Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

1
0
Материал опубликован 28 December 2021

Самообразование по теме:

«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность выбранной темы:

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей старшей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:

-недостаточный словарный запас;

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.

В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечный этап - связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Такие как моделирование.

Приёмы моделирования: мнемотехника, схемы по составлению описательного рассказа, синквейн. Они облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- повышение своей профессиональной компетенции в вопросе развития речи детей с использованием сенсорно – графических схем; внедрять их в процесс работы

- изучить средства, методы и приёмы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

- изготовить и подобрать методический материал. Пособия для использования образовательных ситуациях.

- способствовать умению детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; (по плану и образцам-схемам) заучивать стихотворения, рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.

- разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями.

- обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста использовать графическую аналогию (наглядное моделирование, то развитие умственных способностей и связной речи произойдет быстрее и эффективнее.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратится в активный.

Повысится интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.

Изучаемая научно-методическая литература:

Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного

моделирования», - Москва, 1984 г.

Жукова Н.С. «Формирование устной речи», - Москва, 1994 г.

Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», - Москва, «Просвещение», 1989 г.

Малетина Н, Пономарѐва Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», - журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.

Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу», - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.

Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования», журнал «Логопед» № 8, 2010 г.


Форма самообразования: индивидуальная.

Участники:

- Дети

- Педагоги

- Родители

Форма отчета по проделанной работе:

- Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете;

- Подготовка, показ презентации родителям, воспитателям «Чему мы научились за этот год»;

- Проектная деятельность



Работа по реализации данного плана: 1год обучения (старшая группа)





План работы педагога на 2021-2022 учебный год.

Период

Изучаемая тема

Выход темы

сентябрь- октябрь

Провести диагностику по развитию связной речи на начало года.

Подборка научно-методической литературы



ноябрь

Изучение методов наглядного моделирования для развития речи детей

Подборка произведений для пересказа по программе.

Составление плана работы с детьми.

Картотека

декабрь

Консультация или оформление папки- передвижки для родителей по теме «Как развивать связную речь детей?»

Папка-передвижка

январь

1.Подборка сюжетных, пейзажных, предметных

картин для речевого уголка.

Картотека

февраль

1.Подборка пиктограмм, мнемотаблиц и дорожек.

Картотека

март

1.Консультация для педагогов «Использование

метода моделирования на занятиях по развитию связной речи»;


Консультация

Апрель

1.Провести диагностику по развитию связной речи на конец года.

2. Составление отчёта о проделанной работе.

Отчет

Май

Итоговая презентация о проделанной работе

Отчет













План работы с детьми на 2021-2022 учебный год.

сентябрь

Диагностика детей.

Подборка научно-методической литературы

Программные задачи:

Выявить уровень развития связной речи у детей.


октябрь

Знакомство с техникой моделирования

Программные задачи:

Познакомить детей с графическими схемами, отображающими последовательность событий (мнемотаблицами)

ноябрь

Пересказ рассказов по опорным схемам.

- «Осень под водой» Н.Сладкова;


Составление описательного рассказа по картине «Осень» из серии «Четыре времени года» с использованием

мнемотаблиц.

Программные задачи:

Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Развивать умения детей приемам планирования собственного рассказа.

Активизация и обогащение словарного

запаса детей.

декабрь

Работа по составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц.

Программные задачи:

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные признаки;

Упражнять детей в исследовательских действиях при рассматривании картины;

Формировать анализ, синтез;

Продолжать учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на мнемотаблицу.

4. Пополнять и активизировать словарный

запас детей.

январь

Заучивание стихотворения «Вечером» (Г. Зайцев)

Программные задачи:

1. Продолжать обучать детей запоминать текст стихотворения с опорой на схему.

Развивать выразительность речи детей.

февраль

Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал».(Н. Сладков)

Программные задачи:

1. Формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на схемы.

2. Развивать умение зрительно и на слух

контролировать правильность составления рассказа.

3. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

март

Пересказ рассказа «Пингвиний пляж»

(Г. Снегирѐв)

Программные задачи:

1. Продолжать обучать навыкам связного последовательного пересказа текста с опорой на схемы, отражающих последовательность событий.

2. Упражнять в использовании разнообразных

грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

апрель

Составление описательного рассказа по картине «Весна» из серии «Четыре времени года» с использованием

мнемотаблиц.

Программные задачи:

1. Продолжать обучать навыкам последовательного составления рассказа по картине с опорой на схемы.

2. Упражнять в использовании разнообразных грамматических конструкций в формировании

речевых высказываний.

май

Диагностика детей

Программные задачи:

Выявление достигнутого результата


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации