Технология развития критического мышления как средство формирования социокультурной компетентности на уроках английского языка

2
1
Материал опубликован 7 February 2020

Технология развития критического мышления как средство формирования социокультурной компетентности на уроках английского языка.

Каменская Татьяна Борисовна

учитель английского языка,

МБОУ «Гимназия №1»г.Ноябрьск


В последнее время очень большое внимание в методической литературе уделяется развитию социокультурной компетенции и формированию социокультурной компетентности. Обучающиеся должны не только овладеть вербальным кодом иностранного языка и уметь его использовать практически, но и создать в своём сознании «картину мира», свойственную носителям этого языка и формировать и развивать у учащихся толерантное отношение к межкультурным различиям посредством их критического осмысления.

У большинства школьников, изучающих английский язык, знание социокультурных особенностей страны изучаемого языка ограничивается общей страноведческой информацией о праздниках и традициях. Но учащиеся не способны критически воспринимать и осмысливать как свою, так и изучаемую культуру. Помимо восприятия новой информации о культуре другой страны, необходимо обучать школьников рассуждать, высказывать своё мнение и выражать своё отношение к изучаемому материалу.

За время работы было отмечено, что многие учащиеся, преимущественно в классах с базовым курсом изучения английского языка, имеют невысокую мотивацию на изучения культуры и традиций стран изучаемого языка. К тому же реальность такова, что современная политическая и экономическая ситуация в мире зачастую диктует негативное отношение к представителям другой культуры, религии, нации. Поэтому задача учителя иностранного языка – воспитать у школьников толерантное отношение друг к другу. Так, среди учеников 8-9 классов был проведен опрос с целью выявления отношения к изучению культуры и истории стран изучаемого языка. Анкетирование проводилось в два этапа: до и после начала использования технологии развития критического мышления на уроках английского языка. Результаты первого опроса показали, что не все учащиеся понимают необходимость изучения истории, культуры своей и чужой страны, некоторые школьники высказывали свою нетерпимость к представителям другой культуры. Результаты второго опроса (спустя полгода работы учащихся на уроке по технологии РКМ) показали, что ученики изменили своё отношение к изучаемой проблеме. Половина тех учащихся, которые имели низкую мотивацию на изучение чужой истории и культуры, повысился интерес к их изучению. Главное, у них появилось осознание уникальности каждой страны, каждого народа, снизилась агрессивность по отношению к представителям другой нации.

Поэтому наиболее оптимальной технологией, с помощью которой можно решить эти проблемы, нам представляется технология развития критического мышления. В соответствии с одним из определений критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт. Технология критического мышления является проникающей. Несмотря на то, что она подразумевает четкую структуру урока: вызов- осмысление – рефлексия, эта технология позволяет использовать разнообразные формы и методы работы на уроке. Используя данную технологию, работу на уроке можно организовать по-разному – в группах, парах, индивидуально. Это позволяет ученикам выслушать мнение других людей, учит их слушать, слышать, совместно выбирать оптимально правильное решение, что так важно в нашем многообразном мире. Учащиеся чувствуют себя непосредственными участниками учебного процесса, а это обеспечивает психологический комфорт, уверенность (т.к. принимаются все возможные мнения, идеи, особенно на стадии вызова). Ученики учатся уважать мнение других людей, что является одной из главных составляющих социокультурной компетентности.

Конечно, специфика предмета иностранный язык не идеальна для широкого использования технологии развития критического мышления на уроках. Это в первую очередь объясняется недостаточной языковой подготовкой учащихся, особенно на начальной и средней ступени изучения языка, т.к. рассуждать о проблеме, явлении, сравнивать, сопоставлять – это сложно, а уметь выразить это на чужом языке - сложнее вдвойне. Однако, технология РКМЧП проникающая, и она позволяет адаптировать её структуру, приёмы, методы к любому предмету. Для работы со страноведческим материалом с целью развития социокультурной компетентности данная технология наиболее продуктивна, т.к. она позволяет использовать имеющиеся знания, опыт, заставляет не только анализировать культуру, традиции и историю стран изучаемого языка, но и сравнивать, сопоставлять их с культурой, традициями своей страны, ментальность двух и более народов.

Как мы уже отметили, для того, чтобы учащиеся могли сравнить свой опыт и новую информацию, культуру, традиции стран изучаемого языка и своей страны, они должны обладать определённой языковой базой и знаниями по этим темам. Поэтому, как показывает практика, использовать технологию РКМЧП для формирования социокультурной компетенции нужно начинать на начальном этапе обучения. В начальной школе и на средней ступени обучения иностранному языку технологию развития критического мышления целесообразнее использовать на стадии закрепления материала. В старших классах имеющийся у учащихся объём знаний и умений позволяет использовать данную технологию на всех этапах изучения темы.

Технологию РКМЧП не нужно применять на каждом уроке английского языка, т.к. существуют различные типы урока, где это будет не целесообразно. Опыт применения данной технологии на практике показал, что наиболее эффективно использовать ТРКМ при введении новой лексической или грамматической темы и на последних этапах её изучения. Т.к. изучение страноведческого материала в курсе изучения английского языка имеет циклический характер, то на стадии «рефлексии» целесообразно опираться на имеющиеся у учащихся знания и жизненный опыт.

В соответствии с технологией РКМ урок проходит в три этапа: «вызов- осмысление – рефлексия», что подразумевает активизацию имеющихся знаний, постановку собственных целей, ознакомление с новой информацией и сопоставление первоначальных предположений с приобретенным знанием. Стадия вызова позволяет учащимся восстановить в памяти знания по теме, освежить словарный запас. Т.к. учитель принимает все (правильные и неправильные) идеи, то ученик, высказывая своё предположение, говорит. Значит, он не пассивен, а тренируется в устной речи. При изучении страноведческого материала на стадии вызова рациональнее использовать следующие приёмы: «мозговой штурм» и «ключевые слова», «верные и неверные утверждения». Так, например, на первом уроке изучения темы «Соединенные штаты Америки» школьникам предлагается вспомнить всё, что они знают или думают, что знают об этой стране. А перед тем, как познакомить детей с новыми британскими праздниками и традициями и ввести их в тему, демонстрируется ряд дат известных им праздников, их задача – догадаться о чём пойдет речь. Обучающиеся должны самостоятельно определить, достаточно ли у них знаний, чтобы ответить на все интересующие их вопросы.

Вторая стадия «осмысление» характеризуется непосредственным ознакомлением с новой информацией. Особенности предмета иностранный язык позволяют презентовать материал в любой форме: чтение текстов учебника и специально адаптированных текстов, просмотр видеоматериала и прослушивание аудиозаписи, чтение статей газет, журналов. На этом этапе применяются методы активного чтения: маркировка, поиск ответов на «тонкие» и «толстые» вопросы, «чтение с суммированием», «чтение с остановками», заполнение таблиц «знаю», узнал новое», «хочу узнать».

Третья стадия «рефлексия» - самая важная стадия урока для формирования социокультурных компетенций, т.к. именно на этом этапе происходит процесс сравнения, анализа, интерпретация изученной информации. Необходимо, чтобы учащиеся, узнав что –то новое об истории, культуре, традициях ментальности других народов всегда проводили параллели со своей страной, высказывали своё мнение, отношение, пытались обозначить связь между прошлым и настоящим страны и его народа. На данной ступени уместно использовать следующие приёмы: заполнение таблиц, кластеров, организация перекрёстной дискуссия, «уголки», «дерево мнений», диаграмма «Венна» (найти общее и отличное), эссе.

В отдельных случаях наиболее эффективно использовать на уроках формирования социокультурной компетенции не отдельные приёмы, а стратегии. Стратегия пронизывает и объединяет все этапы урока. Наиболее подходящими являются стратегии: «знаю-хочу узнать-узнал» (актуализация имеющихся знаний - определение необходимых областей исследования – сравнение новой информации с первоначальными предположениями), «Зигзаг» (работа в группах сменного состава – обмен информацией).

Работа со страноведческим материалом по технологии развития критического мышления вызывает живой интерес учащихся, учит их сомневаться, не принимая на веру всю информацию, делать выводы.

Но, кроме учета возрастных и языковых особенностей обучающихся, трудность использования данной технологии (в особенности стратегий) –это ограниченность урока 40-45 минутами. С этой целью, если есть такая возможность, проводить такие уроки лучше парой. Тогда не будет спешки, и каждый ученик будет иметь возможность высказаться.

Все современные учебно – методические комплексы по английскому языку включают социокультурный компонент, многие авторы уделяют внимание развитию критического мышления. Но не все УМК продуманны и спланированы с точки зрения содержания в них статей, заданий, рассматривающих не только традиции и исторические факты стран изучаемого языка, но и совокупность общепринятых норм, стереотипов поведения людей. Отбор материала для уроков английского языка, целью которых является формирование социокультурной компетенции средствами ТРКМ, можно осуществлять и самостоятельно, учитывая содержание и требования программы.

Итак, для формирования социокультурной компетентности у учащихся на уроках английского языка считаем наиболее продуктивной технологию развития критического мышления. Для более эффективной работы предлагаем учитывать следующие факты:

- начинать учащихся мыслить критически нужно как можно раньше, но начинать работу по данной технологии можно, когда ученики имеют достаточную языковую подготовку и объём страноведческих знаний

- на начальной и средней ступени данную технологию целесообразно использовать на завершающем этапе изучения темы, в старших классах – на протяжении всего изучения темы

- для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка технология РКМЧП предлагает большой ряд разнообразных форм и методов работы; наиболее комплексным видится применение стратегий

- осознание учащимися уникальности истории и культуры других народов приходит через понимание уникальности истории и культуры своей страны

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Борисовна, Вы ранее размещали эту работу https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_mishleniya_kak_sred_104907.html

7 February 2020

Похожие публикации