Методические рекомендации «Использование средств субъективизации на уроках русского языка как практическая основа метауровня в образовании»

5
0
Материал опубликован 8 July

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специализированная школа с углубленным изучением

гуманитарных дисциплин № 18 города Донецка»

 

Использование средств субъективизации на уроках русского языка как практическая основа метауровня в образовании

 «При наставлении всех учащихся, а особливо возрастных, учитель должен стараться более об образовании и «изощрении» рассудка их, нежели о наполнении и управлении памяти, не теряя из виду главного предмета юношеского наставления, состоящего в том, чтобы приучить детей к трудолюбию, возбудить в них охоту и привязанность к наукам», - так звучат методические рекомендации для учителей, изложенные в Уставе российской гимназии, принятом в 1804 году.

    Таким образом, утверждение о том, что новая парадигма образования – это деятельностная парадигма, не кажется уж таким новым и спорным. И сегодня результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся все более востребованными.

 

Государственные стандарты образования на всех ступенях выдвигают в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Актуальность данных изменений сложно переоценить, так как реалии современности предъявляют к человеку жесткие требования – высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и способность адаптироваться в любом обществе. Фундамент для развития данных навыков закладывается еще в школе, и именно поэтому система образования сегодня меняет свои приоритеты.

Таким образом, первоочередной задачей становится необходимость усилить мотивацию ребенка к познанию, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – неотъемлемая часть подготовки к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Концентрация внимания учащихся исключительно на предметной подготовке не позволяет решить большой пласт актуальных задач. Первая из них – задача понимания. Знать формулы – это предметный результат обучения. Задействовать механизмы понимания, мышления, рефлексии – метапредметный результат.

 

Что составляет практическую основу мета-уровня в образовании?

Прежде всего, психологическая установка на мышление. Мышление есть ценность. Мышление – это ответственное творчество, игра, «создание узоров из идей». Мышление как умение определять суть, ядро, содержание события, поступка, явления. То, что работает в исследовательском подходе, может не сработать в инженерном. Эмпирическое мышление (метод проб и ошибок) явно уступает по возможностям теоретическому, но у каждого есть своя область применения. Мышление по шаблону, по алгоритму или по образцу может подвести в незнакомой ситуации. Все эти способы надо накапливать, сравнивать в явном виде – как схемы, шлифовать их, оттачивая метод. Мышление как жизненная практика: овладение собственным мышлением – задача на всю жизнь.

Понимание как ценность. Психологическая установка на понимание (без подмены, без самообмана – понимаем вещи и события такими, какие они есть, взглядом независимого наблюдателя - осознанно). Понимание искусства. Понимание социальных явлений, конфликтов. Понимание другого человека. Понимание себя, своих поступков, целей и ценностей. Это всё разные способы понимания или у них есть общее основание?

Метапредметные знания. Что такое знание вообще, в принципе? Чем знания отличаются от информации? Метазнания – это знания о знании, о его свойствах, о том, как оно устроено, и о том, как его можно получить. Это знания, которые рождаются в поле уже имеющихся знаний. Человек, обладающий метазнаниями, из человека знающего становится человеком думающим. Уровень развития личности напрямую зависит от метазнаний. 

С тех пор, как метапредметные результаты внесли в Государственный образовательный стандарт (ГОС), перед учителями встала задача их получать. К метапредметным результатам в том числе относятся:

умение извлекать нужную информацию из разных видов источников, систематизировать её и преобразовывать;

способность прогнозировать своё поведение и результаты, анализировать их и корректировать первоначальный план;

умение выделять ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические цепочки;

рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в процессе коммуникации.

То есть это такие «мостики», которые позволяют ребенку соединить все источники познания, осознать собственные действия, отреагировать на них и проанализировать итог.

Поэтому в настоящее время проблема формирования языковой компетентности учащихся, которая рассматривается как качественно новое образование личности, возникающее у учащихся на основе изучения теории языка и в процессе овладения лингвистическими умениями, характеризующееся при этом высоким уровнем сформированности мыслительных операций, наличием положительной мотивации процесса овладения лингвистическими знаниями и умениями и творческим отношением к процессу овладения языком (что является одним из важнейших условий интеллектуального развития), приобретает особую актуальность.

