Статья «Использование цифровых технологий на уроках литературы в рамках проектной деятельности»

9
3
Материал опубликован 22 March 2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сенина Е.О.

МОУ «Лицей №2 Краснооктябрьского района Волгограда»


Современные цифровые технологии достигли огромных скоростей развития в последние 20 лет. Сложно найти человека, у которого не было бы страницы в социальных сетях. Большинство компаний из сферы услуг, продовольствия, образования уже перешли на особо популярные платформы: «Инстаграм», «ВКонтакте», «Тик-Ток», «Одноклассники», «Твиттер», «Telegram». По моему мнению, образование не должно отдаляться от реальной жизни и игнорировать появление новых технологий. Необходимо сделать пребывание подростков в социальных сетях не пустым времяпрепровождением, а наполнить его полезной деятельностью, создать необходимый эмоциональный настрой для образовательного процесса. Соответственно, в качестве учебных заданий можно и нужно предлагать ученикам то, что привычно и естественно для них. Обучающиеся могут совместить пребывание в любимой социальной сети и создание странички литературного героя по всем канонам «жанра» этой площадки.

Подростки чаще всего, это отмечается и родителями, малополезно (с точки зрения ответственного отношения к самообразованию, эффективному расширению кругозора, развития полезных навыков) проводят время в социальных сетях. Такую ситуацию, подобную организацию досуга ребят во внеурочное время следует заменить вовлекающей проектной деятельностью творческого характера.

Актуальность подтверждается повышенным интересом учеников всех возрастов к социальным сетям, посредством которых можно привлечь внимание к литературным произведениям.

Цель проекта – активизация познавательного интереса и увлечения чтением средствами современных цифровых технологий.

Задачи проекта:

Создание условий для выявления и повышения уровня анализа прочитанного текста.

Создание условий для эффективного применения знания информаицонно-коммуникационных технологий в ходе выполнения учебного задания.

Совершенствование навыка поиска материала для оформления социальной странички.

Развитие творческого потенциала, фантазии обучающихся, навыков критического мышления.

Формирование личных представлений обучающегося о литературном герое.

Развитие способностей представлять информацию в лаконичной или символичной форме.

Новизна проекта заключается в системном внедрении цифровых технологий, современных реалий в образовательное пространство, разработке новых форм представления и усвоения литературного материала средствами информационных технологий, что повышает значимость и актуальность получаемых знаний для подростков.

Основные целевые группы. Внедрять элементы проекта необходимо уже начиная с пятого класса, объединяя учеников в группы по 4-5 человек. В возрасте 10-11 лет ученикам необходим тесный контакт с учителем, который будет координировать и направлять действия группы, подсказывать, сглаживать возможные конфликтные ситуации. Привлекать к самостоятельному выполнению работы по созданию социальной странички литературного стоит обучающихся 9-10 классов. В этом возрасте обучающиеся способны воспринимать целостный образ литературного героя, переносить его в пространство современного мира, домысливать его поступки как активного пользователя социальной сети, использовать символизм в оформлении страничек.

Сроки реализации проекта. На выполнение конкретного учебного творческого проекта (страничка литературного героя в социальной сети) отводится одна неделя, оно даётся заранее, а требования к работе тщательно обговариваются. При этом выполнение отдельных элементов проекта можно начать в 5 классе, но продолжать его вплоть до выпуска из образовательного учреждения. Можно продолжать выпускать контент от лица героя, прослеживать его отношение к другим изучаемым героям и произведениям.

В целом реализация проекта на разных этапах обучения имеет свои особенности:

Этап (класс) обучения

Содержание деятельности по реализации проекта

5-6 класс

Работа над проектом осуществляется в группе по 4-6 человек в зависимости от уровня подготовленности, высказываемых интересов, освоения информационно-коммуникационных технологий. Данная деятельность рассматривается как логическое завершение изучения литературного произведения (обобщающий урок) или цикла произведений одного автора. Деятельность обучающихся контролируется и направляется учителем при соблюдении структуры социальной странички литературного героя и с использованием предложенных информационных материалов. Выполнение проекта в данном случае рассчитано на 1-2 урока (совмещенных), осуществляется совместная оценка.

7-8 класс

Проект «социальная страничка литературного героя» является итоговым заданием, которое имеет обобщающий и закрепляющий изученный материал характер. На данном уровне обучения выполнение проекта предполагает индивидуальное или парное участие обучающихся. Они уже знакомы со структурой проекта, поэтому, анализируя весь изученный материал, используя сформированный на уроках образ, обучающиеся создают обозначенную страничку. После предварительной проверки учителем на корректность высказываний и использованных лексических оборотов созданные странички представляются в рамках класса.

9-11 класс

Проект «социальная страничка литературного героя» является проектом в реальном времени. Она создается обучающимися индивидуально или в парах и «наполняется» информацией в течение всего периода изучения литературного произведения. Данный процесс является наиболее сложным, так как образ персонажа формируется и изменяется в процессе изучения художественного произведения. Итоговые работы представляются для обсуждения в классе, но учитель в данном случае (так как ссылки на социальные странички предоставляются в момент начала изучения произведения) имеет возможность отслеживать трансформацию взглядов обучающихся, их отношения к литературному герою, самостоятельность и осознанность работы, а также вносить изменения в реальный образовательный процесс.

Методы реализации проекта.

Основным методом реализации проекта является проектный, а рамках которого обучающиеся создают виртуальный образ литературного героя, отражая его особенности, личностные характеристики, дополняя его своей оценкой, эмоциональным отношением, «вписывая» его в современное цифровое пространство.

На первом этапе реализация проекта носит групповой характер, а в последующем имеет вероятность такого осуществления, так как предполагается индивидуальное или парное его исполнение. Это определяет его функционал как средство организации совместной деятельности, развития коммуникативных умений, отражения личностных проявлений подростков в контексте групповой работы.

При реализации проекта применяются элементы технологии критического мышления, так как обучающиеся на всех этапах работы анализируют информационные источники, литературные произведения, биографические данные. При этом их задача состоит не в использовании максимально обширной информации, а в способности определить суть текста и выразить его содержание в одном или нескольких емких предложениях, которые можно разместить в подписи к изображению или «статусе» социальной странички, новостной ленте.

Основными при осуществлении проекта являются информационно-коммуникационные технологии, реализуемые в процессе создания конкретной странички литературного героя. При этом обучающиеся применяют умения не только выделения главного в тексте, но и графического, творческого размещения полученной информации на ограниченном пространстве страницы в выбранной социальной сети.

Ученик может выбрать одну из существующих моделей работы с этим заданием:

Работа с заготовкой (скриншотом). Ученик делает скриншот своей странички в социальной сети и с помощью графических редакторов изменяет аватар, статусы и остальной контент.

Работа с новой страничкой социальной сети, которую он адаптирует под характер выбранного литературного героя.

Структура проектного задания.

Учитель предлагает взять для работы одного из главных героев прочитанного произведения, к которому возникло эмоциональное расположение или сопереживание. Во втором случае подключается еще и личное отношение обучающегося к тексту и его персонажам.

Оценивается данная работа по следующим критериям (объявляются заранее и тщательно проговариваются):

соответствие авторской позиции;

знание текста произведения;

наполняемость контентом;

подбор иллюстративных материалов;

качество размещаемого текстового материала (краткость, содержательность, выразительность, афористичность, соответствие нормам русского литературного языка).

Обязательными к заполнению элементами на страничке литературного героя являются:

«аватар» (портретное иллюстративное или фотографическое изображение);

статус (фраза, определяющая жизненную позицию, текущее эмоциональное состояние, характеристику личностных особенностей героя и т.д.);

информация о себе;

наличие подписчиков, друзей (данный раздел может быть реализован при длительном существовании социальной странички, чаще всего определен при выполнении проекта для обучающихся 9-11 классов);

заполненная «стена» (для «ВКонтакте») или визуальный контент с подписями, определяющий особенности поведения литературного героя, мотивы его действий, характер взаимоотношений с другими персонажами и т.п.).

Планируемые результаты реализации проекта:

Предметные:

получение новых знаний о литературных героях, применение их в ходе практической работы творческой направленности;

осознание значимости и важности чтения;

понимание явления отражения в литературе и литературном процессе истории российской нации;

освоение навыков анализа и интерпретации текста;

формирование умения собирать материал и обрабатывать информацию на основе литературного материала;

совершенствование навыков работы с текстом: выделение главного, пересказ, построение заключений и выводов.

