Использование технологии «Эдьютейнмент в развитии детской инициативности
Статья
Тема: Использование технологии «Эдьютейнмент в развитии детской инициативности»
В ФГОС ДОО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативности детей в различных видах деятельности.
Инициативность-способность к самостоятельным решениям и действиям. Эта важный показатель интеллекта ребёнка, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности.
Какие же способы поддержки детской инициативности можно использовать в работе?
- уважать интересы детей;
-выбор уровня нагрузки в соответствии со способностями и возможностями ребёнка, чтобы он справился с заданием;
-поощрение, похвала, подбадривание;
-создание предметно-развивающей среды;
Для поддержки детской инициативности и самостоятельности в детском саду я активно использую технологию эдьютейнмент.
Эдьютейнмент-это образование через игру, или с элементами развлечения, то есть обучение должно быть интересным, познавательным и развлекательным.
Так как именно игровые технологии-фундамент всего дошкольного образования. Важным показателем интеллектуального развития является речевое развитие, познавательная, умственная активность дошкольника.
Один из приёмов, который я организовала в группе это панно «Центр детской инициативности». Он представляет собой доску/полотно с изображением различных видов активности в виде фотографий, рисунков, символов и надписей. Также в центре(полотно) есть место для указания количества участников в каждом виде активности и места для отметки выбора ребенка. Это может быть карман для карточек, крючок для игрушек или другой предмет, я выбрала карман. Детей сразу заинтересовала такая новинка, появилась возможность иметь свою личную фотокарточку. Во время утреннего круга выбирать и планировать свою деятельность самостоятельно и отображать это на доске. Инициатива детей проявляется в желании быть полезными, привнести что-то свое, стать значимыми. Они учатся придумывать что-то самостоятельно, воплощать свои идеи и становятся субъектами социальных отношений. Благодаря центру инициативности, уже сейчас в нашей группе становится больше активных и инициативных детей, которые сами находят себе занятие, организуют игры, занимаются творчеством или общаются с другими детьми. Такая деятельность связана с проявлением познавательного интереса, любознательности и креативности, что важно для развития дошкольников.
Таким образом, я убедилась, что опыт использования доски выбора определенно способствует развитию инициативы и самостоятельности у детей. Ребенок сам решает, чем хочет заниматься, когда и какие материалы ему нужны, а также самостоятельно организовывает свое рабочее или игровое место. Это также помогает развивать навыки планирования, которые являются крайне важными для подготовки к школе.
Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребёнка. Именно в этот период он начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое дело берутся с охотой, доводят начатое дело до конца.
В трудовой деятельности ставлю акцент на то, чтобы ребята оказывали помощь друг другу, поправляли друг друга, проявляли инициативность и самостоятельность, правильно относились к оценке своего труда.
Несомненно, педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске эффективных средств для речевого развития своих воспитанников. Я же, в свою очередь, нахожу эффективным в данной области использование приёма «Кубик Блума» разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Он известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" и "Умею".
Для этого понадобиться обычный бумажный куб или сшитый, на гранях которого предлагается шесть алгоритмов:
Н азови»
«Почему»
«Объясни»
«Придумай»
«Поделись»
«Предложи»
Данный приём вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования. Приём развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Результат броска кубика указывает, какого типа вопрос следует задавать или какое задание выполнить. Вопрос должен начинаться со слова, обозначенного на грани кубика.
1. Грань "Назови":
Один из способов проверить знания детей - это использовать грань "назови". В этом блоке детям предлагается назвать предмет, явление, термин или другую информацию, связанную с темой.
2. Грань "Почему":
Благодаря грани "почему", дети могут развивать навык видеть и объяснять причинно-следственные связи, описывая процессы, происходящие с определенным объектом или явлением.
3. Грань "Объясни":
Грань "объясни" помогает развить мышление детей, задавая уточняющие вопросы и помогая им взглянуть на проблему с разных сторон.
4. Грань "Придумай":
Грань "придумай" активизирует мыслительную деятельность детей, позволяя им анализировать и оценивать полученные знания. В этом блоке задаются творческие задания, включающие в себя элементы предположения и вымысла.
5. Грань "Поделись":
Блок "поделись" развивает эмоциональную сторону личности, позволяя детям выразить свое личное отношение на основе личного опыта. Вопросы этого блока стимулируют высказывать ощущения и чувства, вызванные темой.