Методика обучения русскому языку средствами субъективизации обеспечивает мотивацию познания, предполагает активную позицию ученика (где ученик – субъект обучения) и переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» сознательно и самостоятельно, что создает условия для эффективного развития интеллектуальных способностей учащихся и адекватному речевому поведению в различных сферах коммуникации.

Урок является главной организационной формой обучения в условиях. Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему строится на известных каждому учителю этапах (определение целей и задач урока, отбор содержания учебного материала, методов и приёмов обучения, определение способов контроля и оценивания учащихся). Меняется, прежде всего, характер взаимодействия учителя и ученика. Учитель выступает организатором продуктивной познавательной деятельности школьников, учащиеся активно включаются в образовательный процесс: ставят цели своей деятельности, планируют, осуществляют её и оценивают результативность. Поэтому так высок на уроке процент самостоятельной работы учащихся с обязательной последующей самопроверкой и коррекцией.

На каждом структурном этапе урока вводятся новые виды и формы учебной деятельности. Они обеспечивают эффект новизны, стимулируют ситуацию поиска, повышают творческую направленность урока, увеличивают активность школьника в организации и проведении учебного процесса.

Важным элементом урока русского языка является мобилизующий этап. Он проводится в самом начале урока и помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, углубленное внимание ученика к изучаемой на уроке теме. Главной задачей мобилизующего этапа урока является повторение материала и углубление знаний по конкретной теме, совершенствование важнейших качеств интеллекта (внимания, памяти, мышления и др.). С этой целью используются различные дидактические приемы: «Текстовый полуфабрикат», «Лингвистический конструктор», «Лингвистическая селекция» и т.д.

 

«Лингвистическая селекция»

Рассмотрите языковой материал и схему, предложенную к нему. Сформулируйте задание к упражнению.

Уже душистым раскале…ым ветром дыхание мое опале…о.

2) Тот голос с тишиной великой споря победу одержал над тишиной. 3) Я устала воскресать и умирать и жить. 4) Но с любопытством иностранки плене…ой каждой новизной глядела я как мчатся санки и слушала язык родной. 5) Лишь изредка прорезывает тишь крик аиста слетевшего на крышу. 6) От любви твоей загадочной как от боли в крик кричу. 7) Муза ушла по дороге осе…ей узкой крутой и были смуглые ноги обрызга…ы крупной росой. 8) И оттого мне каждое слово как божий подарок мне было мило. 9) И благодарная она жила со мной всю жизнь… 10) Так дни идут печали умножая….(А. Ахматова)


 


 

t1720441070aa.gift1720441070ab.gift1720441070ac.gift1720441070ad.gift1720441070ae.gift1720441070af.gif


 

2

10


 

t1720441070ag.gift1720441070ah.gif


 

t1720441070ai.gift1720441070aj.gift1720441070ak.gif


 


 

 

(Необходимо записать предложения, сгруппировав их по определенному лингвистическому признаку (признак определить самостоятельно). Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

«Лингвистический конструктор»

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы в записанные на доске слова. В тетрадь выписать буквы подряд.


 

 

чу..ство

в

 

ровес..ник

-

серебря..ный

-

 

бе..шумный

с

здра..ствуй

в

 

апел..яция

л

р..сток

о

 

камен..щик

-

праз..ник

д

 

к..снулся

о

куплен..ый

н

 

а..тограф

в

ц..плёнок

ы

 

без..аварийный

-

сыноч..к

е

 

сл..гаемое

а

 

 

 

 

 

Тесно связан с мобилизующим следующий этап – формулирование учащимися темы и цели урока. Тема урока формулируется школьниками в процессе выполнения интеллектуально – лингвистических упражнений. Цель определяется ими по опорным фразам на основе установления логической связи между темой и предполагаемыми действиями по ее усвоению. У учащихся создается внутренняя установка на достижение цели, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу.

