12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гавриленко Евгения Сергеевна213
Россия, Курская обл., Железногорск

 

«БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ»: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В настоящее время проблема дистанционного обучения как никогда актуальна. Прошлый год внёс свои коррективы как в нашу личную жизнь, так и в профессиональную. Вопрос внедрения новых форм обучения изучался на протяжении многих лет, велось большое количество споров на тему того, какая же из них самая оптимальная и универсальная. И можем ли мы утверждать сейчас, что дистанционное обучение является таковым. Ранее обучение онлайн было менее распространённым. Оно использовалось либо как отдельная форма обучения, либо при определенно сложившихся жизненных обстоятельствах. И в данной статье мне бы хотелось освятить этот вопрос с точки зрения дистанционного обучения именно иностранным языкам, включаю всю специфику данного предмета.

Как и любая система обучения, дистанционное обучение имеет свои и достоинства и недостатки. Начнём с его преимуществ:

Технологичность – обучение с использованием современного программного обеспечения и оборудования. Она делает дистанционное обучение более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной. Развитие интернет-сетей, быстрый доступ в Интернет, использование мультимедийных технологий, звука, видео делают курсы дистанционного обучения полными и интересными.

Доступность и открытость обучения - это возможность учиться удаленно от основного места учебы, при этом не выходя из дома.

Дистанционное обучение английскому языку с помощью видеоконференций и электронной передачи всех учебно-методических материалов не требует приобретения зачастую дорогостоящих учебников и пособий. Вся необходимая учебная литература хранится в общедоступной электронной базе данных, доступ к которой студенты могут получить в любое время.

Обучение речевой деятельности возможно только в живом общении. Таким образом, необходим партнер. В процессе компьютерных телекоммуникаций студент может вести живой разговор (устный или письменный) с преподавателем или товарищем по группе. [1]

В 2020 году я впервые столкнулась с таким форматом обучения. И из личной практики я бы добавила ещё пару важных преимуществ.

Отсутствие психологического барьера. Я была удивлена, как поменялась манера чтения многих моих учеников. Их тон, произношение и ритм значительно улучшились. Дети чувствовали себя более уверенными, перестали бояться совершать ошибки и они заговорили. Они больше не стеснялись своих одноклассников, своего учителя, и у нас началось реальное общение. А именно коммуникация является главной целью обучения иностранному языку. У нас появилась реальная возможность создавать различные коммуникативные ситуации, которые были более приближены к нашей жизни. Например, учащимся предлагалось позвонить другу и пригласить его в кино или кафе, написать электронное приглашение на свой день рождения и т.д. Всё это мы делаем в нашей повседневной жизни, нам близки такие ситуация. Есть одна только разница - это использовать иностранный язык.

Разнообразие методических материалов. В интернете можно намного быстрее найти любой материал, который будет полезен как для всего класса в целом , так и для отдельного ученика. Учитель имеет доступ к большим ресурсам нежели просто учебник и рабочая тетрадь. В своей практике я активно использовала видео/аудиоматериалы, разнообразные английские сайты с аутентичными газетами, журналами, книгами и т.д. Дети активно посещали их, изучали, а во время урока обменивались своими впечатлениями. В качестве дополнительных рекомендаций учащимся предлагалось создать собственный блог, снять видео или презентовать свои фотоматериалы. Современные подростки по достоинству оценили такие задания, и они им нравились больше всего. Такой род деятельности в наши дни наиболее реалистичен, чем, например, просто чтение и перевод какого-либо текста.

Использование социальных сетей. На одном из таких сайтов мною была создана групп, куда мог вступить любой учащийся нашей школы. В данном сообществе выкладывались различные грамматические материалы в виде ярких таблиц или плакатов. Главное условие данной группы заключалось в использовании только английского языка при общении в данном сообществе. Ребята вели активные беседы, обменивались любимыми английскими фильмами, сериалами и музыкой. Они могли задать вопрос своему преподавателю и достаточно быстро получить ответ на него.

Что касается недостатков дистанционного обучения, к сожалению, они тоже имеют место быть.

Во время работы в дистанционном формате учителями английского языка широко использовалась платформа Skyteach. Здесь учащиеся могли выполнять предлагаемые им задания и автоматически получать результаты за проделанную работу. Разработчики данной программы постарались перевести минусы дистанционного обучения непосредственно в его преимущества.

Минус: Отсутствие доски. Я очень часто вижу преподавательские чаты, где преподаватели, которые только хотят начать преподавать онлайн обсуждают необходимость покупки доски, чтобы повесить на стену и если что, объяснять что-то студенту именно при помощи нее. 