6. Грань "Предложи":
Грань "предложи" развивает умение применять полученные знания на практике, позволяя детям предлагать свои идеи и решать различные ситуации.
Для детей, которые не умеют читать, вместе с текстом на «Кубике Блума» размещены пиктограммы, картинки которые помогают запомнить вопрос на грани кубика. Грани кубика перефразированы для детей дошкольного возраста они затрагивают познавательную, креативную и эмоциональную стороны личности.
Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:
Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.
На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.
Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе.
«Кубик Блума» помогает развивать познавательную, креативную, эмоциональную стороны личности ребенка. Для достижения результатов разработан практический материал кубики Блума по темам недели. Использование приёма Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы. Практика показывает, что данный приём очень нравится детям.
Какая большая, величественная и красивая наша родная страна – Россия! Но как мало мы о ней знаем, как мало ей интересуемся. Замечательно, что сегодня в детских садах много уделяют внимание патриотическому воспитанию дошкольников: много говорится о семье – основе патриотизма, о малой родине – родном крае, городе, селе. Но также важно прививать детям любовь, уважение и гордость к родной стране. Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме.
А что, если нам не просто познакомиться со страной, но и найти друзей в разных городах России? Современный технический прогресс, электронные письма, смс-ки, сообщения в соц.сетях к великому сожалению вытеснили общение между людьми с помощью эпистолярного жанра: писем, открыток. Но все, кто когда-либо получал «живые» письма, написанные собственной рукой наших близких и знакомых, знают, какое тепло и радость несут с собой эти весточки, с каким нетерпением хочется открыть конверт, прочитать послание в нем. Приучая своих детей к электронным посланиям, мы лишаем их этой радости.
Россия – большая многонациональная страна с богатыми природными ресурсами. В каждом городе есть свои традиции и достопримечательности. А наиболее точно и полно рассказать о своем городе смогут те, кто живет в нем. Так и возникла идея, для обмена открытками и письмами, которая получила название Посткроссинг. Конечно, это явление далеко не новое. Автором проекта является португалец Паоло Магляшем, в 2005 году, в век информационных писем, истосковавшийся по бумажной или «живой» переписке, решил создать инновационный проект, суть которого состоит в обмене открытками из разных стран мира. Идея Паоло не осталась незамеченной, и постепенно проект стал популярным в России и других странах, выйдя на международный уровень.
Посткроссинг – международный проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок. Как строится работа над проектом в нашей группе :
В ноябре 2023 года мы начали работу над проектом «Посткроссинг между детскими садами». А началась она со знакомства с группами в социальной сети ВКонтакте «Посткроссинг для детей, среди детских учреждений» и «Посткроссинг дошкольники, детский сад». В которых мы нашли всю информацию необходимую для начала работы над проектом (данные детских садов, инструкции по началу участия в международном проекте, а также нами были оставлены наши данные). В группах состоят воспитатели, старшие воспитатели из детских садов России, Белоруссии и других стран, поддерживающих идею проекта.
На следующем этапе с детьми была проведена беседа, в результате которой они с радостью откликнулись на такую возможность узнать о странах, городах и селах. Мы предложили детям поучаствовать в составлении писем и подумать, о чем мы можем рассказать друзья в письмах, нарисовать рисунки или раскрасить раскраски.
Так как в нашем случае проект подразумевает обмен открытками с видами городов и их достопримечательностей, письмами, где содержание конвертов имеет определенную структуру. Письмо состоит из 1-2 страниц, и содержит информацию о городе (достопримечательности или каком-либо значимом объекте, обязательное условие это минимальный, понятный детям текст, фото сопровождение текста. И вторая часть письма содержит новости из детского сада (в первых письмах рассказ о детском садике и группе, которая участвует в переписке).
Наша переписка начиналась с отправления письма в детский сад «Ивушка» из: Херсонской области, п. Новоалексеевка.
Работа со всеми приходящими нам письмами строится в соответствии с заранее определенным нами планом:
1. Каждое принесенное письмо мы внимательно рассматриваем внешне: обсуждаем наличие необходимых элементов (печати, марки и адреса: наш и обратный, обращаем внимание на изображенную на конверте картинку (если она есть).
2. Чтение вложенной информации воспитателем, после каждого прочтенного фрагмента детям показываются картинки, которые прикрепляются к нему, обсуждаются появившиеся у детей вопросы или задаются вопросы по тексту.
3. Рассматривание иллюстраций в письме, конверта, открыток (если они приложены) детьми самостоятельно. Мы тут же с детьми отмечаем новый город меткой на карте.
В результате нашей переписки у нас собралась тематическая папка, в которой мы храним все письма и открытки из других городов. Конечно, их ещё не так много, ведь проект начался недавно. Из писем, за время реализации проекта, мы с детьми узнали много нового. Для ознакомления родителей, информационный материал выставляется в группе мессенджер «Telegram». Кроме того, в рамках проекта на этапе реализации, родителям было предложено сходить с ребенком на почту и вместе отправить письмо, сделав там фотографии «У почты», «Отправляю письмо в почтовый ящик».
Проект разрабатывался в результате совместной деятельности педагогов и детей. Когда нами были накоплены материалы в виде писем, открыток; то у детей возник вопрос о происхождении писем, появлении бумаги и профессии почтальон, которая неотрывно связана с письмами. Поэтому в нашей группе появился мини-уголок «Посткроссинга».
В нем расположена карта Российской Федерации, на которой мы отмечаем все наши города по переписке. Рассматривая карту во время организованных занятий или в свободной деятельности, дети учатся видеть масштаб нашей страны, запоминают местоположение нашего города, также можно предположить по расстоянию, каким видом транспорта до нас добиралось письмо (поездом, автомобилем или самолетом). Помимо карты, в мини-музее собраны открытки, подарки, присланные нам из других городов, которые дети с интересом рассматривают.
Благодаря проекту дети много узнают о стране, знакомятся с эпистолярным жанром общения, учатся помогать создавать открытки и письма. Наши дошколята в доступной и увлекательной форме знакомятся с основами географии, узнают о традициях разных народов России, создают коллекции открыток из разных городов.
Исходя из наблюдений за детьми в течении реализации проекта, можно отметить проявляемый интерес к технологии «Посткроссинг». В результате чего нами были замечены:
• совершенствование умений составлять небольшие предложения на основе обсуждаемого текста, а так же отвечать на вопросы по содержанию;
• возросший интерес к мелким деталям при обсуждении писем и фотографий, в результате чего дети подмечают «свои» детали и задают по ним вопросы;
• активность при обсуждении писем (что есть у нас, чего нет и, что есть в других городах и т.д.);
• пополнение словарного запаса у детей;
• стремление нарисовать рисунок (раскрасить раскраску) для отправки ее с очередным письмом;
• желание рассказать детям из других городов что-то интересное о себе, о нашей группе, детском саде или городе.
Материалы, которые мы собрали с момента запуска проекта, стали хорошим подспорьем в работе педагогов и самостоятельной деятельности детей. С их помощью мы решаем задачи патриотического воспитания, познавательного развития. Мы, педагоги, вместе с детьми создали свою эмблему «Я люблю посткроссинг», для подчеркивания индивидуальности переписки.
Дети начали ориентироваться по карте, уметь находить разные города России. Дети могут называть некоторые достопримечательности района, города и некоторые достопримечательности мест, откуда приходили письма.
Познакомились с процессом коллекционирования открыток, в группе появилась коллекция открыток, и некоторые дети начали собирать открытки дома. А коллекционирование, как известно, положительно влияет на формирование терпения, усидчивости и аккуратности.
Обогатился словарный запас.
Повысился уровень развития монологической и диалогической речи.
Повысился уровень развития внимания, мышления, памяти.
У детей формируется эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира.
Для совершенствования деятельности и образования детей я использую ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)- комплекс методических материалов и интерактивных игр. Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Интерактивные игры могут использоваться во всех образовательных областях. Они делают образный процесс живым и ненавязчивым, повышают мотивацию детей к обучению играя.
Таким образом данные технологии помогли сформировать детскую инициативность. Дети могут заявить о своем желании «спланировать». Не только делать выбор, но нести ответственность. Так же помогли развивать познавательные интересы к одному и нескольким видам деятельности, и одно из главных качеств детей – это готовность учиться самостоятельно и проявлять инициативу. А педагоги осуществлять и воплощать желания и интересы каждого ребёнка через разумную поддержку и сопровождение.