Статья «Использование лингвистических интернет-мемов на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство развития языковой и коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка»

3
0
Материал опубликован 4 June

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Ледовских Л.А.

Общеобразовательная автономная

некоммерческая организация

"Елизаветинский лицей"

г. Балашиха, Московская область

Аннотация. В данной статье рассматриваются методические возможности использования интернет-мемов для развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка. Раскрывается специфика мема и предлагается система их использования.

Ключевые слова: мем, интернет-мем, коммуникативная компетенция, языковая компетенция.

Современные информационные Интернет-ресурсы обеспечивают качественное образование в XXI веке, базируясь на доступности, наглядности, творчестве всех пользователей всемирной сети, от учеников до профессоров международных университетов.

Творчество проявляется во всем. Одним из таких феноменов является переход из интернет-коммуникации в реальную жизнь – это интернет-мемы. Мем – это речевая единица, которая имеет взаимосвязь с определённой ситуацией или текстом, и несёт в себе короткую информацию (текст, изображение, звук), которая становится модной и употребляется в новых реалиях [2]. Ключевые признаки интернет-мемов:

1. Информативность. Каждый мем несёт в себе информацию текстовую, графическую или звуковую.

2. Популярность.

3. Репрезентация. Воспроизведение своего жизненного опыта, знаний с изменением.

4. Эмотивность. Большой отклик у пользователей.

5. Юмор.

Проведя опрос, мы выяснили, что дети в большинстве проводят в сети Интернет 2-4 часа в день (70% опрошенных).

t1717493317aa.gif

100% опрошенных, утверждают, что встречали и использовали мемы. Они обладают собственными систематическими изменениями в области синтаксиса, лексики и орфографии. Использование лингвистического мема в обучении русскому языку отлично закрепляет знания правил орфографии, формирует орфографическую зоркость, а также вызывает детей на коммуникацию и обратную связь. Например, учитель создаёт мем снамереннымиграмматическими ошибками и просит найти их. Обучающиеся выписывают примеры неверного словоупотребления, а рядом исправляют на корректный вариант. На втором изображении проверяются следующие правила: Ь на конце имён существительных третьегосклонения, проверяемая безударная гласная в корне слова, а также правописание -тся и -ться в глаголах. 

t1717493317ab.jpgt1717493317ac.jpg

 

 

Мемы, которые построены на омонимах вызывают удивление и положительные эмоции у обучающихся, когда к выбранное слово расположено по центру заглавными буквами, ниже текст, который имеет другое лексическое значение.

t1717493317ad.jpgt1717493317ae.jpg

 

Для того, чтобы узнать, как обучающие относятся к применению мемов на уроке, мы провели опрос «Мемы польза или вред?». Результаты представлены в таблице:

Вопрос

Результат

Повысился ли у Вас интерес к предмету?

Да– 83%

Нет– 17%

Улучшилось запоминание правил?

Да – 57%

Нет – 43%

Когда Вы встречаете мемы в интернете ищете ошибки, допущенные в них?

Да – 70%

Нет – 30%

Тиражируете ли Вы мемы, которые Вам показывали на уроке?

Да – 90%

Нет – 10%

Данные задания в игровой и интересной для детей форме, не только проверяют знания орфографии, лексики, этимологии, но и способствуют формированию лингвистической компетенции и повышению мотивации при изучении русского языка.

Учитель может предложить обучающимся самостоятельно составить мемы на пройденную тему, ведь они:

1. Дают богатый материал для преподавания, имея языковые явления фонетического, морфологического, синтаксического уровней.

2. Урок становится разнообразнее, учитывая современные интересы учеников.

3. Формируют доверительные отношения между учениками и учителем, а также внутри школьного коллектива.

4. Подача сложного материала интересным способом.

5. Повышает познавательный интерес.

Важно дозированно использовать мемы на уроках, как вспомогательное средство, как составной или обобщающий компонент урока.

Для этого существуют дифференцированные интернет-ресурсы, где собраны шаблоны современных мемов. Сайты Anytools.pro, Meme-arsenal.com– имеют в своём пространстве шаблоны, а также загрузку собственных изображений для создания мемов, а также накладывать текст в верхней или нижней части изображения. Сайт GrammarCatz, где собраны мемы с правилами русского языка и примерами, в сопровождении героев.

t1717493317af.jpgt1717493317ag.jpg

 

 

 

Таким образом, мемы в образовательной среде можно применять на всех уроках. Ведь развитие различных компетенций – одна из главных задач современной образовательной системы. Мемы стали активным источником коммуникации и получения дифференцированной информации. Учителю необходимо научить детей критически оценивать их, находить ошибки, чтобы не только формировать компетенции, но и устранять неграмотность в сети Интернет.

​​​​​​​

ЛИТЕРАТУРА:

Зиновьева, Н.А. Воздействие мемов на интернет-пользователей: типология интернет-мемов/Н.А. Зиновьева // Вестник экономики, права и социологии. –2015. –№ 1. С. 193-195.

Савицкая, Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры/ Т.Е. Савицкая // Культура в современном мире. – 2013. –№ 3. С. 101-103.

Щурина, Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации / Ю.В. Щурина // Научный диалог. – 2013. – № 3. С. 160-173.

Заречнев, Д. О., Федулов, Б. А. Интернет-мемы как средство общения подростков в образовательной среде / Д.О. Заречнев, Б.А. Федулов // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 1. С. 86-88.

Максимова, С. А. Интернет-мем как инструмент формирования коммуникативной компетенции / C.А. Максимова // Языкознание и литературоведение. – 2021. – № 1. С. 88-99.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации