Использование филателии как средства визуализации на уроках географии
В.И. Уточникова
V.I. Utochnikova
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 Невьянского городского округа, г. Невьянск
Municipal autonomous educational
institution secondary school No. 2 Nevyansk city district, Nevyansk
vinil-1@mail.ru
Использование филателии как средства
визуализации на уроках географии
The use of philately as a means of visualization in geography lessons
Аннотация. В статье рассматривается использование филателистического материала в качестве нового способа визуализации информации на уроках географии. Возможности использования почтовой марки как источника географической информации. Одна из задач этой статьи - представить классификацию географических объектов и явлений на почтовых марках. Привести примеры их внедрения в практику образовательного процесса.
Abstract. The article discusses the use of philatelic material as a new way of visualizing information in geography lessons. The possibilities of using postage stamp as a source of geographical information. One of the tasks of this article is to present the classification of geographical objects and phenomena on postage stamps. Give examples of their implementation in the practice of the educational process.
Ключевые слова: филателистическая география, визуализация, филателия, почтовая марка.
Keywords: philatelic geography, visualization, philately, postage stamp.
Основной проблемой человечества является информационная перегруженность. Общество находится в постоянном потоке новой информации, ему необходимо адаптироваться к новым условиям. Современные школьники находятся в точно такой же ситуации. Для них характерны виртуальные коммуникации, им сложно концентрировать и удерживать своё внимание длительное время. Предпочтение отдают наглядным формам получения информации, которые заменяют текст. В результате учителю при работе с учащимися необходимо визуализировать информацию, использовать в своей работе различные сервисы, программы, технологии обучения. В географическом образовании необходим поиск нового способа наглядности и визуализации информации. Данную проблему может решить использование филателистического материала на уроках географии.
Филателистический материал как средство визуализации формирует у учащихся учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетенции. Возможность использовать филателистические средства на уроках географии появилась в ходе поиска новых эффективных визуальных средств обучения. С целью организации процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе личностно-ориентированного подхода. Работа в этом направлении способствует формированию мотивированной личности, способной получать и обобщать полученную информацию, развитию творческих способностей, создаёт условия для развития исследовательской и проектной деятельности, что способствует повышение интереса к географии. Своим русским названием это направление филателии в первую очередь обязано опубликованной в 1966 году книге «Филателистическая география», составителем которой выступил председатель Московского городского общества коллекционеров Л. Л. Лепешинский[4].
Марки разнообразны по своей форме, размеру, материалу и функциональности. Они являются не только денежной единицей, но и произведением искусства, предметом коллекционирования, средствами политической и естественнонаучной пропаганды. Использование марок в виде иллюстрации на уроках географии позволит объединить наглядность и занимательность. От марки к марке ученик будет «путешествовать» по морям и океанам, подниматься на горные вершины и опускаться в толщу вод. По почтовым миниатюрам он будет знакомиться с городами и странами, их достопримечательностями, хозяйственной деятельностью [3].
Одной из наиболее важных сторон применения филателии в географии является правильный подбор и систематизация материала. Хорошая коллекция будет, является своеобразной энциклопедией для изучения географических тем и сюжетов изображенных на почтовых марках разных стран мира.
Рассмотрим, какие географические темы можно выделить на почтовых марках:
Флора на почтовых марках (рис.1) [5]; рис.1
Фауна на почтовых марках;
Марки с изображение путешественников;
Географические карты;
Государственные символы стран
Этнос и религии.
Марки с изображением объектов литосферы и гидросферы, атмосферы
Туризм и достопримечательности рис.1
Марки, отражающие хозяйственную деятельность человека.
Марки, посвящённые городам мира
Марки, посвящённые городам России.
География, как школьный предмет, является удобной площадкой для использования филателии в образовательном процессе. Структура и содержание урока географии строится на основании выбора учителем необходимых филателистических материалов. Его разработка и организация проведения во многом предопределят успех того, как будет
грамотно и верно выстроен урок, какие планируемые результаты обучения должны быть достигнуты.
Механизм подготовки к уроку с применением почтовых марок:
Отбор и систематизация филателистского материала;
Оценка отобранного материала на соответствие требованиям программы, учебнику, уровню подготовки обучающихся;
Определение структуры урока и обозначение методов и приемов работы, используемых на уроке;
Подготовка к этапу применения филателистического материала, сопровождение методом объяснения и дополнения в процессе демонстрации почтовых марок;
разработка и создание конструкта урока, содержащего весь материал, предоставляемый в тесной взаимосвязи с используемым филателистическим материалом.
Самой главной и ведущей задачей, стоящей перед учителем, является методически верное определение и выбор филателистического материала, которые целесообразно использовать на уроке географии.
Филателистический материал особенно интересен для учеников 5-6 классов. Где они только начинают изучать такой предмет, как география и им дополнительные знания просто необходимы. Например, при изучении темы «Рельеф суши. Горы», можно показать горные вершины или характерные горные пейзажи. При этом можно использовать не только марки России, но и других государств, что еще больше привлекает внимание учащихся. При изучении раздела «Литосфера», можно подготовить марки с объектами Всемирного природного наследия ЮНЕСКО серии: «Вулканы Камчатки», «Золотые горы Алтая», «Западный Кавказ». Интересна будет серия марок, посвящённая Палеонтологическому наследию России [2].
Разнообразный филателистический материал можно предложить на уроках географии в 7 классах. В первом случае это огромное количество марок и блоков, изданных во многих странах с изображениями растений и животных. Марки, которые посвящены флоре, позволяют познакомиться со многими растениями нашей планеты. Так, среди белорусских марок есть серии с редкими растениями, а в Европе были выпущены марки с маками, гиацинтами и розами. Благодаря таким маркам можно сформировать общее представление о представителях местной флоры разных стран.
Восьмиклассники с помощью марок познакомятся с известными именами первооткрывателей Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (первые марки о них появились в 1950 году). О русских землепроходцах на Дальнем Востоке В.В. Атласове, С.И. Дежневе, В.Д. Пояркове, Е.П. Хабарове и И.Ю. Москвитине рассказывает другая подобная серия 1990 года с живописными рисунками и марками.
В 9 классе можно использовать почтовые марки при изучении «Регионов России». Продолжает издаваться самая большая в истории отечественной филателии серия почтовых марок «Регионы России». Начиная с марки 1948 года к 225-летию Свердловска (ныне – Екатеринбург) и завершая изданием к 450-летию Астрахани [1]
В10-11 классах изучение региональной характеристики мира (символы стран, этносы, религии, хозяйственная деятельность, туризм и др.). Возможно, использование марок и конвертов на уроках в виде игры. Здесь нужно воспользоваться таким материалом как почтовый конверт прошедший почту, другой страны могут служить как примером связей, так и показывать особенности культуры.
Проектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности учащихся 9 классов, обучающихся по федеральному государственному стандарту основного общего образования. Выполнение индивидуального итогового проекта (ИИП) обучающегося 9 класса и его успешная защита является одним из условий допуска к итоговой аттестации. Филателистическая география даёт много возможностей выбора тем для проекта. Наглядным примером результата работы может служить создание альбома, например, «Города России на почтовых марках» (рис.2) [1]
рис.2 Фрагмент альбома «Города России на почтовых марках»
Необъятны возможности филателии и во внеклассной работе по предмету: конкурсы, викторины, игры, беседы, олимпиады, написание рефератов, создание тематических альбомов, которую можно осуществлять и через дополнительную образовательную программу как составную часть образовательной программы школы в соответствии с ФГОС.
О значении филателии в изучении географии еще мало кто задумывался. А ведь этот пласт богатейшего материала позволит познакомиться со многими природными и хозяйственными объектами, создаст образ территории и явления.
Список литературы
Почтовые марки России / [Маресев Ю. В.]. - Москва: Дом славянской книги, 2009.
Серия марок Палеонтологическое наследие России № 2655-2658// Филателия. – 2022. [Электронный ресурс]. https://rusmarka.ru/catalog/marki/position/36973.aspx (АО «Марка»)
Сухарев А.И.О марках – без помарки / Сухарев Алексей Иванович. – Уфа: Вагант, 2010. – 186 с.: ил.//подарите ребёнку марку стр. 9.
Указатель названий стран, встречающихся на марках // Филателистическая география (зарубежные страны): Справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - www.colonies.ru/books/geografia/geografia.html / Л. Л. Лепешинский. — М.: Связь, 1967.
Флора на марках Европейских стран // Филателия. – 2020. – №8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusmarka.ru/filateliacover/analyticalarticles/n/143474.aspx