На самом деле: Зачем тратить деньги на доску? Сейчас есть онлайн доски, на которых можно писать, рисовать, при чем это делать гораздо удобнее, чем на обычной маркерной доске. Лучшими, на мой взгляд, являются Miro и встроенная доска в Zoom.

Минус: Нет возможности “контролировать” студента, особенно учеников младшего школьного возраста. Да, родитель должен находиться где-то неподалеку от ученика, чтобы помочь ему включить компьютер, необходимую программу, но в остальном – онлайн урок не отличается от оффлайн. 

На самом деле: вы так же само можете использовать флешкарты, можете создавать веселые онлайн игры (например, на сайтах WordWall или LearningApps) и играть в них, включая демонстрацию экрана и передавая контроль мышки студенту (да-да, это все возможно при помощи Zoom), включать песни, танцевать и использовать TPR. [2]

Список решений возникающих проблем представлен на их сайте в открытом доступе, и Вы самостоятельно можете ознакомится с ним. Однако, мною было выделено несколько вопросов, разрешить которые достаточно сложно или требует большего количества времени (в отличие от проблем, с которыми Вы можете столкнуться во время традиционного урока).

Самый большой недостаток дистанционного обучения - это большая нагрузка на здоровье учащихся. Дети достаточно длительное время должны были проводить за экранами своих компьютеров или телефонов. Во время перерывов между занятиями многие из них так же использовали свои гаджеты для отдыха, что приводило к ещё большей нагрузке для их зрения. Занятия дома привели к малоподвижному образу жизни. Дети стали меньше двигаться, заниматься спортом, играть в активные игры и проводить время на свежем воздухе. Всё их внимание было приковано к экранам телефона или компьютера. Они стали меньше общаться со своими друзьями в реальной жизни, делиться своими проблемами и переживаниями.

Следующий минус такого формата обучения связан с психологическими особенностями учащихся разных возрастных групп. Ученикам среднего и старшего звена было намного легче организовывать своё рабочее время, найти нужную информацию, анализировать и оценивать ее. Что касается детей младшего школьного возраста, то, конечно, у них возникали трудности из-за недостатка сформированности тех или иных навыков, которые необходимы при самостоятельной работе. Дети остро нуждались в активной помощи либо со стороны учителя, либо со стороны своих родителей. Учащимся было сложно длительное время быть вовлечёнными в онлайн-урок и не отвлекаться на посторонние факторы или события, которые происходили у них дома.

Отсутствие зрительного контакта и реального общения. От этого страдали как учащиеся, так и учителя. Обучая иностранному языку, учителю необходимо видеть и понимать, что учащиеся слышат и слушают его. При отработке навыков говорения было довольно сложно вовлечь учащихся целого класса в данный процесс. Выделялась отдельная группа учеников, которые принимали активное участие в дискуссиях, дебатах, спорах. А была группа учеников, которая либо слабо, либо полностью не участвовала в таких видах работы. Им было сложно вступить в дискуссию или тактично перебить выступающего.

Ещё один недостаток - это снижение уровня мотивации. Во время занятий за компьютером или телефоном у учащихся постоянно была возможность «подсмотреть» правильный вариант или «списать» работу из интернета без внесения своего труда в выполняемое ими задание. Очень часто приходилось проверять абсолютно одинаковые работы учеников, а потом с легкостью находить аналогичные варианты на разных сайтах.

Конечно, это далеко не все плюсы и минусы дистанционного обучения. Данный список имеет место быть продолженным. Мы можем рассматривать данный вопрос как с точки зрения учителей, так и учеников. Мы должны учитывать специфику каждого отдельного предмета, так как каждый из них имеет свои особенности и методики преподавания. Однако, можно с уверенностью сказать, что данная форма обучения - это прекрасная альтернатива, без которой нам не обойтись в разных жизненных ситуациях. Многие учителя продолжают активно использовать положительные стороны дистанционного обучения и при традиционном формате учебы, что несомненно повышает уровень знаний, умений и навыков наших учащихся.

Список литературы:

Кисарин А. С. Дистанционное обучение английскому языку: достоинства и недостатки // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2020. № 02 (05) Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/distantsionnoe-obuchenie-anglijskomu-yazyku-dostoinstva-i-nedostatki.html (Дата обращения: 14.07.2020)

Skyteach. URL: https://skyteach.ru/2019/12/11/minusy-onlajn-urokov-i-kak-ix-obratit-v-plyusy /#

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.