительные имена авторов.
В чем преимущество квест- технологии:
Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Следует отметить, что обучение с помощью технологии веб-квестов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.
Именно веб-квест объединяет в себе элементы проблемного обучения, метода проектов, игры и предполагает активное использование информационных и коммуникационных технологий.
Участник квеста учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем.
Создает возможность развитию навыков общения Интернета, тем самым, реализуя основную функцию– коммуникативную.
Веб – квест поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки
Участник квеста получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;
Участник квеста учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
Размещение Web-квестов в реальной сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся для достижения наилучших учебных результатов.
Список литературы
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
3. Кузнецов А. А, Семенов А.Л.,. Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика – 2001. - № 17. – С. 21.
4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
Резюме
Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных навыков обучающихся через образовательный веб-квест. Автор показывает на примере уроков русской литературы использование элементов квест технологии как одного из способов активного использования информационных и коммуникационных технологий. Данная технология способствует развитию способностей учащихся, через неё они приобретают практические навыки в работе, что позволяет значительно повысить мотивацию учащихся для достижения наилучших учебных результатов.