Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Самообразование по теме:
«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность выбранной темы:
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей старшей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:
-недостаточный словарный запас;
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.
В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечный этап - связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Такие как моделирование.
Приёмы моделирования: мнемотехника, схемы по составлению описательного рассказа, синквейн. Они облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- повышение своей профессиональной компетенции в вопросе развития речи детей с использованием сенсорно – графических схем; внедрять их в процесс работы
- изучить средства, методы и приёмы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
- изготовить и подобрать методический материал. Пособия для использования образовательных ситуациях.
- способствовать умению детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; (по плану и образцам-схемам) заучивать стихотворения, рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
- разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями.
- обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста использовать графическую аналогию (наглядное моделирование, то развитие умственных способностей и связной речи произойдет быстрее и эффективнее.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратится в активный.
Повысится интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.
Изучаемая научно-методическая литература:
Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного
моделирования», - Москва, 1984 г.
Жукова Н.С. «Формирование устной речи», - Москва, 1994 г.
Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», - Москва, «Просвещение», 1989 г.
Малетина Н, Пономарѐва Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», - журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.
Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу», - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования», журнал «Логопед» № 8, 2010 г.
Форма самообразования: индивидуальная.
Участники:
- Дети
- Педагоги
- Родители
Форма отчета по проделанной работе:
- Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете;
- Подготовка, показ презентации родителям, воспитателям «Чему мы научились за этот год»;
- Проектная деятельность
Работа по реализации данного плана: 1год обучения (старшая группа)
План работы педагога на 2021-2022 учебный год.
Период | Изучаемая тема | Выход темы |
сентябрь- октябрь | Провести диагностику по развитию связной речи на начало года. Подборка научно-методической литературы | |
ноябрь | Изучение методов наглядного моделирования для развития речи детей Подборка произведений для пересказа по программе. Составление плана работы с детьми. | Картотека |
декабрь | Консультация или оформление папки- передвижки для родителей по теме «Как развивать связную речь детей?» | Папка-передвижка |
январь | 1.Подборка сюжетных, пейзажных, предметных картин для речевого уголка. | Картотека |
февраль | 1.Подборка пиктограмм, мнемотаблиц и дорожек. | Картотека |
март | 1.Консультация для педагогов «Использование метода моделирования на занятиях по развитию связной речи»; | Консультация |
Апрель | 1.Провести диагностику по развитию связной речи на конец года. 2. Составление отчёта о проделанной работе. | Отчет |
Май | Итоговая презентация о проделанной работе | Отчет |
План работы с детьми на 2021-2022 учебный год.
сентябрь | Диагностика детей. Подборка научно-методической литературы | Программные задачи: Выявить уровень развития связной речи у детей. |
октябрь | Знакомство с техникой моделирования | Программные задачи: Познакомить детей с графическими схемами, отображающими последовательность событий (мнемотаблицами) |
ноябрь | Пересказ рассказов по опорным схемам. - «Осень под водой» Н.Сладкова; Составление описательного рассказа по картине «Осень» из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц. | Программные задачи: Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Развивать умения детей приемам планирования собственного рассказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. |
декабрь | Работа по составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц. | Программные задачи: Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные признаки; Упражнять детей в исследовательских действиях при рассматривании картины; Формировать анализ, синтез; Продолжать учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на мнемотаблицу. 4. Пополнять и активизировать словарный запас детей. |
январь | Заучивание стихотворения «Вечером» (Г. Зайцев) | Программные задачи: 1. Продолжать обучать детей запоминать текст стихотворения с опорой на схему. Развивать выразительность речи детей. |
февраль | Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал».(Н. Сладков) | Программные задачи: 1. Формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на схемы. 2. Развивать умение зрительно и на слух контролировать правильность составления рассказа. 3. Активизировать и обогащать словарный запас детей. |
март | Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (Г. Снегирѐв) | Программные задачи: 1. Продолжать обучать навыкам связного последовательного пересказа текста с опорой на схемы, отражающих последовательность событий. 2. Упражнять в использовании разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний. |
апрель | Составление описательного рассказа по картине «Весна» из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц. | Программные задачи: 1. Продолжать обучать навыкам последовательного составления рассказа по картине с опорой на схемы. 2. Упражнять в использовании разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний. |
май | Диагностика детей | Программные задачи: |