12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трушникова Татьяна Петровна16
2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРИЛИЗАЦИИ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРИЛИЗАЦИИ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Речь и полноценное овладение ее выступает одним из важнейших условий психического и интеллектуального развития ребенка. Сензитивным периодом развития речи выступает дошкольный возраст – происходит становление основных психических функций, развиваются коммуникативные умения, формируется фонематический слух, обогащается активный словарь и формируются основные грамматические категории. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста неразрывно связано с их интеллектуальным развитием.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставит перед воспитателем и учителем-логопедом четкие целевые ориентиры по речевому развитию дошкольников. В Стандарте определены такие задачи речевого развития, как «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически грамотной монологической и диалогической речи и другими»[2].

Развитие речи дошкольника, как целенаправленный и последовательный процесс, подразумевает включение в педагогическую деятельность специальных техник и методик.

Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Д.Б. Эльконина и др., является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Так же Л.С. Выготский отмечал, что мотивация является необходимым условием для возникновения различных коммуникативных единиц: словосочетаний, предложений, текста[3].

В педагогической деятельности, направленной на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, нами применялся метод театрализации сказок.

Для проведения таких занятий требуется тщательная подготовка. В процессе подготовки нами были сформулированы цели и задачи для каждого этапа работы, продуманы варианты заданий, подходящие и посильные для выполнения детьми, осуществлялся подбор лексического материала, соответствующего интеллектуальному развитию дошкольников, определяется необходимость применения технических средств в структуре занятия.

Подготовительный этап включает работу над лексическим материалом, который потребуется детям: расширение, уточнение значений и закрепление новых слов, словосочетаний, учитывая навыки детей в анализе звуко-слогового состава слова. Так же на подготовительном этапе нами был оформлен уголок чтения, где дети самостоятельно могли ознакомиться со сборниками сказок.

На следующем этапе работы – непосредственно образовательной деятельности – нами были организовано чтение сказок, пересказ по цепочке и тематические дидактические игры. В ходе данной деятельности дети учились подбирать антонимы, согласовывать прилагательные и существительные, активизировали словарь, решали различные творческие задачи.

На третьем этапе работы была организована театрализация сказки. Для реализации группа была поделена на две части. Первая часть показывала спектакль, вторая в это время являлась зрителем. Затем дети менялись. В постановке сказок использовались пальчиковые куклы, изображающие животных: лиса, волк, медведь, заяц и т.д.

На всех этапах работы необходимо наличие зрительной опоры у детей в виде яркого, качественного изображения, формат которого позволяет тщательно изучить все детали картины. Без опоры на визуальный объект невозможно раскрыть значения новых слов. Например, сформировать у детей понятия об разных оттенках: изумрудный, малахитовый, перламутровый.

Театрализация сказок также помогает дошкольникам понять и осмыслить действия героев. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Эффективность проделанной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста оценивалась нами последующим критерия: согласование слов в предложении, грамматическая правильность, содержательность, активность словаря. В ходе повторной диагностики уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста мы заметили положительную динамику – понизилось количество детей с низким уровнем (с 37% до 30%), а количество детей с высоким уровнем речевого развития с 15% повысилось до 22%.

Таким образом, театрализация сказок, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством речевого развития старших дошкольников. В ходе разыгрывания ситуации ребенок принимает на себя активную роль, включается в деятельность, что способствует не только расширению словаря и использованию различных коммуникативных единиц, но и повышает мотивацию ребенка к говорению.





Литература

Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М, Просвещение, 2005. – 289 с.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384 URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/(дата обращения: 16.10.2019).

Селиванова,М.Е. Развитие речи на основе полихудожественного подхода у детей старшего дошкольного возраста // Kant. – 2018. – №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-na-osnove-polihudozhestvennogo-podhoda-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 16.10.2019).

Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 3.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2000 – 239 с.



4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.