Использование ЦОР и образовательных интернет-платформ для предупреждения использования ГДЗ при выполнении домашнего задания
Использование ЦОР и образовательных интернет - платформ для предупреждения использования ГДЗ при выполнении домашнего задания.
В современных условиях педагоги вынуждены выстраивать учебный процесс с учетом тех возможностей, которые предоставлены учащимся современным информационным пространством. Организация домашнего задания всегда была актуальной проблемой и продолжает оставаться таковой в настоящее время в условиях появления готовых домашних заданий.
Домашнее задание – важный часть процесса обучения, выполняя которое ученик осуществляет самоконтроль, что предполагает умение анализировать свои знания, находить свои недочеты и ошибки и затем исправлять их. Это наиболее сложная деятельность учащихся, требующая особой заботы со стороны учителя.
Безусловно, использование домашних заданий как формы самостоятельной работы учащихся сопряжено с рядом трудностей и должно отвечать ряду требований и характеристик:
Целесообразность и педагогическая обоснованность домашнего задания.
Развивающий характер.
Подготовленность учащихся к самостоятельному выполнению упражнений.
Оптимальный выбор объема домашнего задания.
Перспективное планирование.
Дифференцированный подход к формированию системы домашнего задания по математике.
Но даже при соблюдении всех условий, у современного педагога нет уверенности, что домашнее задание будет выполнено учащимися самостоятельно, без обращения к информационным источникам (гдз).
В этих условиях, педагоги вынуждены искать возможности организации домашнего задания исключающие списывания вариантов решения.
Одним из способов достижения этой цели является использование электронных образовательных интернет – платформ.
На современном этапе развития информационных технологий существует широкий спектр различных платформ, включающих разнообразие образовательных ресурсов и сервисов, основным преимуществом которых, по сравнению с печатными изданиями выступают мобильная обратная связь, визуализация, удобная коммуникация посредством различных мессенджеров и возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов.
Использование цифровых технологий в образовании наиболее эффективно, если они позволяют:
- экономить время учителя и автоматизировать проверку выполненных заданий учащимися;
- формировать навыки работы школьников с различными источниками информации;
- организовать активную деятельность обучающихся, самоконтроль, самопроверку обучающихся, получения моментальной обратной связи;
- обеспечить индивидуализацию и персонализацию образования;
- позволяют организовать домашнее задание, исключая возможность списывания и проводить оценку знаний учащихся.
Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Следовательно, выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего времени для выполнения работы.
Также использование ЦОР при выполнении домашнего задания позволяет педагогам адекватно оценивать степень усвоения знаний учащимися, соблюдать принцип дифференцированного обучения.
Использование ЦОР происходит в контексте овладения учащимися УУД, позволяет регулировать и корректировать способы достижения целей урока посредством изменения поставленных задач.
Данный вид домашнего задания позволяет учащимся закрепить изученный на уроке материал самостоятельно.
Одной из образовательных платформ формирующих творческие качества и позволяющих избежать списывания домашнего задания является «Kahoot».
Kahoot! – это сравнительно новый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Яркий, очень социальный, чрезвычайно простой для учителей и учащихся. Kahoot – это инструмент для быстрого создания всего интерактивного, что можно представить: викторин, опросов и обсуждений. В эти мини-игры можно вставлять видео и изображения, а процесс создания занимает от силы минут пять. Ученикам важно ощущение игры и соревнования, поэтому здесь есть таймер и рейтинговая система, которая определяет лидеров, выполнивших задание первыми. Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетов, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету.
Учащиеся получают возможность для реализации своего творческого потенциала, создание собственных заданий на платформе предполагает формирование и применение познавательных УУД таких как:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Применение ЦОР на уроках, а также для самостоятельной работы учащихся в качестве домашнего задания является необходимым условием для перехода от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному.
Образовательные интернет – платформы являются полезным дополнением для расширения возможностей педагога в ходе образовательного процесса и контроля степени усвоения учащимися освоенных знаний.