Метапредметные:

регулятивные: определение проблемы; предложение версий решения проблемы; постановка цели деятельности на основе определяемой проблемы; выбор из предложенных вариантов способов решения учебных задач; принятие решения в учебной ситуации;

познавательные: выстраивание логических цепочек; выделение явления из общего ряда; представление и интерпретация полученной информации; определение в тексте требуемой информации; преобразование текста, «переводя» его в другую модальность;

коммуникативные (без конкретизации для каждого этапа осуществления проекта): развитие умения работы в группе, распределение задач между членами группы, принятие позиции одноклассников; высказывание своего мнения; представление в устной речи результата своей деятельности; использование компьютерных технологий для решения учебных задач.

Личностные

формирование положительного отношения к обучению;

осознание целостности и полезности образовательного и реального пространства, их взаимосвязи;

реализация потребности самовыражения через слово, его творческую переработку, интерпретацию и представление.

Возможные риски реализации проекта.

В ходе выполнения данного проекта могут возникнуть проблемы, мешающие подготовке и требующие корректировки учебной деятельности. Одним из важных рисков при осуществлении проекта может являться отсутствие домашнего интернета у обучающихся. В данном случае учитель может организовать работу для обучающихся в школе во внеурочное время, «раздав» интернет на устройство ученика.

При выполнении проекта в группах 4-5 человек может возникнуть риск возникновения конфликтных ситуаций. Данную ситуацию необходимо предупредить, установив четко определенные правила организации групповой работы, распределив обучающихся в группы в соответствии с их личностной и психологической совместимостью. Важным аспектом в деятельности учителя в рамках проекта является оказание постоянной консультативной, креативной, психологической (при необходимости) помощи.

Учителю необходимо постоянно контролировать создание проекта на всех его этапах. Публичное пространство интернета предполагает отсутствие оскорбляющей, порочащей честь и достоинство информации, выходящей за рамки российского законодательства законодательства. При создании обучающимися реальной страницы учитель должен отслеживать весь контент, размещаемый на ней, и оперативно реагировать в случае необходимости.

Опыт реализации проекта. Данный вид проектной деятельности на протяжении трех лет предлагается старшеклассникам МОУ Лицей № 2. Можно отметить высокий интерес лицеистов к данному виду деятельности, а также повышение читательского и учебно-исследовательского интереса. В Приложении к данному тексту можно ознакомиться с тем, как выглядели работы обучающихся. С некоторыми страничками можно ознакомиться по ссылкам: https://vk.com/id517664703 или https://instagram.com/any_odintsova?igshid=726k2u7udq7w .

Возможность применения проекта в рамках других учебных проектов. Данный вид проектной деятельности не ограничивается рамками одного предмета, так как его образовательный потенциал довольно высок. Например, учителя истории могут предложить детям создать страничку исторического деятеля (правителя, народного героя, военачальника, деятеля культуры и т.д.), преподаватели географии – мореплавателя, исследователя территорий, физики – страничку ученого или даже отдельного природного и техногенного явления и т.д.

Описание результатов проекта. Предложение такого формата работы по литературному произведению встречает повышенный интерес у обучающихся. Иногда учеников так увлекает процесс создания «вселенной» текста, что создаются не отдельные странички героев, но и их семьи, второстепенных персонажей, которые фигурируют как

друзья героя или подписчики. За три года апробации данной формы проектной деятельности не было ни одного отказа обучающегося от выполнения или невыполненного задания. Еще больший интерес вызывает просмотр получившихся работ на отчетном уроке, где каждый может задать вопрос по выполнению проекта или наполнению контентом. На экран в классе выводятся изображения социальных страниц, которые мы просматриваем, отмечаем интересные решения, выставляем отметки.



t1616422191aa.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ

t1616422191ab.jpgПриложение 1.

t1616422191ac.jpg

Приложение 1.1

t1616422191ad.jpgПриложение 1.2






























t1616422191ae.png

Приложение 2.

t1616422191af.png

Приложение 2.1

t1616422191ag.png

Приложение 2.2

t1616422191ah.png

Приложение 3.

t1616422191ai.gif

t1616422191ai.gif





t1616422191ai.gif









t1616422191aj.jpg

Приложение 4.

t1616422191ak.jpg


Приложение 4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу!!! Уникальность 100%!

22 March 2021

Интересные материалы, спасибо!

22 March 2021

Благодарю за интересный полезный ресурс!

22 March 2021