Осознанная и активная деятельность учащихся во время изучения нового материала обеспечивается за счет широкого использования частично-поискового материала. Новые знания не даются школьникам в готовом виде – они должны добыть их в процессе поисковой деятельности. Созданная на уроке поисковая ситуация дает возможность учащимся повысить уровень языковых знаний, умений и навыков по изучаемой теме в процессе решения непростых, но увлекательных лингвистических задач. Каждая намеченная поисковая операция помогает открыть новую грань изучаемого языкового явления и развивает интеллектуальные способности учащихся.

На этапе закрепления значительное место отводится текстовым упражнениям, когда учащиеся полнее и точнее понимают назначение языковой единицы (слова, словосочетания, предложения, текста) и имеют перед собой образец для развития собственной речи. Используются такие виды упражнений, которые предусматривают большую напряженность мыслительной деятельности, постепенно увеличивающуюся сосредоточенность внимания, активизацию работы памяти учащихся.

 

««Лингвистическая селекция»

Разделите предложения на две группы, причем предложения второй группы должны отличаться от предложений первой по двум лингвистическим признакам. Дайте характеристику предложений второй группы.


 

1)Ловлю измену в каждом слове и убывающей любови звезда восходит для меня. 2) Я говорю сейчас словами теми что только раз рождаются в душе. 3) В последний раз мы встретились тогда на набережной где всегда встречались. 4) Показать бы тебе насмешнице и любимице всех друзей царскосельской веселой грешнице что случилось с жизнью твоей…5) Приду туда и отлетит томленье. 6) Там за сердцем я не уследила и его украли у меня. 7) Узнала я как опадают лица как из-под век выглядывает страх как клинописи желтые страницы страдание выводит на щеках как локоны из пепельных и черных серебряными делаются вдруг… 8) Какую власть имеет человек который даже нежности не просит. 9) Но мне всего милей лесная и пологая дорога убогий мост скривившийся немного и то что ждать осталось мало дней. 10) Но равнодушно и спокойно руками я замкнула слух чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух. 11) Не с теми я кто бросил землю на растерзание врагам. 12) Чтоб быть современнику ясным весь настежь распахнут поэт. 13) Вот уж сердце мое осторожней замирает и больно вздохнуть. 14) Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список и негде узнать. 15) И комната в которой я болею в последний раз болею на земле как будто упирается в аллею высоких белоствольных тополей. (А. Ахматова)

(Учащиеся делят предложения на две группы: первая – сложноподчиненные, вторая – сложносочиненные, в которых одна часть – односоставное предложение. Учащиеся также называют 14 предложение, в котором обе части – односоставные предложения)

Виды упражнений на этапе закрепления материала:

запись предложений в соответствии с логикой изучения теоретического материала;

нахождение указанных учителем языковых категорий с последующей цифровой проверкой;

группировка предложений по трем признакам одновременно;

перегруппировка предложений по самостоятельно най­денным учащимися признакам;

запись предложений в порядке изучения их видов;

установление принципа предложений в первой части уп­ражнения, запись второй части в соответствии с установленным принципом;

запись предложений с учетом количества имеющихся в них синтаксических конструкций по принципу убывания или нарастания;

выделение из каждой группы предложений таким образом, чтобы из них можно было составить еще одну группу однотипных предложений;

запись предложений с учетом количества слов в опреде­ленном виде синтаксических конструкций;

группировка предложений по самостоятельно найденным учащимися признака;

запишите тексты в порядке увеличении и них количества предложений определенного вида;

составьте текст из предложений по формуле:
утверждение>пояснение>следствие<окончательный ис­ход;

составление развернутой зарисовки на основе короткой заметки и др.

Задачи смешанного типа:

найдите имя прилагательное с таким же морфемным составом, как в слове солнце и с такой же характеристикой звуков, как в слове озером;

укажите дополнение с тремя орфограммами в корне;

найдите подлежащее, в составе которого две морфемы и звуков больше, чем букв;

сгруппируйте по орфограммам имена существительные (прилагательные, глаголы и т.д.), находящиеся в неопределенно-личных предложениях;

найдите не менее семи общих признаков в данных словах;

укажите грамматическую основу предложения, в корне подлежащего и сказуемого которой одинаковое количество звуков и т.д.

Словарно-орфографическая работа является обязательной на каждом уроке. Тему (слово) такой работы школьники формулируют самостоятельно. Слово рассматривается с точки зрения лексики, фонетики, грамматики, орфографии.

Словарно-орфографическая работа

Составьте цепочку слов с известными вам орфограммами так, чтобы орфограммы не повторялись. Определите слово для словарной работы, учитывая следующие признаки:

это слово входит в состав придаточной части СПП;

это слово является зависимым в словосочетании сущ. + сущ.;

употреблено в форме родительного падежа;

в форме именительного падежа имеет 3 слога;

в своем составе имеет 3 мягких согласных.

Определите лексическое значение этого слова. Какие синонимы можно подобрать? (письменность, письмена). Расскажите о значении этого слова в данном контексте.

Особое внимание на уроке уделяется работе с текстом. Именно текст помогает более полно и точно понять значение изучаемой языковой категории, ее грамматические особенности и функциональное назначение, а также способствует формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Этот прием является сквозным, он проходит через все этапы урока.

Деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся как предметных, так межпредметных и личностных (готовности к разрешению проблем, к самообразованию, к социальному взаимодействию и т.д.), не подлежащих итоговому контролю и аттестации. Но все же очевидно, что «тех, кто действует, преследует успех». Оценки поставит жизнь. Вслед за школой она продолжит работу по обучению каждого «искусству маленьких шагов» к миру, к людям, к самому себе.

 

Приложение. Как это работает? (на примере одного урока)

 

Мобилизующий этап.

Прочитайте предложения, рассмотрите предложенную схему. Сформулируйте задание к упражнению.

(Восстановить текст в соответствии со схемой). Рифма перекрестная.

 

К. Бальмонт «Родное»

Зеркальности озер. Хрустальный ключ. Аллеи рек. Воздушность ив. Я целый мир прошел в мельканье дней, но лучше вас я ничего не знаю. Безгласные затоны. Цветы родных полей. Его вершин немолкнущие звоны. Апрельский сон с его улыбкой маю. Живая сказка, страшный темный бор.

1 ч. 5 [ ] + БСП

2 ч. 3 [ ] + ССП

 

2. Аллеи рек. Зеркальности озер.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка, страшный темный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.

 

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой Маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.


 

Формулирование темы урока.

Проанализируйте предложения первой строфы. Сделайте вывод, учитывая, что на предыдущем уроке мы начали изучать второстепенные члены предложения. Сформулируйте тему.

Односоставные предложения, назывные, распространенные. Определения выражены по-разному: существительными и прилагательными, причастием. Следовательно, речь идет о согласованных и несогласованных определениях.

4. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?

Выпишите все словосочетания. Определите тип связи слов в словосочетаниях. Сделайте вывод.

Согласованные определения

Несогласованные определения

Хрустальный ключ

Безгласные затоны

Живая сказка

Страшный бор

Темный бор

Немолкнущие звоны

 

Аллеи рек

Зеркальности озер

Звоны вершин

Его вершин

 

Согласование

Управление

5. Словарно-орфографическая работа.

Найдите слово, которое

состоит из 3 слогов;

образовано суффиксальным способом;

в его составе 4 звонких согласных;

в предложении является подлежащим.

Подберите синонимы к этому слову

Изящество, легкость, невесомость, бесплотность.

Дополним наши знания об этом слове информацией из текста.

Воздушность

Как воздушно в нежном сердце у меня!

Чуть трепещут очертания _________,

Все видения _________________ дня,

Все минутности предметов и людей.

 

Самого себя ___________ двойником

Вижу в ясной ________________ воде.

Был себе я ________ другом и врагом,

Но уж больше не найти себя нигде.


 

Как воздушно в нежном сердце у меня!

Чуть трепещут очертания страстей,

Все видения оконченного дня,

Все минутности предметов и людей.

 

Самого себя бесплотным двойником

Вижу в ясной успокоенной воде.

Был себе я странным другом и врагом,

Но уж больше не найти себя нигде.

6. Закрепление.

Объедините два предложения по самостоятельно определенному признаку. Есть ли в них определения? Охарактеризуйте их.

Есть ли в этих предложениях слово, образованное по той же модели, что и слово воздушность? Знаете ли вы, что оно обозначает?

Попробуйте создать зарисовку, употребив это слово.


 

 


 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации