Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Основа слова»
КОНСПЕКТ УРОКА
УМК «Школа России»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Основа слова»
Цель урока: создать условия для того что бы, обобщить и систематизировать знания о фразеологизмах.
Задачи урока:
Дидактические | Развивающие | Воспитательные |
1.Способствовать развитию умений выделять основу слова. | 1.Развитие устной и письменной речи, мышления, памяти, внимания. 2.Развитие умения выделять основу слова. | 1.Воспитывать интерес к предмету, аккуратность. |
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
1. Научатся выделять основу слова. 2. Писать без ошибок, применять орфографические правила, проверять написанное.
| 1.На основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. | 1. Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма орг.учеб.деят. (Ф-фронтальная, И- индиивидуаль-ная, П-парная, Г - групповая) | Дидактичес-кие средства,ин-терактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
1.Организацион-ный момент | -Проверим готовность к уроку. -На парте должны быть учебник, тетрадь, карандаш, ручка. | Приветствуют учителя | Ф,И | - | Самоконтроль |
2. Актуа-лизация знаний и мотива-ция | — Перед вами лежат карточки. Что на них записано? (на карточках записаны названия частей слова) — Найдите карточку, на которой записано название главной значимой части слова… (корень) — Найдите карточку, на которой записано название изменяемой части слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… (окончание) — Найдите карточку, на которой записано название значимой части слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов… (приставка) — Какая карточка у вас осталась? — Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов) (если затрудняются: учебник стр. 89, читаем вслух правило) — Расставьте карточки в правильном порядке… (учитель проверяет – проходит по классу) — Откройте тетради, запишите число, классная работа… | Отвечают на вопросы | Ф,И | - | Взаимоконт-роль. |
3. Поста-новка учебной задачи | - Прочитайте слова. Лес перелесок
- Спишите эти слова, записывая их в столбик, как на доске… - Выделите корень в этих словах. (учитель выполняет на доске или идёт выполнение в презентации) - Найдите «заблудившееся» слово, обоснуйте свой выбор. -Что можно сказать об этих словах? (Это разная форма одного и того же слова «лес». Здесь изменяется только окончание.) -Как это доказать? (Выделить в словах окончания) выделяем… - Назовите лишнее слово.(Перелесок) - Почему именно оно лишнее? (Это не форма слова лес, это родственное, однокоренное слово) - С помощью каких частей слова оно образовано? (оно образовано при помощи суффикса и приставки). Выделяем … - Каким словом его можно заменить? ( О лесе или с лесом) — Прочитайте слова. Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание. — Какое слово лишнее? (Предлог.) — Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное — части слова.) — Откройте страницу 73 в учебнике… Рассмотрите схему. — Со всеми ли частями слова мы познакомились? — Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться. — Сформулируйте тему урока. (Тема нашего урока «Основа слова») —Пользуясь схемой, выделите в слове перелесок основу слова. Как это сделать? (Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу: «Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой») —Какую задачу мы ставим себе на данный урок? (Научиться выделять основу слова) | Работают устно и письменно | И И Ф Ф | Слайд 1 Слайд 2 | Взаимоконт-роль,устный опрос, контроль учителя |
4. Откры-тие новых знаний | — Откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило. (1 раз про себя, 1 раз вслух ученик, без примеров.) Работа по учебнику: Упр. 178 (с. 95). Выполнение заданий с комментированием у доски ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. | Работают с учебником: читают правило | И, Ф И, Ф | | Самоконтроль |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (стр. 146). Упр. 181 (с. 95) Мастерица, пёрышко, дошкольный. Проверка 5. Упр.179 (с.95) — Прочитайте текст. О ком в нём говорится? (сначала дети про себя, потом учитель вслух) — Что нового вы узнали из текста? — Запишите: однокоренные слова, выделите все значимые части слова. Сверка с образцом, взаимопроверка: Ящерица, ящерята, ящерка. | Работают письменно Проверяют | И | | | |
6. Подве-дение итогов рефлек-сия | — Что такое основа слова? — Как найти основу в слове? — Какие значимые части слова могут входить в основу? А какая не может? Домашнее задание Прочитайте «Страничку для любознательных» и на её основе выполните упр. 180 (с. 96). | Подводят итог урока Отвечают на вопросы Оценивают свои достижения | | | |